20.08.2008 Свободу пчёлам! Записки созерцателя. Часть 3. Второй концертный день: быть свободным - от кого?

Одно перечисление выступавших во второй день потянет на добрую экранную страницу. Коротенько: «Стары Ольса», «WZ-Orkiestra», «IQ 48», «MAUZER», «Krama», «ULIS», «NeuroDubel», «Тартак» и другие.

Часть 1. Львов – город контрастов

Часть 2. Первый концертный день: вода не беда!

Утро разбудило меня песнями ... на русском языке. Пели громко. «Сашу и Сярожу», «Ляписов», «Дюбелей». Полина утверждала, что, пока я спал, спели штуки три песни и по-белорусски. И тут как раз грянули «Тры чарапахi». Пережившие ночное мочилово (с помощью хорошего настроения и некоторого количества водки) весело делились впечатлениями прошедшей ночи и прощались с палаточным городком, где быстро «крылья сложили палатки».

Второй день гремел сразу на двух площадках: сначала на площади Рынок, а потом — всё в том же парке им. Б.Хмельницкого. Первый концерт был потише: условно — этно-фолковый. Второй — полное электричество на пределе возможного.

«Тихую» часть программы начал проект Насти Некрасовой (известной по вокальному участию в шлягере группы «BN» «Дождями»). Довольно симпатичный приджазованный фолк с хорошим вокалом. Больше и сказать-то особо нечего. (А Полине очень понравилось.)

Зато когда на сцене появилась группа «P.L.A.N.» — ПЛисанов АНдрей со товарищи — сразу стало интересно. Этот проект — эссенция белорусского национально-освободительного рока. В ответ на виртуальную реальность, созданную современными белорусскими СМИ, плисановцы создали свою виртуальную реальность, в которой большинство белорусов не говорит на родном языке, потому что боится; в подъездах страшно гадят, и ваще происходят всякие ужасы; а по-белорусски почему-то не принято говорить «Добрай раницы», в отличие от всех остальных языков. Больших художественных достоинств в классическом бард-роке ПЛАН-а я не заметил. Но антимаскальский (антикацапский) пафос и решительный тон выступления группы нашли огромное количество сторонников, а постоянные напоминания о том, что в спецпалатке «продаётся белорусская музыка» позволили коллективу продать целую кучку своих дисков.

Скромно вышедший после этого на сцену дуэт «Яр» — вокалистка (со всякими треугольниками и прочими погремушками) и виолончелистка — снова затянул симпатичный приджазованный фолк. Winking Зато после них грянул настоящий «Джамбiбум»! Это такой «большой бара-бум» современного и даже модного внешнего вида, поющий в много голосов с преимущественно женскими вокалами в мощнейшем рок-сопровождении то ли нью-фолк, то ли уолд-мьюзик. Было громко, было классно. На другом конце прощади развернулась вторая сцена с рекламной акцией МТС, но джамбибумцы убэцали их навзничь!

Не помешали МТС-ники и мощному слаженному выступлению ряженого под средневековье историк-этно коллектива «Стары Ольса». Средневековые музыки с освободительным привкусом многим пришлись по вкусу, мне же это всё не интересно — я сторонник актуального искусства. О нашем, нынешнем, наболевшем. Впрочем, у кого что болит...

Давно хотел посмотреть на живого Дмитрия Войтюшкевича и его «WZ-оркестра». Посмотрел. Улыбнулся. Очень креативный, как сейчас модно говорить, человек, музыкант, массовик-затейник. Не досмотрев его выступление до конца, а также пропустив «Лiцьвин тролль» и показательные выступления украинских реконструированных рыцарей, я побежал на другую площадку, где уже начиналось самое громкое событие феста.

Увы, снова немного опоздал — пропустил выступление украинских «Ху4». Зато успел ухватить кусок выступления «IQ-48». Народ собирался, подтягивался, разогревался и разминался в ожидании серьёзных прыгалок. И они не заставили себя долго ждать.

Выступление могилёвского «MAUZER» вызвало у меня приступ гордости за свой город. Янка и его группа собрали перед сценой и практически поставили на уши огромное количество поклонников, они подарили публике лозунг «Беларусь будзе вольнай!». А что касается действа на сцене, то тут Янке не было равных! Лидер «Маузеров» перед выступлением повесил на микрофонную стойку бело-красно-белый флаг и начал пластично и продуманно двигаться: взывал, метался, негодовал, прыгал, сгибался/разгибался, колбасился и зажигал других своей неиссякаемой энергией. Несколько фанов так рабушевались, что снесли заборчик ограждения и чуть не растоптали провода, беснуясь у самой сцены. Когда рубашка Янки взмокла от пота, он обнажил свой могучий торс, вызвав восторг многих представительниц слабого пола и зависть — сильного. После выступления толпа скандировала: «Яшчэ!», а Янка ещё очень долго был окружён молодыми поклонницами, которые брали автографы, фотографировались и просто общались со своим кумиром.

Музыканты польской «Metanoia» прекрасно владеют инструментами, отыграли ровно и чисто, временами мне казалось, что включен магнитофон. На фоне этой музыки, не понимая текстов, а потому без особого интереса к программе поляков, я осмотрелся вокруг и отметил прелюбопытнейшее зрелище. Народ, пользуясь случаем масштабного опен-эйра, оттягивался в полный рост. Пили пиво, болтали и целовались сидя на лавочках, валялись и обнимались на траве. И всё это — на глазах у крайне лояльной многочисленной львовской милиции. Никого не отгоняли от сцены (пару раз всё же защитив провода от повреждений, но очень вежливо), не «забирали» пьяных, не мешали ловить кайф. А обстановка царила мирная и радостная. Особо активные развлекались с туалетной бумагой из биотуалетов — её запускали серпантинами, ей обматывались различным образом и в таком виде балдели.

Но тут на сцене появилась могилёвская супергруппа «ГЛЮКI» и порвала нах всю площадь своей суперпрограммой... Извините. Вырвалось. Конечно, не было «ГЛЮКОВ» во Львове. Просто в голове не укладывается, как ставшая одним из лауреатов «Басовiшча» группа умудрилась развалиться тут же после возвращения с него. Эх, парни, как же не хватало вас на «Be Free»!... Как будет не хватать в дальнейшем!

А в концертной программе пришло время «тяжёлой артиллерии». Для начала на сцене появились динозавры белорусского рока — задушевная «Крама». Тут же с четырёх точек начали работать камеры Львовского телевидения, толпа быстро собралась (в обоих смыслах этого слова), и грянуло хоровое пение в едином порыве. Я сам когда-то много и с удовольствием слушал «Краму», поэтому сейчас стоял вместе со всеми и подпевал во весь голос «Бяжы, хлопец» и «Будзь разам з намi». Однако жизнь в Центре Живого Рока развивает внимательный слух и пытливое мышление, и казавшаяся некогда просто очень хорошей песня про светлого ангела звучала теперь сектантским гимном: «Будзь разам з намi, але ня трэба нам рабіць лягчэй, будзь разам з намі, i гэта ?сё, што трэба нам»...

Выхода другой суперлегенды — «ULIS» — я ждал с особым нетерпением. До сих пор я о них только читал. Много страниц восторгов, которые неоднократно писали Олег Климов и другие experty.by. А все мои попытки начать слушать песни этой группы заканчивались неудачей. Наверное, нужно было увидеть вживую, чтобы определиться. Увидел. Определился. Возможно, группа когда-то хотела доказать, что качественный гитарный рокешник можно играть и в сопровождении текстов на белорусском языке? Можно. Только это скучно. И не мне одному. Хотя танцы-пиханцы под ULIS продолжались вовсю, публика несколько поредела, а от проходивших рядом молодых людей я услышал фразу: «На этой группе надо отдохнуть перед Дюбелями». Песню «Радыё Свабода», конечно, пели хором. С эпизодически загоравшимися огоньками зажигалок. И я подумал, что, наверное, глубоко символично рефреном улисовского белорусско-освободительного гимна звучит фраза: «Белы сьцяг па-над нами»...

Программа «NeuroDubel» состояла большей частью из белорусскоязычных песен, а перед исполнением русскоязычных Куллинкович иногда просил прощения. Надо полагать, это после «Басовiшча», где русских песен было больше, кое-кто провёл «воспитательную работу». В любом случае, отыграла группа совершенно отвязно: Куллинкович корчил страшные рожи и позы, музыканты отрывались по полной, публика прыгала от счастья и ловила мегаватты энергетики, валившей со сцены. Я не сфотографировал огромную толпу, подскочившую и вcкинувшую руки на словах: «Бля буду, ландыши!» только потому, что сам подскочил, вскинув руки, вместе со всеми. Закончил выступление Александр фразой (цитирую не дословно, а по смыслу) о том, что не важно, на каком языке ты разговариваешь, главное — любить свою страну. А мне стало любопытно, «Ляпис Трубецкой», например, не может появиться на этом фестивале по определению? Как «несвободный» носитель вражеского языка...

Да, белорусским хэдлайнером феста был «NeuroDubel». Но когда на сцене появился «Тартак», я понял, что такое настоящая народная любовь. ВСЯ площадка со всеми подходами к ней заполнилась народом. Я даже не берусь оценить его количество, просто никогда такого не видел. Парни быстро настроились и уверенно поставили толпу на уши. Больше всего меня удивила тематика песен — ОБО ВСЁМ. И о борьбе за свободу, и о личных проблемах, о футболе и просто (главный суперхит!) о том, что: «Сонца пэчэ, рэчка тэчэ, улитку на вулiцы так горачэ». Специально для белорусских гостей был исполнен белорусскоязычный кавер группы «Чырвоным па беламу» на знаменитую песню «Я не хочу» группы «Тартак», звучавшую на Майдане. А потом лидер «Тартака» — Сашко Положинский — рассказал о том, что белорусы и украинцы — два самых близких народа, они понимают друг друга без перевода и за всю историю ни разу не воевали друг с другом. Вот такая своеобразная точка зрения то ли на историю, то ли на белорусов и украинцев.

Большое видится на расстоянии. А счастье познаётся, когда оно уже закончилось. Во вторник утром, утонув в производственных проблемах на своём заводе, я был безмерно благодарен организаторам за проведенное мероприятие. Очень хотелось бы продолжения. Можно там же, в прекрасном и приветливом Львове. А хорошо бы и расширить географию — как минимум, возможные варианты: Киев и Ровно на Украине. А есть ещё более дальние страны, где нас тоже любят, помнят и ждут. Израиль, например...

Свободу пчёлам! Записки созерцателя. Часть 3. Второй концертный день: быть свободным - от кого? (Анджей Полянский. 20 августа 2008 года. Фотки автора и Полины Гамаюн)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям