29.04.2009 Рецензия на альбом СЕРДЦА ДУРАКА "ДеЦтво" (Гаджи Мерзоев)

Евгений Федоров из Tequilajazzz однажды очень метко определил формулу кондового русского рока («Мы против смешивания Олега Митяева с Deep Purple»), и надо сказать, что эта формула со временем претерпела некоторые изменения. Митяевский базис по-прежнему на месте, и только роль надстройки играет теперь не любимая группа Дмитрия Медведева, а Rammstein (куда менее политкорректные немецкие фрики). Хорошо это или плохо – вопрос отдельный. Взяв на вооружение новомодные гитарно-электронные «фишки», все наши рок-старцы (Кинчев, Шевчук и прочая) заметно прибавили в форме и одновременно круто «съехали» по содержанию (ну и по многим другим, уже чисто ментальным показателям).

Дебютный альбом могилевской группы Сердце Дурака «ДеЦтво» – это тот самый первозданный и незамутненный русский рок, который демонстрирует отменную форму и достойное содержание. Здесь напрочь отсутствует все то, с чем ассоциировался славянский рок-н-ролл последние «…надцать» лет: никакой махровой, жеманно-придыхательной лагутенковщины, ни православного кинчевского террора, ни застольной, пьяной задушевности Шевчука, ни заумного лукавства БГ – все эти хронические болезни обошли Сердце Дурака стороной. Справедливости ради отметим, что СД предъявляет свой собственный оригинальный диагноз – патологическую совестливость (или если хотите – болезненную честность). Контент-анализ лирики «ДеЦтва» удостоверяет диагноз: слово «душа» встречается буквально в каждой песне (сравните с излюбленными кинчевскими «мракобесами» и «свистоплясами»). При этом лидер СД Тимофей Яровиков не перегибает с образностью, но и не скатывается до уровня разнузданной шнуровской матерщины, умело дозирует «возвышенное» и «земное» (в «Пропасти» на критическом друг от друга расстоянии располагаются «Господи» и «нахрен», и это ничуть не шокирует). Понятно, что для поэта Яровикова вначале было слово, и поэтому, как любой серьезный поэт, он очень дорожит им. И опять-таки Тимофей грамотно выдерживает пропорцию, не углубляясь в дикое филологическое новаторство с её труднодоступными для понимания изысками (Хлебников, Башлачев, Кинчев «в последней редакции» – нужное подчеркнуть).

Вообще, Сердце Дурака – это редкий и удивительный пример того, как можно усидеть не на двух, а сразу на трех стульях. Весь альбом «ДеЦтво» - прогулка канатоходца, мастерское балансирование, когда не дрогнул ни один мускул. Заканчивается последний трек, автоматически встаешь, бурно хлопаешь ладошками и скандируешь – «Браво!». Сравнение этой серьезной и вдумчивой работы с цирком в некотором роде кощунственно, но неизбежно. Тимофей и его команда ловко, абсолютно свободно жонглируют всеми доступными музыкальными жанрами, что оборачивается соседством регги и хард-рока (порой даже в контексте одной песни), блюза и панка, и так далее, до самого победного. При этом совершенно невозможно выделить какой-то один, конкретный хит – альбом «ДеЦтво» сплошь состоит из одних хитов, все песни как на подбор – мелодичные, яркие, с чудесными, изобретательными аранжировками. Расположение треков – образцово-показательное (переходы, общая драматургия выдержаны от и до!), настроение песен, как настроение в детстве, скачет и прыгает (духоподъемный и светлый «Добрый ветер» сменяет медитативно-тревожный «Татарин», яростная «Мигрень» переходит в расслабленное, воздушное регги «I’n’I»; ностальгический шедевр покойного Василия Медунецкого «Деревья», сыгранный Тимофеем при участии борисовского «Разгрома» - эмоциональный пик альбома, оголенный нерв и полный зашкал). От обилия музыкальных впечатлений реально вскруживает голову и уносит далеко-далеко, так что «ДеЦтво» просто физически нельзя остановить, то есть никак не получается нажать «стоп», прерваться и выйти куда-нибудь – ты сидишь и «втыкаешь», как заколдованный, вслушиваясь в каждую строчку, в каждый звуковой нюанс.

Доверительно-повествовательная манера Тимофея Яровикова, конечно, располагает моментально, и здесь он выдерживает конкуренцию с любым батюшкой, вещающим проповедь из «зомбиящика». Подобно Кураеву, рассуждающему о проблемах сект на примере мультфильма «Симпсоны», Яровиков сердито, но по делу высказывается на современные, злободневные темы в привычных для себя высоких категориях («Раздражает» - без пяти минут песня-манифест, которую при желании можно было бы «раскатать» на полчаса). В принципе, любая песня СД – это песня-высказывание, песня-размышление, песня-проповедь. В отдельных случаях такой подход к творчеству сводится к обожествлению собственной безгрешной персоны, но это точно не случай Тимофея Яровикова, демонстрирующего адекватную самооценку и наличие головы на плечах.

Что еще приятно подкупает в песнях Сердца – превалирование местоимения «я» над местоимением «мы», отсутствие каких бы то ни было призывов, грошовой бравады и мальчишеских понтов, пафосной крутизны и бездумной агрессии. При желании можно поставить в вину Тимофею его сдержанность, некоторую скованность, излишнюю серьезность. В песнях «ДеЦтва» ощущается нехватка юмора, стеба. Хотя не факт, что именно стеб и нужен Сердцу для «полного щастья». То есть – дело вкуса (как и вокальная манера Яровикова, которая кому-то может показаться занудной и монотонной).

Естественно, Тимофей Яровиков мог бы стать для могилевских групп тем, кем стал в свое время для свердловских Кормильцев, то есть - наемным поэтом-песенником, но, слава Богу, что группе Сердце Дурака суждено было появиться на свет и выпустить такой непростой, мощный, цельный альбом – «ДеЦтво».

Оценивать дебют СД можно сразу на нескольких территориальных уровнях. С точки зрения местечкового шоу-бизнеса - это недостижимый потолок качества, абсолютно вне конкуренции (может быть, лучший альбом за всю историю могилевского рока). Сердце Дурака уделывает разом всех и даже на чужой территории – к слову, регги у СД звучит смачнее, звонче и несоизмеримо круче, чем у Без Нот, которым уже уготовано место вечных КВНщиков, карикатурных, необязательных, мечущихся между бесприютной романтикой и глянцевым позитивом.

По меркам синеокой, альбом «ДеЦтво» - беспрецедентный, то есть сделанный без оглядки на политическую конъюнктуру, не спекулирующий на теме гражданских свобод и белорусской мовы. То есть пока отдельные белорусские музыкальные дельцы убиваются за какие-то призрачные, мнимые идеалы, СД решает куда более глобальные, мировоззренческие вопросы, не «забивая» на качество песен, в первую очередь – мелодии.

И, наконец, о месте Сердца Дурака в русском роке. СД имеют свой узнаваемый музыкальный почерк – это подлинный, «богатырский» рок, этакий «Добрыня Никитич-бит», но без героической стойки Цоя, традиционной бородато-алкогольной хрипоты Высоцкого. В песнях «ДеЦтва» нет фальшивого надрыва, сусальности и русского гротеска с медведями, икрой, балалайками. Это настоящий, здоровый (36’6, «кровь с молоком») русский рок, по которому многие соскучились и о возвращении которого уже не мечтали. Сердце продолжают лучшие традиции Науменко, Макаревича («Раздражает» удивительно перекликается с «Полным контактом» из последнего альбома Машинистов). Незаслуженно отодвинутая в конец альбома «Женщина-сестра» своим гитарным боем, отменной мелодией и сумрачной атмосферой разом напоминает Sisters Of Mercy (такой вот каламбур) и R.E.M (периода Out Of Time). «Все как прежде» - восхитительная минорная вещь, завершающая альбом, выполняет ту же функцию, что и «Легенда» в цоевской «Группе крови», - своеобразное подведение итогов, которое моментально западает в душу. Именно такие - сдержанно-печальные песни - удаются Тимофею больше всего.

Единственное опасение, которое возникает после прослушивания «ДеЦтва» - хватит ли у Тимофея хороших песен на второй, полноценный альбом (и будет ли он когда-нибудь вообще, потому как группой задана очень высокая планка).

Рецензия на альбом СЕРДЦА ДУРАКА "ДеЦтво" (Гаджи Мерзоев, Инфо-центр ЦЖР, апрель 2009)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Стыдно признаться, но я долго вспоминал, кто такой Дмитрий Медведев. *смутился*

Гаджи, читала вашу рецензию просто взахлеб! Побольше бы таких! ) Все четко, ясно, красиво...