12.06.2009 Рецензия на альбом гр.СЕРДЦЕ ДУРАКА "ДеЦтво" (Игорь Лунев)

Могилёвская группа СЕРДЦЕ ДУРАКА выпустила-таки свой дебютный альбом. За эти несколько лет, пока работа над ним то кипела, то лишь слегка побулькивала, в группе менялись музыканты – и эти перемены отразились на получившемся в итоге аудиоартефакте. За эти же несколько лет песни лидера СЕРДЦА ДУРАКА Тимофея Яровикова стали близки и дороги многим людям в разных городах России и Белоруссии, а, возможно, и не только. Группа кормила публику концертными записями, выпустила мини-альбом из трёх песен, но этого было мало. «Децтво» – то, чего действительно ждали многие. Дождались. Для тех, кто не знает: СЕРДЦЕ ДУРАКА – это одна из лучших групп в русском роке. Возглавляет её один из самых сильных авторов не только среди «молодой шпаны», но и вообще в российской рок-музыке. Вот так. Претензии по поводу данного заявления не принимаются.

СЕРДЦЕ ДУРАКА. ДеЦтвоПохоже, выпуск предваряющего полноценный дебют мини-альбома (простите, не могу назвать три песни синглом) «К началу начал» и критика на него пошли группе на пользу. СЕРДЦЕ ДУРАКА на альбоме «Децтво» выдали самый настоящий русский рок, тот самый (снова оказывается, что он всё-таки есть). Но к нему уже никоим образом не подходит прилагательное «кондовый». Музыканты серьёзно поработали над звуком, который стал более прозрачным, исчезла так называемая «гаражность», зато проявилось множество аранжировочных нюансов. На «Децтве» практически нет отсылок ни к классическому хард-року, ни к сибирскому панку – всё закручено вокруг рэггей и обычной дворовой песни, но ритмические приёмы взяты скорее из хардкора, только поданы гораздо мягче. Основная заслуга здесь принадлежит главным аранжировщикам группы – бас-гитаристу Роману Жигареву и клавишнику Евгению Даниленко, а также приглашённому специально на запись лидер-гитаристу Александру Хачатуряну. Они оказались достаточно тактичными, чтобы, работая над песнями, не ломать сочинённые Тимофеем Яровиковым мелодии – а это очень важно, ибо Яровиков не только поэт, но и человек с уже проявленным внутренним мелодизмом. О том, какая работа была проделана со звуком, можно судить по песням, публиковавшимся ранее – это «Женщина-сестра», «Татарин» и особенно «Пропасть». Последняя – одна из главных песен Тимофея, наиболее ярко раскрывающая его духовные искания, из почти панк-рокового боевика с псевдо-хэви-металлическими лирическими отступлениями превратилась в музыкальное полотно, где партия каждого инструмента подчёркивает все смысловые и эмоциональные движения. Из «Татарина» были вообще убраны ударные и всё, что придавало музыке «тяжесть» – и так из песни-декларации она стала песней-размышлением. Грубоватая прямолинейность не исчезла совсем, она стала лишь одной краской их многих, выходя на передний план только там, где это уместно – в песнях «Мигрень», «Рок-н-ролла не будет», «Раздражает». Из околорэггейных композиций в музыкальном плане интереснее прочих получилась «I’n’I» - с пронзительным соло Тимофея на губной гармоники и вставками трубы, за которые ответственен приглашённый по такому случаю Дмитрий Костюшко. Хотя надо признать, что СЕРДЦЕ ДУРАКА нигде и не пытаются сыграть что-то аутентично-ямайское. Разнообразия альбому добавляет и полностью акустическая композиция «Всё, как прежде», украшенная звуком виолончели, на которой сыграла Анна Дроздова.

«Децтво» стало серьёзной вехой для СЕРДЦА ДУРАКА не только потому, что это их первый альбом. Это отражение целой эпохи в существовании группы – сейчас кардинально меняется состав, уходят музыканты, игравшие в группе годами и ассоциировавшиеся у многих с самой этой группой. Так, например, уже покинул коллектив брат Тимофея – ритм-гитарист и второй вокалист Павел Яровиков. Но вехой этот альбом стал и лично для лидера группы. Песни, вошедшие в «Децтво», написаны Тимофеем довольно давно. Большинству тех, кто уже почитает его талант, они известны. Но в студийной работе расставляются акценты, подводятся итоги. Тут надо сказать, что настоящим поэтом Яровикова делает не только умение работать со словом и ответственность, но и смелость, с которой он решается донести до публики порой неприглядные стороны жизни своей души. И главное – знает, ради чего. «Децтво» – это обращение не в прошлое, а будущее, это песни не о ностальгии, а о надежде. И этой надеждой озаряются даже саые мрачные фрагменты альбома. Не случайно в начале альбома, сразу после полной трагизма «Флауэр» идёт песня «Добрый ветер» (кстати, один из главных хитов СЕРДЦА ДУРАКА):
Не поверю ни за что на свете
Что все беды предназначены судьбой
Наши крылья держит добрый ветер
В остальном виновны мы с тобой.

Ныне ищущий, но верующий человек Тимофей честно рассказывает нам и о первых попытках религиозного осмысления реальности испуганным подростком («Флауэр»), и об усталости от душевных терзаний, перерастающей в молодецкую удаль («Мигрень»), и о возвращении к поиску смыслов. Надежда держит весь альбом, особенно она слышна в «Пропасти» и «Поцелуях». Постоянное осознанное возвращение к молитве, готовность искать истину даже тогда, когда о ней, кажется, ничто вокруг не напоминает - но с каждым обретённым отблеском истины морок рассеивается. Это уже песни не только о надежде, но и о вере. «Женщина-сестра» - гимн настоящей близости душ и в то же время вызов современным обывательским представлениям о человеческих отношениях. Завершающая альбом «Всё, как прежде» - надежда, облечённая в форму иронии (эта добрая ирония и в написании названия альбома). Перед началом песни Тимофей произносит цитату из Екклесиаста (11: 9-10). А сама песня про то, что «всё, как прежде, да только…». Да только прожив то, о чём сказано в предыдущих песнях, смотрит человек на мир уже по-другому.

Единственный серьёзный провал на альбоме – это песня «Когда деревья были большими» Василия «Сундука» Медунецкого, ныне покойного лидера группы РАЗГРОМ из г. Борисова. Что ещё досадно, музыканты СЕРДЦА ДУРАКА включили её даже не в качестве бонуса, а поставили посреди других своих песен. Понятно, что она подходит тематически. Но при всём уважении к памяти её погибшего автора, должен сказать, что по тексту, по музыке и по уровню осмысления реальности она гораздо слабее, чем песни Яровикова. Более того, песня ведь и записана группой РАЗГРОМ, только с Тимофеем в качестве вокалиста. И играет эта группа в целом хуже, чем СЕРДЦЕ ДУРАКА – рыхловато как-то. Но это ещё не такая большая беда. Тимофей, очень внимательный в работе над своими текстами, в отношении к чужим оказался не так уж требователен. Песня «Когда деревья были большими» - это как раз та самая ностальгия в худшем её проявлении. Автор тоскует о детстве, вспоминая сначала автоматы с газировкой, походы в кино и прочее из этого набора – это-то понятно. Но столь же милой его сердцу оказывается и пионерская организация (видимо, только потому, что это тоже атрибут его беззаботного прошлого – но что с того?), а в конце песни он так и заявляет, обращаясь непонятно к кому: «Верните мне СССР!». Ну, что ж, человек с изувеченным внутренним миром, нас тут много таких. Но мы делаем разные выводы. И рискну заявить прямо, что упадничеству всё же не место на альбоме группы СЕРДЦЕ ДУРАКА, одной из самых светлых русскоязычных команд.

Игорь Лунёв, Санкт-Питербург

Рецензия на альбом гр.СЕРДЦЕ ДУРАКА "ДеЦтво" (Игорь Лунев) (Игорь Лунёв, Инфо-центр ЦЖР, июнь 2009)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Если бы Игорь Лунёв читал классиков, то знал бы, что случается с критиками...