29.11.2007 ДЫМ. Мысли, рождённые 2-й Электроакустикой

Слова — это дым.
К. Концевой

Давно уже я не испытывал на концертах столько эмоций от происходящего на сцене и около. Спешу поделиться потоком мыслей и понимаю, что мало кто дочитает хотя бы до середины, но кому-то всё же перепадёт кое-что в самую душу… Как говорится (в качестве извинения-оправдания): «Всё нижеизложенное — IMHO».

СОН


О том, как полезно не опаздывать на концерт, а наоборот


По долгу службы мне довелось появиться на концерте за час до начала. Как это замечательно: полный иронии и самоиронии саундчек, подготовка атмосферы уюта в ставшей уже почти родной «Кубе», улыбки-приветы, напряжённое ожидание чуда…

СУТЬ


Об удивительном очаровании простых вещей


Немного о себе: я иногда люблю слушать стихи, питаю слабость к «вечным истинам», давно и безответно влюблён в виолончель, хорошо отношусь к мелодекламации и уважаю Александра Мельникова. Поэтому его выступление попало в моё восприятие как нельзя лучше. Вместо ожидаемых немудрёных весёлых стихов Меля прочитал целое жизнеописание виртуального персонажа, в котором каждый желающий мог узнать себя, тем более, что поэт всё время называл своего героя: «Ты». Если бы это выступление состоялось в начале осени, когда меня накрыл с головой, раздавил и парализовал острый приступ кризиса среднего возраста, я бы, наверное, … не знаю, что сделал. А так было просто хорошо, разве что вводное слово уж очень длинное.

МУТЬ


О том, что артист, в первую очередь, — человек.


Янка Маузер мастерски почитал стихи, иногда довольно интересные, но чаще — просто эпатажные, спел несколько песен, иногда довольно впечатляюще, но чаще — просто громко, а потом зачем-то залажал свой суперхит — «Калыханку». И ещё «звезда революционного хард-кора» мне неприятно запомнился обсуждением-обстёбыванием других выступающих и просто трёпом со своми знакомыми, от которого я пытался дистанцироваться, да всё не получалось. Бальзамом на душу стало появление в зале Тимофея Яровикова, внимательного и тихого, показавшего своим примером, что не «все поэты — твари и суки».

СТОН


О прощании с творчеством Кирилла Смышляева как очередной перевёрнутой страницей жизни


Сначала был Андрей Кусок из Слуцка. Несколько искренних его песен вызвали у меня сочувствие и … добрую улыбку. Я разделяю мысли автора, я даже сам когда-то пел нечто подобное, только нужно ли об этом и так петь? Как будто не слышал Андрей, что уже много лет в вариациях со всех сторон говорится и пишется о том, что валит из FM-радиостанций и вообще нас окружает. Петь об этом — выдавать не столько свою наивность, сколько неосведомлённость. Юное поколение не знает, о чём поёт Летов? А я помню совсем ещё недавно другое юное поколение, которое слушало практически одного только Летова. Я помню, как мне было неуютно от их визжания на летовском концерте с полным аншлагом в КЗ «Минск» — так, наверное, фанатки «Иванушек» не визжат. Я помню выходящие на сцены одна за другой сплошь похожие на «Гражданскую оборону» группы, помню смотр-конкурс ГО-подобных групп «Картонный Егор» в ДК Могилёвской психиатрической больницы (где приз за лучшее продвижение летовских идей получил лидер могилёвской группы «Игры патриотов» Майк Васильев, очень похожий на Андрея, потому как тоже летовский клон), помню, как любая альтератива повальной летовщине казалась глотком свежего воздуха. «Потерянные» 90-е прошли. К счастью. Сплошную «Фабрику звёзд» на ТВ и FM сменили 75% отечественной сельхозпродукции. И это прекрасно. Потому что сложились идеальные условия для развития рок-музыки и рок-поэзии, потому что нас не слишком много, и мы можем с радостью и гордостью узнавать в толпе «своих». Не по драным джинсам, «ирокезам» и булавкам, а по задумчивым взглядам, например. Есть кому и есть как бросить вызов. Есть что читать, смотреть и слушать. Так что, Андрей, творческого роста тебе! И, конечно, не продаться, не скиснуть, не зачерстветь и не спиться!..

Выступления Кирилла (Фана) Смышляева я ждал с особым трепетом. Собственно, на него и пришёл. И Фан оправдал все ожидания — чётко, сильно, убедительно (опыт!) излил свою боль, без запинок и ненужных предисловий исполнил с десяток самых мрачных своих песен. Возможно, это было лучшее акустическое выступление Фана. Язык не поворачивается сказать, что это «нравится» (как может нравиться, что человеку плохо?), но мне (и не мне одному!) хотелось в очередной раз это пережить, а кто-то, наверное, только открывал для себя такую поэзию, кто-то поверил и проникся… Но…

Я понимаю много. Слишком много.

Я понимаю, что с высоты творчества Кафки, Пражской школы и прочих вершин человеческой мысли творчество Фана может казаться авторитетным эстетам — детским садом (не то, что мне, застрявшему в своём развитии где-то между рассказами Виталия Бианки и песнями Виктора Цоя).

Я понимаю, что Фан не самый сильный поэт даже в нашем Могилёве.

Я понимаю, что его песни исполняются довольно часто, а новые появляются довольно редко, поэтому даже сочувствующие Фану больше не могут это слушать.

Я понимаю, что АВАНГАРДШКОЛА, некогда единоличный лидер могилёвского рока, умудрилась за последние годы не только серьёзно сдать позиции, но и, породив массу многообещающего материала, так и не издать ни одного официального альбома: сначала множество кустарных кассет, затем нашумевший и разошедшийся по рукам CD «Между прочим», который Кирилл позиционировал как «демо», и, наконец, долгожданный «Вовсе», оказавшийся недоальбомом-максисинглом с раздражающими «анонсами песен».

Я понимаю, что вместо того, чтобы изливать в зал со сцены свою боль или из зала разделять чужую, можно пойти на дискотеку, съесть шоколадку, прокачаться в тренажерном зале, поехать на рыбалку, прочитать десять книжек Николая Козлова, двадцать — Андрея Курпатова и бесчисленное количество — Владимира Леви и … успокоиться.

Я понимаю, что мой метод восприятия акустики — молча качаясь в конце зала — далеко не единственный.

Я понимаю, что на концерте разноплановых исполнителей некоторые могут «не зацепить», а может просто захотеться выйти (в туалет, например).

Я понимаю, что круглосисечным декольтированным элементам по большей части от жизни нужно совсем другое.

Я понимаю, в конце концов, что люди заплатили деньги и пришли получить удовольствий на уплаченную сумму…

Но у меня не укладывается в голове, как многие «наши», весело переглядываясь друг с другом, ходили по залу и кривлялись, изображая Кирилла, исполняющего свои «ужастики», смеялись, пили, шумели, а потом рассыпались в комплиментах, как им понравилось.

А выступление Фана заслуживало внимания. Я не буду спорить и гадать, старался он или нет, выложился или всё «далось легко», честен был в песнях или всё придумал — в голову человеку не залезешь, не заглянешь… Но очевидно — мало кто может вызывать своим выступлением такие сильные чувства. Особенно потрясла в очередной раз «Старость», в которой уставший от жизни Фан больше не кричит-предостерегает: «Старость!» (мол, берегитесь, идёт неумолимо!), а просто констатирует свершившийся факт — пришла. И сразу страшно становится от того, как буквально за год-два-три молодой, перспективный и подающий надежды может превратиться в ветерана, у которого уже всё позади. И вспоминаются не залы даже, а чердак, костёр или коридор, где вообще без всякой подзвучки эти слова и ноты били в прямо цель — десяток-другой молча внимающих слушателей.

Недавний «Хэдлайн-фест» напомнил концептуальным конферансом, что не так давно мы были «сектой». Сейчас ряды ширятся, уровень растёт, и ностальгировать о прошлом — всё равно, что жалеть об ушедшем детстве…

СВЕТ


О белорусских ёжиках


И без того краснеющего во время своих выступлений Вiталя (Вожыка) Рыжкова осветили красные лампы, окончательно уставшие зрители совсем уж бессовестно расходились-расшумелись и большей массой пропустили интереснейшее явление. А было замечательно и, надеюсь, далеко не в последний раз.

СМЕХ

О том, как чудесно закончился этот нашумевший концерт

Триумф группы «БЕЗ НОТ» был для меня настолько предсказуемым (для кайфования под регги клуб «Куба» — самое место), что стало даже неинтересно, и в очередной раз я покинул концерт во время выступления хэдлайнеров, не смотря на то, что невозможно было не радоваться весёлому «паровозику» вокруг всего зрительного зала и десяткам счастливых лиц и красивых танцующих девушек. Стало очевидно вдруг, что именно это и нужно было для полного счастья снующей туда-сюда гудящей толпе. Спасибо и респект группе за настоящий праздник, подаренный слушателям, за песни, которые своей незатейливостью («Дайте свободы хоть на немножко», «Полюби меня дочь растамана, полюби меня, но без обмана», «Вот и всё, что есть в моих карманах» и пр. и пр.) бьют мимо меня, все, кроме мистической липкой мантры непонятно о чём «Мимо дома», которая, безусловно, — суперхит…

МЫСЛЬ

О вечном (несовершенстве сущего и неудовлетворённости происходящим)

Обидно, что так неудачно сошлись в одном концерте Фан и Без Нот (мне показалось, не будь кого-то из них в составе участников, всё могло бы получиться куда более цельно и однозначно). Ещё обиднее, что у меня спрашивали совета насчёт состава выступающих, и я назвал именно тот список, который и оказался потом на афише. Но самое обидное, что 2-я Электроакустика не записывалась на официальное аудио, а значит останется только в памяти тех, кто всё-таки смог послушать и услышать…

Посмотреть

29.11.2007 ДЫМ. Мысли, рождённые 2-й Электроакустикой (Анджей Полянский. 29 ноября 2007 года.)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям