Жив ли рок на Могиле Льва?
Когда речь идёт о могилёвской рок-музыке, обычно весьма категорично высказывается одно из двух противоположных по значению мнений (зачастую даже одним и тем же человеком в зависимости от настроения): первое гордо гласит, что Могилёв — столица белорусского рока, второе, что в нашем захолустье и рок-музыка — захолустнейшая. Самое интересное, что оба мнения — верные. Действительно, с одной стороны, и сильное материальное обеспечение, и виртуозы гитарной игры сосредоточены в несравненно более крупном стольном граде Минске, с другой, именно в Могилёве происходили и происходят порой знаковые события рок-культуры, именно здесь творили и творят яркие личности, умеющие открыть слушателю свой глубокий внутренний мир.
Немного истории
Началось всё в перестроечном 1988-м году, когда в Могилёве, впервые в Белоруссии, состоялся всесоюзный (!) рок-фестиваль «Диалог». Город просто встал на уши, а у многих молодых людей, наоборот, наконец-то появилась почва под ногами, и стройными рядами с гитарами наперевес вступили они в ряды бойцов русского рока. Не прошло и полгода, как грянул первый могилёвский рок-фестиваль аж на 13 свежеиспечённых коллективов, ознаменовавший рождение местного рок-клуба. Ещё через полгода Могилёв принимал знаменитых на весь Союз гостей («Калинов мост», «Нате!», «Цемент», «Алиби» и пр.) на «Диалоге-89», и … на этом всё кончилось. Готовившийся стать «бомбой» и откровением 3-й «Диалог» (а среди приглашенных на него были «Гражданская Оборона», «АукцЫон», Янка) так и не состоялся…
Зато времена «Диалогов» породили ещё более неожиданное для наших краёв явление — рок-самиздат — в лице единственного в Беларуси и широко известного в узких кругах по всему Союзу журнала «Окорок», издававшегося спорадически с 1988-го года и дожившего до наших дней. «Окорок» пережил времена взлётов и кризисов могилёвского рок-движения, засвидетельствовал появление, деяния и исчезновение нескольких поколений могилёвских (и не только) рок-групп, выходил тиражами как в десяток, так и в тысячу экземпляров. Казалось, эти летописи дней минувших канули в лету, осели на пыльных полках коллекционеров и навсегда закрыты для молодых. Но мир не без добрых людей. Усилиями энтузиастов старые номера «Окорока» раскопаны, пыль сдута, и вовсю ведутся работы по оцифровке наследия и размещению его во Всемирной Мусорке — Интернет.
После окончательной победы дерьмократии над здравым смыслом и развала СССР рок-движение потеряло популярность и остроту. У народа появились до боли приземлённые проблемы, призрак партийно-тоталитарного коммунизма был повержен, открывшийся необъятный поток информации показал, как это бывает ТАМ — в общем, петь дальше по-старому стало уже невозможно, а как петь по-новому — было непонятно. Монстры рока (как союзного, так и регионального) изрядно поблекли, зато молодые группы плодились, как грибы после дождя. И в Могилёве где-то в 92-м году появилось рок-кафе — легендарное место, где собирались молодые рок-личности этого времени. В это же время проводился ряд фестивалей местного значения «Во. Доросли».
Весной 1994 года организацией фестиваля молодых могилёвских групп «Второй эшелон» (ставшего традиционным и проходящего с тех пор почти ежегодно) начало свою бурную деятельность Могилёвское молодёжное Творческое Объединение «В Тихом Омуте…» Жизнь-праздник длилась около пяти лет, зацепив краешком крыла стольный Минск и некоторые другие города Беларуси, а также сопредельных Украины и России, но неожиданно в одночасье угасла на самом пике полёта, вспыхнув напоследок прощальным фестом «Последний эшелон-99». Параллельно с ТО ВТО действовал на ниве проведения рок-концертов «Бегемот-клуб», впрочем, весьма недолго.
Новейшая история нашего рок-движения связана с появлением в 2002-м году могилевского Центра Живого Рока. В отличие от предков, оставивших нам помимо самиздат-хроник несколько убогих кассет и ворох бобин с ужасающим качеством записи, нынешнее поколение играет на приличных инструментах, записывает аудио/видео компакт-диски, звучит по «Нашему радио» и по «Радио-Могилёв», осваивается в Интернете. Здесь прямо с пылу с жару можно следить за тем, как происходящее вокруг нас становится историей. Заходите, вливайтесь, интернет-адрес ЦЖР:
Герои нашего времени
Сегодня в Могилёве имеются несколько очагов рок-культуры со своими яркими представителями. Тяжёлый металлический рок представляет группа «ASGUARD», выпускающая альбомы в США и радующая своих поклонников выступлениями высокого уровня. Лидеры могилёвского хардкора — группа «3T.ON» с недавно отпочковавшейся от неё «Иконой» — имеют массу поклонников и способны завести с полоборота небольшой концертный зал. Беларускамо?на-хардкоровые «Таварыш ма?зер» победили в этом году на культовом ежегодном фестивале «Басовiшча» и получили «Рок-корону» в номинации «Открытие года». А фолк-роковые «OSIMIRA» — постоянные участники «Славянского базара», лауреаты многочисленных местных и международных конкурсов — давно уже могли бы достойно представить Беларусь на недетском Евровидении. Не победить, так хотя бы запомниться сумасшедшей лавиной звука, языческим духом и магическим очарованием корневой музыки народов мира.
Но самое главное, что отличает именно «могилёвскую волну» русского рока — это авторы, чьи творения появляются в результате длительных размышлений, жизненных наблюдений и мучительных самокопаний. Перечислю поимённо самых ярких.
«Сердце дурака». Давным давно начали свою концертную деятельность, с тех пор регулярно выступают и с каждым разом всё лучше и лучше, да вот свой первый альбом всё никак не запишут. Но, говорят, свершится. Неужто дождёмся?
«Обаяние невовлечённости». Группа, лидер которой — замечательная девушка, прекрасная поэтесса. Действительно, очень обаятельно. И тоже пишут-пишут никак не запишут полноценный дебютный альбом.
«АвангардШкола». Уже давно признанные мэтры и зубры, несколько поубавившие обороты в последнее время, но, по слухам, уже который год работающие над новой программой — сплошным сгустком боли и нечеловеческой энергетики.
«Глюкi». Совсем недавно выпустили дебютный CD «Humanoid?..», отметились на высшей позиции в нескольких топ-ах, выступили в Минске на «Рок-коронации» — одним словом, купаются в лучах заслуженной славы.
На этой радостной ноте разрешите откланяться. До встречи на концертах, страницах редких специализированных изданий и интернет-сайта
Анджей Полянский,
газета «Открытый город», № 2 2006 г.
Жив ли рок на Могиле Льва? (А.Полянский, г-та «Открытый город», май 2006 г.)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: