3.02.2010 Ныряльщик в запредельное. Екатерина Самигулина.

Не так давно на нашем сайте мы вывесили новую аудиозапись - Екатерина Самигулина & DJ Sedoj "Голос" (2010) - электростихия. Если еще не успели - послушайте. Сегодня, пользуясь случаем, мы дублируем недавно появившееся в сети интервью с Екатериной Самигулиной.

Меня зовут Екатерина Самигулина. Я родилась в далёком городе Северо-Курильске, возле Камчатки. Окончила гимназию № 4 (бывшая 30-я школа) и лицей № 1. Сейчас учусь в МГУ им. А.А.Кулешова на факультете славянской филологии. Лицей был первой и главной школой в моём творческом взрослении. Там я впервые познакомилась с интересными мне людьми, вышедшими за рамки классической поэзии... Но по-настоящему серьёзно я стала относиться к поэзии уже в более взрослом возрасте — лет в девятнадцать. Стихи перестали быть для меня средством самовыражения — они вывели меня на иной уровень сознания, когда человек, отражая Вселенную, сам становится её частью. Меня привлекает всё необычное — то, что выбивается из ритма повседневности. Я не люблю Время. Оно ограничивает человека, заставляет его сожалеть о прошедшем, бояться будущего, тосковать в настоящем. Мне хотелось бы стать неким вселенским часовщиком, который сломает стрелки и позволит людям плавать в безвременье.

— Екатерина, стихи — это от нечего делать или всё же нечто более глубокое, личное?
— Стихи «от нечего делать» нельзя назвать стихами, это — «графоманство». Бесспорно, для меня стихи — это нечто личное. Считаю, что каждая строка должна проходить через творческую лабораторию. Чистое вдохновение, строчки, приходящие невесть откуда, нельзя сразу выливать на бумагу. Над каждой нужно работать. Главное не впадать в крайности, не придавать форме больше значения, чем содержанию.
Мне кажется, любой из нас — только ипостась Единого Духа, поэтому в личном я пытаюсь найти общее — то, что роднило бы меня со всеми, кто живёт здесь и сейчас. Поэтому я не признаю социальную поэзию, которая отражает только определённый отрезок времени, становится фотографией момента.

— Принято считать, что девушки пишут про любовь. А ваши темы — совпадают ли они с этим стереотипом?
— Да, в классической литературе существует деление поэзии на «мужскую и «женскую», причём женщинам часто отводят печально роль певиц Любви во всех её проявлениях. Но разве мужчины-поэты не писали о любви? «Тайна сия великая есть», — сказал Чехов, и это единственное правдивое высказывание о Любви...
Почему-то считается, что тема любви банальна и исчерпана. Это далеко не так. Рифмы, ритмы, чувства неисчерпаемы. В том, что тему любви нынче называют «пошлой», вина только тех авторов, которые процветают на плодотворной почве поп-поэзии. Существуют классические схемы (сюжеты), которые неизменно происходят в жизни человека, но в поэзии главное — нестандартная подача, глубина.
Поэт — это ныряльщик. Чем более редкую глубоководную поэтическую рыбу он поймает, тем выше поднимется по лестнице мастерства. Задача поэта — в ограниченном открывать беспредельное. Это даже не задача, это скорее манера видения мира...
Я стараюсь уйти от рамок, потому что считаю Слово живой субстанцией, которая развивается по своим, неподвластным нам законам. Слово — это и есть центральная тема моего творчества. Слово, рождаясь во мне, направляет мою мысль в ту или иную сторону, заставляя меня смотреть дальше и пристальней.

— Что можете сказать о могилёвских поэтах? Существует ли местный Парнас?
— В Могилёве творчество угасает... Поэты, «найдя себя», предпочитают не искать дальше, а работать по инерции. В Могилёве, безусловно, есть авторы, творчество которых мне импонирует. Это Мария Бран, Юлий Ильющенко, Виталий Рыжков. У каждого из них свой творческий метод, свой стиль, и это меня подкупает, даже если мы расходимся во мнениях относительно того, как нужно писать.
Авангардная поэзия выходит из подполья, становится более заметной для других, но при этом что-то неизбежно теряет. Существует два пути: либо сохранять самобытность, либо поддаваться влиянию моды и теряться в потоке «ньюформатной» поэзии. В Могилёве каждый год «просыпается» большое количество новых авторов, которые столь же успешно и быстро «засыпают» через очень короткое время.
Хотелось бы, чтобы всё было как-то иначе, чтобы поэты серьёзно относились к своему и к чужому творчеству, чтобы молодые авторы не воспринимали поэзию как корзину для грязного белья, которая годится только для того, чтобы выкинуть туда весь свой негатив и неудовлетворённость жизнью...

— Есть ли будущее у стихов? Можно ли как-то определить, что такое поэзия?
— Поэзия — это магия, колдовство Слова... его ритм, его внутренняя жизнь... Поэзия не может рождаться только интеллектом или только вдохновением. Это некий срединный мир, в который уходит человек, чтобы познать себя и всё окружающее. Поэзия — это бегство от реальности через полное в неё проникновение.
Я стремлюсь к тому, чтобы отказаться от слов. Хочу, чтобы поэзия перестала выражаться вербальным способом, а стала чем-то иным. У стихов в таком виде, в каком они находятся сейчас, нет будущего. Современная поэзия постепенно превращается в звукопись, ищет новые формы, где смысловое наполнение слова проступает через магию согласных, гласных, через цветовую гамму звука...

— Можно ли очертить облик современного поэта?
— Поэт — энтузиаст, алхимик. Поэт — человек, всё время находящийся в пути.

— С чем связан выбор именно русского языка? Говорят, язык — одежда души. Вы согласны с этим мнением?
— Человек пишет на том языке, на котором думает. Я думаю на русском. Мне проще найти определения тому, что чувствую, именно в этом языке. И душа, проступающая через мысль, облекается в тот язык, на котором эта речь звучит.

— Ахматова как-то написала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...». Ваши стихи из сора? Или они из более благородного материала?
— Я думаю, что под «сором» Ахматова имела в виду внешний мир. Вещи (перчатки, скрещенные, как руки), здания (плачущие в дождь дома), стихии (неугомонный ветер), многое другое — то, в чём человек находит воплощение себя, одушевляя неодушевлённое (хотя это тоже вопрос — одушевлён или неодушевлён мир?). Если я правильно поняла Ахматову, то, пожалуй, именно в таком «соре» находят воплощение мои мысли. А растут.... Откуда растут стихи? Я не знаю. Из запредельного.

— Ваши пожелания поэтам...
— Пусть будут смелыми. Пусть слушают себя, слушают то, что звучит внутри — и не боятся написать это так, как оно есть...

Нагло спёрта с МАЙСИТИБАЙ

Ныряльщик в запредельное. Екатерина Самигулина. (Могилевский городской информационно-справочный порталл, январь 2010)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям