Фестиваль "Протяг-IV", г. Ровно, Украина
В путь!
Погожим летним вечером 6 августа 1998 года в славном провинциальном городе Могилёве на железнодорожном вокзале собрались пятеро молодых людей: Клайд, Крот, Белка, Лора (не Палмер!) и собственно автор этих строк. Путь предстоял неблизкий, посему мы неспешно перебазировались в поезд и, откушамши не скажу чего, погрузились в неровный дорожный сон вперемежку со сладким предвкушением Грядущего.
А впереди нас ждал светлый и радостный рок-праздник, вот уж в четвёртый раз приходящий на богатую культурными традициями украинскую землю, а точнее в небольшое местечко Ровно, что по-хохляцки Рiвне. Кстати, забавно: "протяг" - это не "продолжение", как могли бы подумать белорусы, а "сквозняк" по-украински.
Мы (для тех, кто не понял сразу могилевское творческое объединение «В Тихом Омуте ») принимали участие в фестивале третий год подряд и на этот раз выставляли две группы: «Zнамя Юности» из Гомеля и столичных «Механических апельсинов». Назревает вопрос: «А где же могилёвские группы?» Ну как вам сказать Вот именно
Наш поезд едет на юг!
Местом рандеву был выбран небольшой городок Лунинец (причем, как я понял, ударение можно ставить и на первом, и на последнем слоге), где и встретились три группы путников: могилевская, гомельская и минская. Уютно пристроившись на запасных путях между пустыми вагонами и зданием со странным названием «Деревообделка», мы весьма горячо начали отмечать долгожданную встречу.
В пути на Украину нас поджидала одна маленькая неприятность, грозившая перерасти в проблему у лидера «ZЮ» Монзано и его гитариста Пингвина не оказалась в паспортах штампиков о белорусском гражданстве. За это их дважды пытались ссадить с поезда украинские блюстители порядка, но оба раза удалось договориться без особых проблем.
Наконец, осознав близость к завершению нашего путешествия, все беззаботно развалились на скамейках и проспали до самого Ровно.
Организация
В Ровно нас ждали автобус, приветливые лица и тёплые рукопожатия. Полчаса пути и мы выгружаемся в лагере с посткоммунистическим названием СОК «Берiзка». Широко улыбаясь, приближается исполненный ответственности за своё мероприятие Юс Шнайдер лидер рок-формации «Chant Moulin». Под его руководством все расселяются по домикам, после чего собираются на вкусный горячий ужин (для нас, конечно, халявный) в местную столовую. Полчаса на переваривание пищи пролетают совершенно незаметно, и потихонечку центральным объектом фестиваля становится сцена под открытым небом с небольшим козырьком, закрывающим её сверху едва наполовину. Вокруг уверенно занимают «точки» 4 (четыре!) камеры телеканала «Рiвне-1» и передвижная студия звукозаписи/ видеомонтажа (не удивительно, что звук был выстроен просто чудесно). В глубине сцены уверенно располагаются рекламные щиты спонсоров, а несколько сбоку, как бы «не при делах», бесшабашно повисает наше ярко-желтое полотнище с круглым треугольником Тихого Омута.
Тенденции
Испугались? Ну ладно, не буду больше ругаться матами, скажу по-простому. Как ни странно, на этом фестивале «акустической и экспериментальной альтернативной музыки» ни акустики, ни экспериментальности не было (кроме выступления кришнаитов, о чём скажу позже). Более того, совершенно банальные трио бас + гитара + барабаны представили традиционный рок-н-ролл, крепко стоящий на фундаменте, выстроенном в 50-60-е годы. Таким образом, движение от казарменного социализма с его свободолюбивыми текстами и минорной «блатной» гармонией (вспомним Высоцкого, Башлачёва, Чернецкого ) к дикому капитализму просто очевидно. Подтверждение тому самая тяжелая и «думательная» программа, представленная рок-командами из белорусского «социалистического заповедника».
Про остальных скажу, что они уже вполне готовы в пабах выступать, да только славянский мужик, избалованный хозяйственной славянской бабой, в паб ужинать не пойдет хлопнет стаканец после работы да и вернётся под крыло к своей благоверной Вот и приходится несчастным рокерам выступать лишь на фестивалях да (не поверите!) на дискотеках. Впрочем, рок-н-ролл рождался как «музыка для ног». М-да.
«От винта !» (г. Ровно)
Команда с таким громким названием имела честь открывать мероприятие. Стиль игры рокабилли; состав электрогитара/вокал + барабаны + контрабас; репертуар классические рок-н-ролльные стандарты на английском языке + свои быстрые и медленные композиции на украинском; реакция публики умеренно-приветливая: группу знают и уважают. Иногда даже любят.
Вокалист внешности шестидесятых годов легко и просто заигрывал с публикой, бас летал над сценой, барабаны выводили зажигательный, немного неровный ритм, отчего танцевать было слегка неудобно; но вскоре была открыта бочка шарового пива, и такие мелочи больше никого не смущали. Кстати, публика разделилась сразу на три отчетливо различимые фракции: байкеров, тусовавшихся на своих мотоциклах и возле них прямо у сцены; танцующих подростков, отрывавшихся рядом, и собственно слушателей, стоявших и сидевших чуть поодаль.
Надо отметить, что плотности звука слегка не хватало (даже для рокабилли), особенно когда гитарист взял в руки губную гармошку и начал выводить совершенно роскошный блюз.
В целом же ребята отработали с душой и задачу свою выполнили: благодаря им и стремительно распивавшемуся пиву публика потихоньку разогревалась.
Фраза из зала: «Контрабаса не слышно!»
«Сознание Кришны» (г. Ровно)
Мое первое потрясение на фестивале.
Ну сколько можно петь одну и ту же песню про «Харе Кришна», которую уже давно любая недоросль наизусть знает, и которую уже даже пародировать надоело?
Оказывается можно !
Под мерное звучание индийских народных инструментов и высокий характерный вокал с поддержкой хора мужских и женских голосов (а на сцену вышо порядка десяти человек) руки сами собой начали подниматься вверх, изображая не то волны, не то деревья, а атмосфера праздника пропиталась духом всеобщей любви и просветления. «Мы страдаем в этом мире, но каждый из нас может найти утешение». И сотни губ если не пели, то бормотали «Харе Рама!»
После исполнения четырех (!!!) песен, двух с общеизвестным текстом и еще двух с мало-известным, но, оказывается, тоже традиционным, счастливая процессия с чувством выполненного долга удалилась со сцены.
Фраза из зала: «Ё моё! К пиву не пробиться!»
«Chant Moulin»(г. Ровно)
Хозяев фестиваля ждали с особым нетерпением. Это и понятно Юса любят все, и любовь эта взаимна.
Полной неожиданностью для меня был состав группы: все те же бас + барабаны + соло-гитара да Юс то с гитарой, то с губной гармошкой, а чаще всего просто с микрофоном в руках.
Да. Увы. Свой чарующий фолковый звук группа променяла на классический рок-н-ролльный. Но какой! Мощный драйв, грамотно построеные и прекрасно исполненные партии, убедительный русскоязычный вокал с легкой хрипотой. На ум приходит одно только слово «профессионалы».
В конце выступления долгожданная «Сiня папороть», ставшая неофициальным гимном «Протягов». Подпевали все. Казалось, даже ажиотаж у пивной бочки утих под действием магнетических звуков. Второй куплет был спет/сыгран столь мощно, что напоминал «Мы ждем перемен» Цоя. Концовка песни, еще год назад вселявшая надежду, теперь навевала ощущение холодной безысходности.
Фраза из зала: «Стандартный кабацкий рок-н-ролл!»
«Brem Stocker» (г. Ровно)
Перед выходом этой группы (третий подряд бит-квартет без ритм гитары: группа играет сайкобилли) ведущий воскликнул: «Вы ещё сидите? Сейчас вы встанете!» И был полностью прав. С первых же аккордов бешеный драйв заполонил собой всё и вся. Публика вскочила и дико запрыгала, визжа от удовольствия. Даже Дядька Клайд, сосредоточенно готовивший белорусские группы к выходу, расплылся в улыбке и начал двигаться в ритме музыки.
Однако мой разум был явно не в ладах с радующимся телом: вокал то очень средний, когда пел гитарист, то вообще никакой, когда это делал басист; те же англоязычные «стандарты» да украинские рок-н-роллы; хамские выкрики в зал. Правда, весьма высок класс игры
Фраза из зала: «Три человека, а как круто!»
«Побег с выжженной земли» (г. Ровно)
Солист сразу предупредил, что группа вышла на сцену после шестилетнего запоя. Ну и пили бы себе дальше! Кто вас на сцену тянул? Аж микрофон засвистел.
Надуманные тексты а-ля Никольский («Жене музыканта») / Науменко («Дрянь») под нехитрые гитарные переборы и хорошие клавиши, которые картину не спасали. Допев до середины одну из песен, вокалист воскликнул: «Б..! Где гитара?» и начал песню сначала. Потом стал уговаривать публику послушать, напрячь мозги, подумать. Публика разбрелась по лесу и активно атаковала бочку с пивом.
Возможно, это самое неудачное выступление группы, вообще-то музыканты производят впечатление взрослых серьезных людей.
Фраза из зала: «Пошли отсюда? »
«Дикая трава» (г. Кузнецовск)
Вернулся к жизни микрофон, снова стали собираться у сцены зрители, а когда весело вступила гармошка, началось просто-таки народное гулянье. На душе стало светло и радостно, снова захотелось жить. Мне даже показалось, что музыканты пытаются воздействовать на публику не только музыкой, но и текстом, однако слов я не запомнил. Всё равно, по-моему, было просто здорово и очень к месту.
Фраза из зала: «Пародия на Калинов мост!»
«Zнамя юности» (г. Гомель)
После короткой прамовы Дядьки Клайда о чудесной организации фестиваля на сцену вышли гомельчане и неудачно сострили (или они серьёзно?), что они президентская команда, а те, «кто считает нас фашистами не хотят, чтобы белорусы лучше жили». Не думаю, что кто-то на это хоть как-то отреагировал, но нафига заигрывать с политикой?
Неожиданно началось длинное и убойно техничое соло на барабанах, которое ввело пубику в полный транс.
Дальше «ZЮ» работали медленно, сочно, тяжело, раскатисто. Несмотря на обычный для феста состав (гитара + бас + барабаны), группа смотрелась и слушалась. Соло-гитара очень четкая и грамотная, барабаны выше всех похвал, линия баса столь затейлива, что компенсирует недостаток еще одной гитары, вокал разделен на два голоса и наполнен чувством и энергетикой. Публика поделилась на тех, кто слушал, и тех, кто хотел танцевать. Вторые то уходили погулять/принять/отлить, то, осознав, что придётся дослушать эту программу до конца, начинали танцевать парами Танец Пожираемых Бандерлогов.
Отпахав программу, по просьбе Дядьки Клайда солист «ZЮ» Монзано, ставший уже Личностью Фестиваля, спел свой беспроигрышный хит «Неприёмный день», а подпевали ему солист «Механических Апельсинов» Дима Воробей и вездесущий Митя Крот.
Фраза из зала: «Белорусы это сила, это толк, это волна!»
«Механические апельсины» (г. Минск)
Эта весьма разноплановая группа решила представить грустную (я бы даже сказал, «грузную») программу. Начав выступление с очередного признания в любви к президенту (мне этого не понять), группа показала, как звучит полноценный бит-квартет: ритм + соло + бас + барабаны. Вполне академичный постпанк, ну, может быть, соло бы чуть поярче.
Под занавес программы Дима бросил гитару и начал бесноваться на сцене: прыгал, падал, махал микрофонной стойкой. И тут пошёл дождь
Итоговая картина выступления «МехАп»: стена дождя, байкеры на мотоциклах у сцены, публика под деревьями вокруг, соло-гитарист и басист в глубине сцены под козырьком да прибитый дождем к полу стонущий вокалист. Медленный психодел, нирвана, транс
Фразы из зала не было.
«Besides» (г. Ровно)
Полный бит-квартет.
Дело здесь не только в составе. Большие полуакустические гитары, яркие пиджачки, звенящий парный вокал. Одним словом это просто ранние «Beatles»! Завелись с полуоборота, почти не строились, просто вышли на сцену и вперед.
Публика весело ринулась к танцевальным местам и лихо запрыгала. Ощущение праздника, начала большого пути. Кто знает, к чему приведет этот путь великолепную четверку из Ровно направление-то можно выбрать любое, а вот отправная точка явно многообещающая.
Фраза из зала: зачем слушать «Besides», если есть «Beatles»?
Послесловие
Вот так и кончилась их гулянка!
Нам выдали бумагу на бесплатный проезд до Белорусской границы и посадили в дизель-поезд, и очень скоро пришлось расстаться сначала с минчанами, потом с гомельчанами. А четвертый «Протяг» останется теперь только в воспоминаниях соучастников да в редких публикациях непопулярных изданий. Такова злая, но по-своему прекрасная судьбина альтернативных фестивалей. Это вам не «Славянский базар»!
По устоявшейся традиции хочется напоследок немного пожелать.
Устроителям фестиваля желаю, естественно, не сбавлять оборотов и провести ещё с большим размахом пятый «Протяг».
Организаторам фестивалей в Могилеве брать пример и не бояться всебелорусского, международного и далее масштабов. Прецеденты есть: «Диалог88» и «Диалог89», ставшие праздником свободного музыкального волеизъявления для нескольких поколений рокеров.
Могилевским группам желаю побольше мобильности, организованности и просто путёвости, потому как они хотя и «хорошие» (©Ю.Романов), но вытянуть хоть кого на приличное мероприятие никак не представляется возможным.
Журнал "В Тихом Омуте..." №3, 1998 год. Отчёт о поездке на рок-фестиваль "Протяг-IV", г. Ровно, Украина. Анджей Полянский.
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: