6.05.2009 «ДеЦтво» со слезами на глазах
Вне всяких сомнений, не очень хорошо, что на жизнь приходится смотреть отстраненно, как на экран телика. Щелкать пультом в надежде найти что-то интересное и видеть одни и те же сиськи-письки, скачки доллара и комическую суровость президента. Мексиканцы вот придумали от свиного гриппа сдохнуть, а нам тут от смеха придется. Завтра объявят эпидемию барсучей диареи, и весь мир начнет запасаться анальными пробками. Весело и страшно. Жить и надеяться, что очередной гигантский астероид, приближающийся к Земле, на этот раз не промахнется, угодив в самое темечко этого дурдома…
В каждом заборе, однако, есть своя дырка. Нужно ее только найти. Можно, например, утешить себя мыслью, что ты сметливее и умнее большинства. Надеть циничную ухмылку и переключаться с канала на канал, пока не найдешь свой, удобный. Сбежать в иллюзию-заменитель жизни. Ну там… веревкой обвязаться и прыгать с моста до усрачки или въебать герыча в вену, что, в общем, одно и то же. Суета сует – вариантов до чертиков, а смысла и созидающей красоты мало. Чтобы знаете – лечь костьми, зная, что могила твоя распустится цветами…
Настоящее счастье подвалило нежданно-негаданно на концерте-презентации дебютного альбома «ДеЦтво» группы СЕРДЦЕ ДУРАКА. Клуб КУБА 2 мая пророс алыми маками. Список улегшихся костьми – на обложке альбома. И результат – слезы, вопли, объятия, поздравления и просто, черт возьми, блеск благодарных глаз! По ним легко было узнавать СВОИХ и радоваться, что в зале их – подавляющее большинство. Много было приезжего люда: из Москвы, Витебска, Гомеля, Минска, – но весь концерт царило поразительное единодушие и избыток любви. И до поздней ночи как минимум в полуторастах квартирах Могилева играли подарочные диски СЕРДЦА ДУРАКА. Удивительным, эмоционально-насыщенным получился этот концерт. Вот как это было.
Почетными гостями на презентации были ветераны тюменского панка – ЧЕРНОЗЕМ. Интересно легла колода: к 2001-му, когда СЕРДЦА ДУРАКА не было еще даже в планах, тюменский ЧЕРНОЗЕМ уже успел пережить смерть практически всех участников первоначального состава группы, выпустить свой главный, а по сути единственный полноценный альбом «Ненавсегда» и добиться всероссийской известности. По легенде (на истину не претендую!), своим взлетом ЧЕРНОЗЕМ обязан не только альбому «Ненавсегда» и сибирской экзистенциальной ауре, но и появлению в Москве андерграундного лэйбла «Выргород», а также частному капиталу Бориса Рудкина – экс- самиздатчика и музыканта. В начале века Рудкин разжился баблом и стал спонсировать концерты и гастроли, но быстро был отловлен братвой, вывезен в Подмосковье, откуда вернулся в одних носках, напрочь разбуржуенный. На этом и закончился «золотой век» ЧЕРНОЗЕМА, на пару с АДАПТАЦИЕЙ успевших поднять подобие новой волны моды на т.н. русский панк и рок-андерграунд.
Увы, мечты о рок-революции на этот раз утонули в болоте распиздяйства, прогорели торфяным пожаром, так и не явив настоящего огня. С тех пор у ЧЕРНОЗЕМА не было ни новых альбомов, по сути, ни новых песен. Именно поэтому, глядя на пьяненького и на первый взгляд догоревшего Джексона на сцене КУБЫ, я давил в себе грустные всхлипы. Как-то по-особенному в этот вечер, будто бы специально для меня, жалостливо откликался со сцены ЧЕРНОЗЕМ:
Когда вспыхнут на солнце пятна,
Очевидно и вероятно
Нас никто не возьмёт на поруки,
Любовь моя…
Держи меня за руки.
Еще до концерта я не тешил себя иллюзией, что ЧЕРНОЗЕМ в Могилеве примут безоговорочно и легко. Старая гвардия слушателей спилась-сторчалась и уже давно потеряла к жизни всякий интерес. А понять эту группу молодому человеку, впервые услышав ее на концерте, сложно. Нужна особая чуткость. Так и хочется заговорить о том, что есть в этих песнях нечто дремуче-сибирское – ручьи, тайга и комары, да не был сам там, врать не буду.
Дохнет октябрь холодом, постелет землю золотом
А на подходах к городу встанут белые войска.
В родной грязи Святой Руси конвой берез, крестов и звезд
Бежать в любую сторону – побег в облака.
Я к ЧЕРНОЗЕМУ до некоторых пор относился, как к чистому потоку сознания, не утруждая себя чрезмерным пониманием текстов. Эти песни полюбились на эстетическом уровне, как гармония странноватой мелодики и грязного драйва, соединенных по-летовски ударными, по-поэтически сочными, но несвязными (казалось) строками. Но однажды на какой-то пьяной кухне я случайно услышал, как Джексон рассказывал о песне «Над заборами», о том, что она написалась после смерти Димона Колоколова. Эти слова вдруг – как вспышка. Да вот же, блядь, кладбище – конвой берез, крестов и звезд… Песня о смерти. Тьфу ты, да не об этом… О сумеречной зоне – пограничье между той и этой реальностью, плывущей в глазах человека, сидящего на могиле друга. Все стало до боли четким и понятным – каждое слово, и я влюбился в ЧЕРНОЗЕМ пуще прежнего:
Созывала медведица своих медвежат
И звенели в черных крепях гончих псов голоса,
Обрывались качели с цепей, спрыгнуть ты не хотел,
И весь мир летел, летел, ко всем чертям летел
Над заборами…
Давно заметил: трагедии чужих жизней проникают в сердце глубже, и, в отличие от собственных, остаются актуальными навсегда. Когда-то в Интернете я встретил исповедь парня, еврея по национальности, которого родители после школы увезли в поисках лучшей жизни в «землю обетованную». А дальше случилось, как в анекдоте, когда еврей приезжает в Израиль и понимает что он – русский, а вот вокруг – настоящие евреи! Только парню было уже не до смеха. Я это почувствовал, прикоснувшись к его душе в Интернете. К душе человека, которому, кроме клавиатуры, монитора и «последнего снега», кружащегося в израильском небе, больше не с кем было поделиться тем, что значит на самом деле – подыхать от тоски по Родине. Я сам был в этой шкуре и осмелюсь предположить, что аморфное понятие «Родина» заключается в десятке-другом близких по духу людей, потеря которых лишает смысла всю дальнейшую жизнь.
В эту ночь небеса как-то вдруг постарели.
Отчего-то так больно глазам?
Что ж вы прячетесь все? Что же вы все побледнели?
Ждали манны с небес или хотя бы напалм,
А тут просто…
Ах, этот снег, самый белый в этом году.
И снова весна, и снова весна…
К середине выступления ЧЕРНОЗЕМ раскачался. Растащилась и около-рокцентровская тусовка, знакомая с песнями тюменской группы. «Антисанитария» вызвала настоящее буйство на танцполе, но лучше других иллюстрировал ее содержание простой парень Ваня, все чаще забывающий сменить образ «Янки Маузера» на земной, человеческий, и оттого выглядевший в Кубе дырявым пугалом на подсолнечном поле. Меня это страшно коробило, но я заталкивал поглубже тьму ворочающейся ярости, чтобы не проморгать дорогие мне лучики света. Не раз за концерт я ловил себя на мысли, что слушаю ЧЕРНОЗЕМ так жадно, словно прощаюсь с группой. Как будто это я уезжаю к жидам и ловлю этот последний снег на щеки, стараясь запомнить каждую эмоцию, уже зная, что возврата не будет.
К моменту выхода на сцену СЕРДЦА ДУРАКА атмосфера была накалена до предела. Второй этаж клуба опустел, зато на танцполе стало совсем тесно. И то, что происходило дальше, можно было уже не описывать. Слишком долго возвращения СЕРДЦА на сцену дожидались, и помешать всеобщей эйфории ничто не могло. Ни проблемы со звуком, ни дебют двух гитаристов, ни слегка подпитые, без меры лажавшие «старожилы» группы, ни даже отсутствие на презентации клавишника... Все стало абсолютно неважно, поскольку энергетика рвалась изо всех щелей: «Флауэр», «Добрый ветер», «Татарин», «Ай-я-най». Музыканты СЕРДЦА старались изо всех сил, но временами казалось, что публика отдает в разы больше и клуб вот-вот лопнет от тотального счастья.
Помимо песен из нового альбома, СЕРДЦЕ презентовало две абсолютно новые вещи – сыроватую «Девицу» и милый в своей простоте «Первоцвет».
Из-под пальцев теплое что-то брызнет.
Наблюдай довольный самим собой,
Как из появления первожизни
Медленно рождается первоболь
В качестве сюрприза в акустике с Аленкой на пару, при участии женского хора им.Василевской-Богатыревой была исполнена «Московская» - потенциально хит №1 группы СЕРДЦЕ ДУРАКА, который должен отодвинуть на задний план и уже любимую многими «Пропасть», и новенькую «Раздражает». Млеют конечности – быстрее бы услышать это в записи:
И будем вместе не спать по ночам,
И наплевать, коньяк или чай,
Когда на мягких лапах-лучах
На кухню пробирается утро.
И тот, кто рядом с тобою, родной.
И хочешь спи, хочешь пей, хочешь пой.
И будет снова свиданье с Москвой.
И знаешь, брат, это все-таки мудро.
Еще один сюрприз, причем на этот раз даже для самих музыкантов – появление живой виолончели на «Все как прежде». Подзвучить инструмент толком не удалось, но в зале было не много людей, которых бы эти технические накладки расстроили. Ну и апофеозом концерта стали финальные «Пропасть» и «Когда деревья были большими». Последняя, «РАЗГРОМ-овская» песня стала огромной жирной точкой, вырвав последние силы у благодарной публики. Удивительно, что чужая песня у СЕРДЦЕ ДУРАКА прозвучала увереннее и мощнее, чем свои собственные…
На этом презентация альбома не закончилась. Долго еще счастливые музыканты делились автографами с публикой, с избытком хватало и дружеских объятий. До сих пор эти страсти не утихают. И хочется писать об этом концерте еще и еще, благо чувств накопилось за неполных три часа на добрые полгода вперед. Но кажется мне, что обилие букв и образов не заменит и одного прослушивания альбома «Децтво», ставшего наряду с ГЛЮКовским «Хуманоидом» на пьедестал лучших альбомов могилевского рока. На все времена. Ради этого, братцы, стоит жить.
Простите за пафос, но этот поганый мир все еще спасается красотой, и слава Богу, что мы с вами можем принять в этом дельное участие. Главное – себя не жалеть, не просирать свою жизнь понапрасну. Если и есть смысл в бесконечной рутине дней, то он, наверняка, в том и заключается, чтобы делать этот мир лучше, чем он того заслуживает. Хотя бы на время, хотя бы на несколько драгоценных часов или дней, пока в души победоносно рвется эта музыка, зовущая к свету. Пис энд лов, энд полные штаны счастья! МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!!!
Фото Ивана Ефименко и Алефиренко Евгении
«ДеЦтво» со слезами на глазах (Виталий Шум, Инфо-центр ЦЖР, май 2009)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Шум, очень здорово!
оффтопом: "осмелюсь предположить, что аморфное понятие «Родина» заключается в десятке-другом близких по духу людей, потеря которых лишает смысла всю дальнейшую жизнь." --- один-в-один так, как я понимаю это слово. Жму руку!
Спасибо, я старался, чтобы эта статья была не простым отмазом - "был и такой концерт", а соответствовала его духу и настроению. Ну и моему впечатлению от концерта, конечно ))
всегда меня настораживали люди, которые умели написать статью о концерте, который их НЕ тронул, прочувствованно-возвышенно.
эта - ЧЕСТНАЯ
Шум, класна, бляха, напісаў!
І канцэрт быў… ведаеш… вельмі душэўны, сапраўдны! Дзякуй усім!
Охрененная статья. Особенно насчёт "Чернозёма". Жалею теперь, что не смог приехать, у самого выступление было в Витебске
атмосфера была чумовая, если отбросить, хе-хе профессионализм))) и абстрагироваться от технических сторон, то несколько лет ТАКОГО ЖИВОГО не видел.
Всё хорошо, тока он ведь не пьяный был совсем, а больной и не евший 6 дней. Из последних сил на сцене стоял. Так что ВОТ!!!
Достаточно было взглянуть на лица вокруг себя, что-бы понять - на сколько люди были счастливы в тот момент. И хочеться пожелать, чтобы таких моментов было больше.
не могу представить группу в дальнейшем без Пашки хотя бы на бэках
концерт - один из лучших в сезоне
Шум,ты так точно передал словами то,что я так долго не могла даже доосмыслить.Спасибо!
Было офигенски здорово!))