29.04.2008 Рецензия: Сборник НЕЗАЛЕЖНЫЯ

Я всегда любил различные песенные «сборники». Увы, времени производить «музыкальные раскопки» как-то все меньше и меньше, а хочется иметь представление о состоянии современной музыки. Тем более, что отдавая песню для сборника, группа стремится показать лучшее, что у нее есть на этот момент, а значит можно сполна оценить ее потенциал. Увы, полноценные (да еще и концептуальные) альбомы выпускаются все реже, а интересные, и достойные внимания — вообще музейная редкость…

Сборник «Незалежныя», собранный под 90-летие празднования БНР — хорошая возможность оценить состояние современной белорусскоязычной сцены. 22 группы — достаточное количество, чтобы рассматривать сборник, как своеобразный «культурный срез» и делать какие-то выводы…

С большинством групп, представленных на сборнике, я в той или иной мере был знаком, как и вы, уважаемые любители белорусского рока. Однако, как и всегда в подобных случаях, старался абстрагироваться от сложившихся стереотипов и личных привязанностей, подходя с позиции рядового и даже случайного слушателя. Белорусский рок мне друг, но истина дороже.

Предлагаю, перед дальнейшим чтением (для полноты ощущений) пройти по ссылке и СКАЧАТЬ сборник НЕЗАЛЕЖНЫЯ, чтобы получить собственное представление от сборника. Мои же мысли, как правило, неутешительные, вот они.

Обложка диска НезалежныЯ

1.POMIDOROFF «Адзин». Еще недавно Амбасадар Кроу рвался по шву, доказывая, что Помидор — не рэпер. Теперь Александр сам, каждой новой песней доказывает, что «и не рэпер, и не гангста» и чувствует при этом себя превосходно. Был недорэп, стал недорок — слегка обламывает этакая половинчатость… Нет, не подумайте, песня хорошая. Сейчас именно такие и нужны — маршеподобные, и на альбоме, песня «Адзин» звучала бы хорошо в рамках общей концепции «поднятия белорусского народа с колен». На сборке же песня оставляет смазанное впечатление, не дотягивая до хита. Больше ярости и надрыва в исполнении наверняка бы ее спасли, но Помидор вялый, как и те, кого оно пытается поднять с колен.

2.UNIA feat Хаменка «Хлопец пашаньку пахае». Я к «фолку» вообще отношусь с подозрением: очень на некрофилию смахивает. Удел такой музыки — коллекционные тиражи. А тут еще у UNIA своих мозгов не хватило — пригласили «песняровские» и Хаменку. И весь этот «feat» собрался с одной лишь целью: полюбоваться, как в народные песнопения вписывается опущенная на коровый манер гитара. Типа, «новое дыхание народной музыки». Да в любом подвале пацанье играть еще не научилось, а точно так «опускает» строй гитар…

3.ГЛЮКИ «Праграма» — одна из лучших песен на сборке, но далеко не лучшая и вообще нетрадиционная для ГЛЮКОВ. Могилевская группа — одна из немногих, кто не забыл что такое «рок-музыка» и в общении со слушателем до сих пор обходится без «резиновых и пластиковых номерных изделий». «Праграма» — своеобразный эксперимент, разрывная пуля со смещенным центром тяжести, и разрывается она в концовке песни, когда показывают личико настоящие ГЛЮКИ. А до этого — великолепный закос под ЭМО, с отличной мелодикой и трогательным исполнением…

4.SIVER «Минск» начинается с недо-стишка Куллинковича. Выехать за счет «приглашенной звезды» — нормальная практика многих молодых белорусских групп. Что касается песни, то я совершенно не понимаю о чем она. Кроме патриотизма, занудно выраженного и сопровождаемой недурной инструменталкой, лично я не чувствую ничего.

Рок-н-ролл мертв5.СТЕНА «Калыханка» сделана в традиционной для группы манере. Именно этот «фирменный почерк» брестской группы и есть самый приятный момент песни. Что касается остального, то исполнение забивает содержание. Тот самый случай, когда каша испорчена маслом — музыкой. И еще, побойтесь Бога — какая же это калыханка?!..

6.АКРОПАЛЬ «Дзе ты, дзе?» — песенка-шептушка. Хороша для ужина со свечами с последующим овладением глубинами сотрапезника. В остальных случаях — несвоевременна и нецелесообразна. Текст не цепляет, гитарные переборчики и соло — традиционны и непретенциозны.

7.5SET5. «Такая я». До этого я группу не слышал ни разу, поэтому приятно тронул то-ли польский, то-ли прибалтийский акцент исполнительницы. Или это дефект речи?.. Не важно. О чем песня — снова не ясно. И музло заскорузлое. Просто сплю и вижу, как гитарист тащится от звука своей примочки… Я таких музыкантов «гитарастами» называю, и думаю, что недалек от истины.

8.АМАРОКА «Имены свабоды» — вообще негде клеймо ставить. Песня похожа на обмякший хуй в руках у хирурга. Не удивительно, что создатели сборки устроили ей обрезание.

9.P.L.A.N. «Наша спадчына». Если бы я не успел «изучить пациентов» — Плясанова-Мартыненку по публикациям в СМИ и в Интернете — просто посмеялся бы с этой «баллады про гадину». Сейчас не до смеха и я вынужден признать: «Верю!» Даже больше могу сказать: песенка трогает именно своей искренностью: «Мова матчина заняволена / Сорам у вочы глянуць сябрам / Прымаки сваёй доляй здаволены — / Доля горкая дадзена нам…» и как пелось в другой песенке — «Остается пить, пить, / Пить пить-не-просыхать». Вот теперь я понимаю, и даже с готовностью ставлю песне плюсик. Искренность для меня всегда значила многое.

10.RECHA «Як спявала». Ай, какой милый женский вокал! А вот мужика на бэке — расстрелять немедленно. Благодаря его стараниям, песня напоминает то-ли ансамбль «Хорошки» в вокальном варианте, толи «дуэт супругов Девятовых». Текст не слушаю. Музыкальная подкладка балаганного типа не раздражает, скрипочка радует — уже хорошо.

11.IQ-48 «Гэй, наперад!» Лоси непохожи сами на себя. Слушая диск без распечатки, я попутал IQ-48 с незнакомыми мне КАЛЬМАРАМИ (этих я ругать буду поменьше), а слушая «Гэй, наперад!» решил, что очередные слюнявые малолетки вылезли из подвалов потрясти наивным пафосом: «Гэээй напееерад! Гэээй да соонца! Гэээй да зоор!» Меня давно воротит от подобных «конвейерных гимнов» с «каноническими штампами» в тексте. 21 век на дворе, пора бы уже найти адекватные времени средства выражения эмоций. Искренность всегда найдет нужные слова и ноты, чтобы дать себе выход. А тут — пустое сотрясание воздуха.

12.B:N feat Лявон Вольски «Загинуушым паэтам прысвячаецца…» Само название «прозаическое», как и содержание. «Прозаическое», в том смысле, что это не «песня», это — «зарифмованная проза» в скучном музыкальном обрамлении. Это больше похоже на документальный фильм BBС, раскрывающего «тайны мироздания», чем на песню. Куда важнее было передать настроение, эмоции, которые бы подтолкнули к размышлениям. Неумение владеть «мыслеобразами» — дамоклов меч белорусских «песняров». Лупят прямым текстом банальные истины, а потом удивляются «а за што эта нас гаунам палили?..»

13.BAND А «Хуткия». А вот это уже есть гуд. Неплохая песня с настроением «просыпающегося мегаполиса». Хорошее исполнение, милая музыка — до мурашек по коже — просто хорошо. Правда, записать бы это и свести где-нибудь не в Беларуси, где водятся толковые звукорежи… А еще чуть-чуть прибрать «примоченной» грязи в припеве — и готова песенка на до-о-олгие времена. Я бы такое с утра за чашкой кофе слушал с огромным удовольствием…

14.PARTYZONE «Розум». Вы меня, конечно, простите, но я не знаю, как это можно слушать. И не слушаю. Абзац.

15.USPLESK «Менская сиеста» — тоже издеваются. Просто издеваются, и подозреваю, что нарочно. Был бы я искусствоведом — попытался бы рассмотреть песню USPLESK-а в русле становления белорусского рок-авангарда. Но я простой слушатель. И как слушатель слушателю советую: пустите эту песенку «по кругу», и если на третьем круге вас все еще не вырвало, вы — настоящий беларус.

16.ZIG-ZAG «Ляцяць дни» — простенький oi-панк со скашными вставочками и голосом Ильи Лагутенко. Съедобно, хотя о чем и зачем поет группа — не ясно, да и не суть как важно. Слушается легко — и на том спасибо.

17.DALI «Неба шэрае». И эти гуси нам не товарищи. Песенка доказывает, что группу DALI слушать нельзя ни под каким предлогом. Если вам вдруг предложат — бейте в морду, без церемоний. Ненавижу извращенцев, а человек, способный слушать и любить DALI — точно извращенец.

18.КАЛЬМАРЫ «Ен и яна». Готовый хит. Одеть пацанов в дурацкие шорты и кепки, и на БТ, в компанию каких-нибудь бесхитростных парней с минских окраин — типа ДРОЗДОВ или ЛЕПРИКОНСОВ. Одного поля ягоды. Ненапряжный, «народный» формат. Такое хавается.

19.SKA!RB «D.I.Y. Porno Zine». О-о-о-о-о, элита белорусского ска-пунка — примитивные струнодеры, высиживающие свое говно, как Курочка Ряба — золотые яйца. Тупая песня про ущербный трах — демонстрация деградации белорусского D. I. Y.-сообщества. За «касмАс» — отдельное спасибо. Убежден: такие песни нужно издавать на дисках заводским методом, с качественной полиграфией, в пластиковых боксах и запихивать их музыкантам обратно — в жопу.

20.ЗАТОЧКА «Пра футбол». Сразу же бросается в глаза, что по сравнению со SKA! RB и ZIG-ZAG-ом, ЗАТОЧКА умеет вылабывать «вкусный ска-панк» с клевыми дудками, органично вплетая в него всякие «признаки футбола», определяющие «социальную» направленность группы. И если в текстах SKA! RB чувствуется только то, что музыканты — насмерть тупые, то текст ЗАТОЧКИ — просто никакой, но в желании «накосить дивидентов» приближается к жанру научной фантастики, что вызывает улыбку. «Бел-чырвона-белы флаги па-над трыбунами расцягнем…» — бог в помощь, как говорится… Хорошо изучив коньюнктурщика-Макса, я уже не расстраиваюсь — просто ржу-ни-магу.

21.N.R.M. «Тры чарапахи NEW». Ну вот, спустя почти десятилетие «Три черепахи» всплыли вверх пузом, чтобы напомнить о себе. Хорошая песня была. Да и сейчас звучит неплохо. Вопрос в другом: так ли нужно было ради двух-трех измененных слов переписывать песню и пихать ее в сборки?.. Есть игра такая — «найдите десять отличий» — поиграйте, отвлекает от дурных мыслей.

Рок-н-ролл мертв22.ГАРАДЗСКИЯ «Усе, что мяне у гэтым свеце трымае». Одна из идейно-цементирующих песен белорусской национальной идеи, связывающая прошлое и настоящее. Прослушал ее раз десять. Не почувствовал ничего — ни эмоций, ни мысли. Мелькнуло лишь понимание, что патриотизм, растущий из «крови Витаута з Ягайлам» — пустой звук, намозоливший уши. И еще… (подленько хихикнул во мне доморощенный филолог) ни в коем случае нельзя оставлять недорифмованной строчку на «ганаруся». Потому что каждый культурный человек, инстинктивно дорифмовывает ее словом «усяруся». Казалось бы — мелочь, а весь пафос на смарку.

В общем и целом лично на меня сборник НЕЗАЛЕЖНЫЯ произвел довольно унылое впечатление. Почему?.. Когда-то давно, гуляя с Помидором ночью в поиске водки, и отбиваясь от блядей возле гостиницы «Могилев», я услышал от Саши довольно интересное «качество», определяющее «хорошесть» группы.
— Настоящая музыка должна быть с яйцами! — изрек свою бескомпромиссную сентенцию Помидор.

Сейчас почему-то эта фраза вылезла из подкорковой области и заняла собой мое воображение. Лучше ведь и не скажешь… Современная белорусскоязычная сцена, похожа на кастрированного кота — толстого, ленивого и абсолютно ко всему безразличного… нежелающего трахаться, драться и дышать свободой даже в свое пиковое время — на исходе марта…

Виталий Шум, Инфо-центр ЦЖР. Рисунки Сергея Корсуна.

Статья "Незалежныя ГЛЮКИ и ЗАТОЧКА"

Статья "Смачная падборка свежых беларускамоуных рок-гитоу"

Рецензия: НЕЗАЛЕЖНЫЯ на исходе марта (Виталий Шум, Инфо-центр ЦЖР, апрель 2008)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям