18.03.2013 Энциклопедия карательной медицины. Алопеция и ее роль в музыке (Сергей Грибановский)

Наша патологическая энциклопедия неспроста начинается со слова, обозначающего "полное или частичное облысение". Это слово, звучащее как архаично-прэлестное женское имя эпохи первых порно-дагерротипов, таит в себе, на самом деле, беспредельный эсхатологический ужас мужской половины человечества, определенно озабоченной вопросом своего look-a. Хаус Тырсович Айболит в белом халате, как водится, суров и беспощаден в прогнозах: облысение не излечимо. Но японские ученые (те, что не британские) пытаются обнадежить и демонстрируют лабораторных крыс с удачно внедренным геном волосатости, в результате чего лысые твари вскорости обзаводятся мощными ирокезами. Будем верить, что через десяток лет всякая жертва алопеции сможет почувствовать себя панком не только в душе, но и на голове. А пока поговорим о том, как алопеция сыграла свою роль в музыкальном жанре.

Роб Хэлфорд из Judas PriestБудем исходить из следующего онтологического допущения: кошмар облысения не был бы столь безграничным в рок-н-ролле, если бы не примат и не сверхценность волосатости в нем же. "Битлы" задали парадигму: одна прическа на четверых как охуенное брэнд-позиционирование. "Роллинги", вечно вторые в гонке за звание королей 60-х, произвели инверсию битловского концепта и запустили имидж растрепанных, а не прилизанных волосатиков. Но между двух версий шевелюры в классическом рокешнике не нашлось места третьей: отсутствие волос на голове позволялось только неграм-блюзменам. Цветочное хиппанство с густыми прядями усугубило дело. Плант, Моррисон, Игги, Озборн... Всех не счесть, и все волосаты, а те, что живы - волосаты и поныне, что еще больше погружает в безысходность способных, но жидковолосых моцартов. Над всей этой волосяной гегемонией возвышаются всего несколько контрфигур, например Роб Хэлфорд из Judas Priest - крупный лысый певец и пидарас. Последняя характеристика делает аргумент спорным...

"Головной" вопрос был впервые кардинально пересмотрен панками. Если в хард-роке длина хаера четко коррелировала с продолжительностью гитарного соло, то в панке количество аккордов соответствовало численности волосяных луковиц. В конце концов, сгорбленный и облагороженный менингитом Джонни Роттен смотрелся бы не так уж "анархично" с нежно-шелковистыми локонами, спадающими водопадом вахтанга кикабидзе на лаконично-обрубленные, злые, юные плечики.

Отдельной ремарки заслуживают немецкие робокопы из Kraftwerk, узаконившие геометрично скупые причесоны на манер гумовских манекенов. Таким образом, был заложен непререкаемый электро имидж-канон, включающий чистую выдержанность, необходимую для вдумчивого обслуживания синтезаторов.

Новая волна задала иные, унисекс и онлисекс стайл-стандарты. Duran Duran, авторы самого термина "new romantics", прославились в первую очередь своими сибаритскими клипами и пышными, вздыбленными, ослепительно яркими стрижками. Некоторые коллеги зашли столь далеко, что сегодняшний читатель вполне мог бы заподозрить Дэвида Сильвиана, Роберта Смита или Мартина Гора образца 80-х в отсутствии его величества Хуя и их преосвященства Яиц.

Хайер-рок (что само по себе показательно) в лице ужасных Europe, Bon Jovi, Guns and Roses, Motley Crue обеспечил триумфальный камбэк патлатого дрочера на сцену. Курт "Подай дробовичок" Кобейн был идеологическим противником сексистски настроенных хайер-рокеров, но в своем грандже он варился, будучи таким же заросшим. Грандж просуществовал недолго и вскоре уступил позиции галлюциногенному постмодерн-рейву. Постмодерн возвестил предельно демократичный подход к форме, а главное - цвету прически. Красились все, и не только любители хауса, днб, техно. Пергидрольными блондинками были даже невротик Том Йорк и унылый пьеро Вячеслав Бутусов. Большой товарищ группы Акуте Брайан Молко (Placebo) и просто товарищ Мэтью Беллами (Muse) разукрашивали свои волосы в разные оттенки буквально ежедневно, ну а то, что творил с собой чудной Кит Флинт (Prodigy) - не могла бы произвести ни одна чернобыльская фукусима.

Сысоев учит СолодухуВ нулевых произошло самое логичное, что могло произойти именно в нулевые - это фактическое обнуление эпатажных образов и признание произвольности в пределах психиатрической нормы. В одном коллективе вполне могли ужиться заросший орангутанг и червячок с залысинами. Достаточно окинуть взором отечественных старз (лысый Михалок / многоволосый Булатников; умеренный Селиванов / "фантомас" Белов и т.д). Несостоявшаяся эмо-революция ненадолго ввела тренд "косой челки", о котором нам говорить здесь не престало.

Возвращаясь к изначальной теме алопеции, отметим, что лысый рок-мэн по-прежнему воспринимается неоднозначно, а значит проблема есть. Только источники проблемы могут быть разными.

Во-первых, идеологический шифт сознания музыканта, сопряженный со сменой музыкального вектора. Ну к слову, артист Моби расстался с радикальным хардкором, оголил балду и стал вегетарианским саунд-дизайнером утренних гимнастических практик американских домохозяеек. Йохан Эдлунд (Tiamat) плюнул на загнивающий дум, опять-таки остриг волосню и забурился с коллективом в рафинированную готик-рок эстетику. Русский музыкант Евгений Федоров лабал по юности неряшливый панк в команде "Объект насмешек", достиг зрелого акме, сделался лысым и заиграл интеллигентную, строгую альтернативу в группе Tequilajazzz. В эту кагорту облысевших по причине ментального инсайта внесем ранее упомянутого Сергея Михалка. Несомненно, список был бы не полным без упоминания белорусского джастина тимберлейка - Александра Солодухи. В начале своего творческого пути "Солод" предстал в образе беспечного ездока на харлее, с гитарой и чужой/милой наперевес. Бандана обрамляла волостое богатство Александра, совершавшего первые успешные шаги в шоу-бизе. Через годы певец ударит "жилетом" по увядающей растительности, и все завертится, как в песенке "Аукцыона": новая герлфренд, корешевание со Стасом Михайловым, отличный отдых с семьей на Мальдивах - дольче вита, дольче габанна!

Вторая группа - лысые по призванию. Самый удачный случай Александр Куллинкович. Постоянно ускользающий от клеймения себя "панком", дядя Саша воплощает на сцене парадоксального персонажа - свирепого и обритого пэтэушника с богатым внутренним людвигом фейербахом, который силится держать марку и потому носит респектабельный коминтерновский костюм-тройку. Здесь лысина и костюм становятся атрибутами внутренней диалектики, порождающей отстраненные приговские четверостишья, неологизмы аля "бухаст" и концептуальные, сорокинские обыгрывания артефактов повседневности (из последнего - "белтелеком", "бифидокефир"). В образе "лысой головки, что входит ловко" Куллинкович также органичен и аутентичен, как Александр Григорьевич в роли хоккеиста.

Нейро-ДюбельТретий кластер объединяет музыкантов с флуктуирующей, неустойчивой внешней самопрезентацией, перманентно переживающей воздействие внешних обстоятельств, будь то рыночная повестка или требования моды, вплоть до магнитных возмущений и солнечной активности. Так, скажем, Борис Гребенщиков в своей четырехсотлетней карьере успел примерить два миллиона париков: он был и романтической дурашкой с продольно-острой как лезвие ножа челкой (запечатлено на обложке альбома "Табу"), был и носителем благопристойной гривы в эпоху "Radio Silence", а чуть позже на "Русском альбоме" его бессистемная взъерошенность дополнилась окладистой бородой то ли волжского бомжа, то ли бурлака. В последнее время гуру можно заметить лысым, но это всего лишь очередной взбрык непостоянной конъюнктуры буддистско-кемеровской души. В этом контексте упомянем наших героев рока - Романа Жигарева, Евгения Сысоева, лысые девиации которых были обусловлены скорее сезонными импульсами (лето, жара падло), нежели серьезными мировоззренческими помутнениями рассудка (первый случай).

Кирилл Фан СмышляевЧетвертую группу по праву назовем классической. В нее входят лица, ставшие жертвами как раз-таки естественно-природной, хищной и коварной алопеции, вызванной процессами старения и явлением гормональной перестройки. Чтобы поумерить степень трагичности, напомним афоризм славного грека Аристотеля, утверждавшего, что лысина - это чудная тропинка, протоптанная интеллектом. Певец Питер Габриэль - тому живое подтверждение: на заре туманной юности выступал в мозгонапрягающей арт-банде Genesis, после ушел в одиночное плавание, повзрослел, облысел, но сумел открыть миру сокровища глубинной и многомудрой этники. Яйцеголовый Билли Корган (Smashing Pumpkins) также мужественно пережил испытание алопецией, растерял волосье, не растеряв при этом мелодического таланта, к которому впоследствие прибавился литературный в виде издания сборника собственной поэзии. Ветеранище могилевского рока Кирилл "Фан" Смышляев распорядился своей лысиной более чем инновационно и внес ее в мифологию сценического "я", прикрыв "миф" капюшоном баечки, что обеспечило моментальную визуальную узнаваемость АШ, позволившую отделить ее от десятков и сотен других рок-формаций. Это особенно ценно в век оберток и упаковок.

О пятой группе лысиков следовало бы благоразумно промолчать, сдерживая персональное "хихи и хохо", но жанр статьи аналитический и всеохватывающий, поэтому придется немножко "хехе" обхватить. Речь пойдет о поп-единицах, тщательно скрывающих свой отсутствующий волосяной покров за ширмой различных приспособлений. Хрестоматийный Кобзон прячет голый череп за накладкой, из-за чего родилась шутка, что под накладкой у Иосифа Давыдовича таится Розенбаум. Покойный Муслим Магомаев также следовал примеру Кобзона, но это выглядело менее заметно. Живой (к несчастью) Михаил Боярский никак не может смириться с тем, что он уже не Д'артаньян, а старый, общипанный пидарас, поэтому и не расстается с шляпой ни при каких обстоятельствах. Странно, что он до сих пор не получил за это пизды, которая причитается в приличных обществах, блюдущих этикет. Пожалуй, честнее всего поступил сэр Элтон Джон, патентованный пидарас, официально пересадивший себе волосы с задницы на голову, что достойно любых званий и титулов. Хотя мы лукавим. Самый героический герой, конечно, 75-летний Адриано Челентано, следующий единственно верной максиме "мои года - а ну их нахуй!" и поэтому не парящийся о лысине и выступающей с ней при любом удобном случае.

На этом фрагменте мы и закончим первую статью нашей музыкально-медицинской энциклопедии. Следующий разговор будет посвящен базедовой болезни как причине возникновения эйсид-джаза. Пока.

Энциклопедия карательной медицины. Алопеция и ее роль в музыке (Сергей Грибановский, Инфо-центр ЦЖР, март 2013)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

бэйзид джазз крупская сотоварищи люто бешено плюсую