11.02.2008 Магия театральной курилки
Каждый раз, попадая в Театр, испытываю какое-то щенячье чувство. Как когда-то давно стоял одной ногой на земле, а другой в нагромождении сказок и фантазий, и все это сливалось в чудные узоры и мерцало северным сиянием. Я давно не маленький, но до сих пор испытываю знакомый трепет, когда перешагиваю порог театральной курилки и вижу людей, которые сейчас поднимутся на сцену, чтобы дотянуться до чьй-то кроткой души в зале, которая, не в пример мне, еще верит в сказки
Суббота, вечер. Третий день премьеры спектакля «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕНЩИНА СЕНЬОРА ХУАНА», пятнадцать минут до спектакля курилка полна. Вот Александр Пьянзин со своей фирменной брезгливостью на лице, а вот и новенький актер, про которого Тима говорил, что он эстонец, но при этом русский националист, по иронии судьбы играющий в белорусском театре Сам Тимофей с гитарой встает мне навстречу здесь и сейчас обнять его хочется совершенно искренне. А когда следом за мной входит седой старик в мундире полковника старого покроя рефлекторно хочется щелкнуть каблуками и вытянуться по струнке. Театральная курилка кроссроад перекресток судеб, событий, эпох
Пока тлеет сигарета, еще есть время признаться, что я не имею частой привычки ходить в Театр, и делаю это по большим праздникам. И сейчас, на спектакль «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕНЩИНА СЕНЬОРА ХУАНА» я пришел ради того, чтобы увидеть дебют на сцене могилевского Драмтеатра своего друга Тимофея Яровикова, которого большинство знает, как лидера группы СЕРДЦЕ ДУРАКА.
Уже несколько лет Тимофей трудится в Театре канцелярской крысой заведующим литературным отделом перебирает и пишет всякие бумажки. И вот, наконец, Театр, а точнее нежно любимый всея ЦЖР-ом режиссер Владимир Петрович, на которого мы все молимся и уповаем, решил задействовать талант Тимофея по его прямому назначению.
К спектаклю «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕНЩИНА СЕНЬОРА ХУАНА» Тимофей написал несколько песен, которые режиссер В. Петрович не просто пустил аккомпанементом, но грамотно вплел их исполнение в сюжетное полотно спектакля так, что Тимка оказался в числе главных действующих лиц спектакля. И как только звучит третий звонок, и свет в зале гаснет, первый, кого видит публика на театральных подмостках именно Тимофей Яровиков
Песня «Про Дон Хуана» звучит бравой прелюдией к событиям, которые развернутся в спектакле. И этой же песней спектакль закончится печальной улыбкой, подводящей черту под жизнью трагического ловеласа: « и пусть Хуан мертв, но дело его не умрет».
Второй акт спектакля развязка также начинается с кусочка песни в исполнении Тимофея, которая звучит жестко и мрачно:
Годы-люди идут неспеша,
Если б вы знали, как мне одиноко,
Стало понятно, что значит душа -
Это дорога грязи так много
Есть и еще одно место, где звучит песня Тимофея, но в стихотворном прочтении, в исполнении «последней женщины Хуана» бедной служанки придорожной гостиницы, которую потрясающе играет Елена Кривонос.
Проходя за пять минут до спектакля из курилки в зал, по театральному закулисью, я случайно увидел Елену в довольно интимный момент съежившись на кресле, обняв руками коленки и спрятав в них лицо, чуть покачиваясь, словно в трансе, она «настраивалась на роль»
Признаюсь: я мальчик впечатлительный, меня это потрясло. Наверное, я был единственным в зрительном зале, кто видел, какой ценой дается Лене это перевоплощение из личинки-служанки, в прекрасную Женщину последнюю возлюбленную Дона Хуана, чья жизнь и счастье уместилось на крохотной ладони одной летней ночи
Может, поэтому мне и дела не было до философии и трагедии жизни великого Дона Хуана, я был всецело поглощен отчаянной эмоциональной вспышкой этой маленькой женщины. И когда служанка, сидя у постели Хуана, читала стихи, вкладывая в строчки всю свою нежность, я понял почему он полюбил эту женщину
Свечи погасли, а звезды зажглись,
Стихли шаги на проезжей дороге.
Милый мой путник, пусть вся моя жизнь
Скатертью ляжет под твои ноги.
Пусть мои песни несут тебе сон
Песням и снам не страшна даже старость
Пусть вместе с солнцем, пронзив горизонт,
Встретит тебя моя тихая радость,
Если тебе вдруг нужна будет мать,
Я буду матерью, я буду рядом,
Если служанку захочешь позвать -
Большего счастья мне в жизни не надо!
Если жениться надумаешь вдруг,
Стану невестой по первому знаку,
Если решишь, что тебе нужен друг -
В ноги твои лягу верной собакой
Нет смысла пересказывать и пытаться распрямить изгибы сюжета. Точки и скобки будет лучше, если вы расставите сами, сходив на этот спектакль. Ближайший показ ПОСЛЕДНЕЙ ЖЕНЩИНЫ СЕНЬОРА ХУАНА 6 марта. А мне позвольте снова пройтись по закоулкам театра, в курилку, куда скоро вернутся утомленные актеры, и Тимофей Яровиков, если его очень попросить, споет те кусочки и песни, которые по замыслу режиссера не вошли в спектакль по вполне понятным причинам: они объясняют то, до чего зритель должен дойти сам:
Утром тени уходят,
И трудно понять, где быль, а где небыль,
Но ты готов все отдать,
Просто так, без желаний и слов
Ты способен на все,
Ты способен стать солнцем на небе,
Для того, кто с тобой
И вот это, наверно любовь
ЗЫ1: Поклонникам группы СЕРДЦЕ ДУРАКА и всем заинтересовавшимся предлагаем скачать две песни из спектакля ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕНЩИНА СЕНЬОРА ХУАНА в исполнении Тимофея Яровикова:
Про Дон Хуана (мп3) - СКАЧАТЬ
Любовь (мп3) - СКАЧАТЬ
ЗЫ2 (вместо рекламы): В конце марта 2008 в Могилеве пройдет ежегодный молодежный театральный фестиваль МАРТ-КОНТАКТ. На время недельного театрального марафона творческое ядро ЦЖР сосредоточится на поддержке фестиваля и выпуске ежедневного театрального вестника. Редакция Вестника, как и в прошлом году, будет представлять альтернативное жюри фестиваля и защищать униженных и оскорбленных от произвола распоясавшихся «маститых критиков». Приглашаем всех желающих и умеющих писать, брать интервью, делать соц-опросы в наши ряды. Контакты: +375-29-8-40-50-88 звоните, поговорим.
Фото Евгении Алефиренко
Магия театральной курилки (Виталий Шум, Инфо-центр
, февраль 2008)Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: