Я всегда любил различные песенные «сборники». Увы, времени производить «музыкальные раскопки» как-то все меньше и меньше, а хочется иметь представление о состоянии современной музыки. Тем более, что отдавая песню для сборника, группа стремится показать лучшее, что у нее есть на этот момент, а значит можно сполна оценить ее потенциал. Увы, полноценные (да еще и концептуальные) альбомы выпускаются все реже, а интересные, и достойные внимания — вообще музейная редкость…
Сборник «Незалежныя», собранный под 90-летие празднования БНР — хорошая возможность оценить состояние современной белорусскоязычной сцены. 22 группы — достаточное количество, чтобы рассматривать сборник, как своеобразный «культурный срез» и делать какие-то выводы…
С большинством групп, представленных на сборнике, я в той или иной мере был знаком, как и вы, уважаемые любители белорусского рока. Однако, как и всегда в подобных случаях, старался абстрагироваться от сложившихся стереотипов и личных привязанностей, подходя с позиции рядового и даже случайного слушателя. Белорусский рок мне друг, но истина дороже.
Предлагаю, перед дальнейшим чтением (для полноты ощущений) пройти по ссылке и СКАЧАТЬ сборник НЕЗАЛЕЖНЫЯ, чтобы получить собственное представление от сборника. Мои же мысли, как правило, неутешительные, вот они.
1.POMIDOROFF «Адзин». Еще недавно Амбасадар Кроу рвался по шву, доказывая, что Помидор — не рэпер. Теперь Александр сам, каждой новой песней доказывает, что «и не рэпер, и не гангста» и чувствует при этом себя превосходно. Был недорэп, стал недорок — слегка обламывает этакая половинчатость… Нет, не подумайте, песня хорошая. Сейчас именно такие и нужны — маршеподобные, и на альбоме, песня «Адзин» звучала бы хорошо в рамках общей концепции «поднятия белорусского народа с колен». На сборке же песня оставляет смазанное впечатление, не дотягивая до хита. Больше ярости и надрыва в исполнении наверняка бы ее спасли, но Помидор вялый, как и те, кого оно пытается поднять с колен.
2.UNIA feat Хаменка «Хлопец пашаньку пахае». Я к «фолку» вообще отношусь с подозрением: очень на некрофилию смахивает. Удел такой музыки — коллекционные тиражи. А тут еще у UNIA своих мозгов не хватило — пригласили «песняровские» и Хаменку. И весь этот «feat» собрался с одной лишь целью: полюбоваться, как в народные песнопения вписывается опущенная на коровый манер гитара. Типа, «новое дыхание народной музыки». Да в любом подвале пацанье играть еще не научилось, а точно так «опускает» строй гитар…
3.ГЛЮКИ «Праграма» — одна из лучших песен на сборке, но далеко не лучшая и вообще нетрадиционная для ГЛЮКОВ. Могилевская группа — одна из немногих, кто не забыл что такое «рок-музыка» и в общении со слушателем до сих пор обходится без «резиновых и пластиковых номерных изделий». «Праграма» — своеобразный эксперимент, разрывная пуля со смещенным центром тяжести, и разрывается она в концовке песни, когда показывают личико настоящие ГЛЮКИ. А до этого — великолепный закос под ЭМО, с отличной мелодикой и трогательным исполнением…
4.SIVER «Минск» начинается с недо-стишка Куллинковича. Выехать за счет «приглашенной звезды» — нормальная практика многих молодых белорусских групп. Что касается песни, то я совершенно не понимаю о чем она. Кроме патриотизма, занудно выраженного и сопровождаемой недурной инструменталкой, лично я не чувствую ничего.
5.СТЕНА «Калыханка» сделана в традиционной для группы манере. Именно этот «фирменный почерк» брестской группы и есть самый приятный момент песни. Что касается остального, то исполнение забивает содержание. Тот самый случай, когда каша испорчена маслом — музыкой. И еще, побойтесь Бога — какая же это калыханка?!..
6.АКРОПАЛЬ «Дзе ты, дзе?» — песенка-шептушка. Хороша для ужина со свечами с последующим овладением глубинами сотрапезника. В остальных случаях — несвоевременна и нецелесообразна. Текст не цепляет, гитарные переборчики и соло — традиционны и непретенциозны.
7.5SET5. «Такая я». До этого я группу не слышал ни разу, поэтому приятно тронул то-ли польский, то-ли прибалтийский акцент исполнительницы. Или это дефект речи?.. Не важно. О чем песня — снова не ясно. И музло заскорузлое. Просто сплю и вижу, как гитарист тащится от звука своей примочки… Я таких музыкантов «гитарастами» называю, и думаю, что недалек от истины.
8.АМАРОКА «Имены свабоды» — вообще негде клеймо ставить. Песня похожа на обмякший хуй в руках у хирурга. Не удивительно, что создатели сборки устроили ей обрезание.
9.P.L.A.N. «Наша спадчына». Если бы я не успел «изучить пациентов» — Плясанова-Мартыненку по публикациям в СМИ и в Интернете — просто посмеялся бы с этой «баллады про гадину». Сейчас не до смеха и я вынужден признать: «Верю!» Даже больше могу сказать: песенка трогает именно своей искренностью: «Мова матчина заняволена / Сорам у вочы глянуць сябрам / Прымаки сваёй доляй здаволены — / Доля горкая дадзена нам…» и как пелось в другой песенке — «Остается пить, пить, / Пить пить-не-просыхать». Вот теперь я понимаю, и даже с готовностью ставлю песне плюсик. Искренность для меня всегда значила многое.
10.RECHA «Як спявала». Ай, какой милый женский вокал! А вот мужика на бэке — расстрелять немедленно. Благодаря его стараниям, песня напоминает то-ли ансамбль «Хорошки» в вокальном варианте, толи «дуэт супругов Девятовых». Текст не слушаю. Музыкальная подкладка балаганного типа не раздражает, скрипочка радует — уже хорошо.
11.IQ-48 «Гэй, наперад!» Лоси непохожи сами на себя. Слушая диск без распечатки, я попутал IQ-48 с незнакомыми мне КАЛЬМАРАМИ (этих я ругать буду поменьше), а слушая «Гэй, наперад!» решил, что очередные слюнявые малолетки вылезли из подвалов потрясти наивным пафосом: «Гэээй напееерад! Гэээй да соонца! Гэээй да зоор!» Меня давно воротит от подобных «конвейерных гимнов» с «каноническими штампами» в тексте. 21 век на дворе, пора бы уже найти адекватные времени средства выражения эмоций. Искренность всегда найдет нужные слова и ноты, чтобы дать себе выход. А тут — пустое сотрясание воздуха.
12.B:N feat Лявон Вольски «Загинуушым паэтам прысвячаецца…» Само название «прозаическое», как и содержание. «Прозаическое», в том смысле, что это не «песня», это — «зарифмованная проза» в скучном музыкальном обрамлении. Это больше похоже на документальный фильм BBС, раскрывающего «тайны мироздания», чем на песню. Куда важнее было передать настроение, эмоции, которые бы подтолкнули к размышлениям. Неумение владеть «мыслеобразами» — дамоклов меч белорусских «песняров». Лупят прямым текстом банальные истины, а потом удивляются «а за што эта нас гаунам палили?..»
13.BAND А «Хуткия». А вот это уже есть гуд. Неплохая песня с настроением «просыпающегося мегаполиса». Хорошее исполнение, милая музыка — до мурашек по коже — просто хорошо. Правда, записать бы это и свести где-нибудь не в Беларуси, где водятся толковые звукорежи… А еще чуть-чуть прибрать «примоченной» грязи в припеве — и готова песенка на до-о-олгие времена. Я бы такое с утра за чашкой кофе слушал с огромным удовольствием…
14.PARTYZONE «Розум». Вы меня, конечно, простите, но я не знаю, как это можно слушать. И не слушаю. Абзац.
15.USPLESK «Менская сиеста» — тоже издеваются. Просто издеваются, и подозреваю, что нарочно. Был бы я искусствоведом — попытался бы рассмотреть песню USPLESK-а в русле становления белорусского рок-авангарда. Но я простой слушатель. И как слушатель слушателю советую: пустите эту песенку «по кругу», и если на третьем круге вас все еще не вырвало, вы — настоящий беларус.
16.ZIG-ZAG «Ляцяць дни» — простенький oi-панк со скашными вставочками и голосом Ильи Лагутенко. Съедобно, хотя о чем и зачем поет группа — не ясно, да и не суть как важно. Слушается легко — и на том спасибо.
17.DALI «Неба шэрае». И эти гуси нам не товарищи. Песенка доказывает, что группу DALI слушать нельзя ни под каким предлогом. Если вам вдруг предложат — бейте в морду, без церемоний. Ненавижу извращенцев, а человек, способный слушать и любить DALI — точно извращенец.
18.КАЛЬМАРЫ «Ен и яна». Готовый хит. Одеть пацанов в дурацкие шорты и кепки, и на БТ, в компанию каких-нибудь бесхитростных парней с минских окраин — типа ДРОЗДОВ или ЛЕПРИКОНСОВ. Одного поля ягоды. Ненапряжный, «народный» формат. Такое хавается.
19.SKA!RB «D.I.Y. Porno Zine». О-о-о-о-о, элита белорусского ска-пунка — примитивные струнодеры, высиживающие свое говно, как Курочка Ряба — золотые яйца. Тупая песня про ущербный трах — демонстрация деградации белорусского D. I. Y.-сообщества. За «касмАс» — отдельное спасибо. Убежден: такие песни нужно издавать на дисках заводским методом, с качественной полиграфией, в пластиковых боксах и запихивать их музыкантам обратно — в жопу.
20.ЗАТОЧКА «Пра футбол». Сразу же бросается в глаза, что по сравнению со SKA! RB и ZIG-ZAG-ом, ЗАТОЧКА умеет вылабывать «вкусный ска-панк» с клевыми дудками, органично вплетая в него всякие «признаки футбола», определяющие «социальную» направленность группы. И если в текстах SKA! RB чувствуется только то, что музыканты — насмерть тупые, то текст ЗАТОЧКИ — просто никакой, но в желании «накосить дивидентов» приближается к жанру научной фантастики, что вызывает улыбку. «Бел-чырвона-белы флаги па-над трыбунами расцягнем…» — бог в помощь, как говорится… Хорошо изучив коньюнктурщика-Макса, я уже не расстраиваюсь — просто ржу-ни-магу.
21.N.R.M. «Тры чарапахи NEW». Ну вот, спустя почти десятилетие «Три черепахи» всплыли вверх пузом, чтобы напомнить о себе. Хорошая песня была. Да и сейчас звучит неплохо. Вопрос в другом: так ли нужно было ради двух-трех измененных слов переписывать песню и пихать ее в сборки?.. Есть игра такая — «найдите десять отличий» — поиграйте, отвлекает от дурных мыслей.
22.ГАРАДЗСКИЯ «Усе, что мяне у гэтым свеце трымае». Одна из идейно-цементирующих песен белорусской национальной идеи, связывающая прошлое и настоящее. Прослушал ее раз десять. Не почувствовал ничего — ни эмоций, ни мысли. Мелькнуло лишь понимание, что патриотизм, растущий из «крови Витаута з Ягайлам» — пустой звук, намозоливший уши. И еще… (подленько хихикнул во мне доморощенный филолог) ни в коем случае нельзя оставлять недорифмованной строчку на «ганаруся». Потому что каждый культурный человек, инстинктивно дорифмовывает ее словом «усяруся». Казалось бы — мелочь, а весь пафос на смарку.
В общем и целом лично на меня сборник НЕЗАЛЕЖНЫЯ произвел довольно унылое впечатление. Почему?.. Когда-то давно, гуляя с Помидором ночью в поиске водки, и отбиваясь от блядей возле гостиницы «Могилев», я услышал от Саши довольно интересное «качество», определяющее «хорошесть» группы.
— Настоящая музыка должна быть с яйцами! — изрек свою бескомпромиссную сентенцию Помидор.
Сейчас почему-то эта фраза вылезла из подкорковой области и заняла собой мое воображение. Лучше ведь и не скажешь… Современная белорусскоязычная сцена, похожа на кастрированного кота — толстого, ленивого и абсолютно ко всему безразличного… нежелающего трахаться, драться и дышать свободой даже в свое пиковое время — на исходе марта…
Виталий Шум, Инфо-центр ЦЖР. Рисунки Сергея Корсуна.
Статья "Незалежныя ГЛЮКИ и ЗАТОЧКА"
Статья "Смачная падборка свежых беларускамоуных рок-гитоу"
Рецензия: НЕЗАЛЕЖНЫЯ на исходе марта (Виталий Шум, Инфо-центр ЦЖР, апрель 2008)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: