Журнал "ОКОРОК" (Энциклопедия "Золотое подполье")

10 номеров: № 1 — май 89г., № 10 — июнь 94г.; № 1 — 30 стр., тир. — 50 экз., маш./ксер.; №№ 4-8-130стр., тир.-1000экз., типогр; № 10 — тир. 100 экз., комп./ксер.
Редакция: Юрий «Мамин-Белорус» Романов, А.«П.Гад» Перегуд, С. «Коко» Семко.

Так случилось, что вопреки всякой логике Могилев стал на целые пять лет основным очагом белорусского рок-движения. Фундамент был заложен еще весной 1988 года, когда в Могилеве состоялся всесоюзный рок-фестиваль «Диалог» с участием «Опасных соседей», «Сезона Дождей», «Порт-Артура», «Алиби», «Манго-Манго» и др.

Затем фестивальный огонь пробежал уже по всей Белоруссии, зацепив проснувшиеся Минск, Гродно, Новополоцк и Бобруйск. Но ни в одном из этих городов не случалось ничего столь разнопланового и масштабного, как в Могилеве — не дотягивающем до 400 тысяч населения областном центре.
Настоящий взрыв произошел через год, когда в апреле 89-го под знамена местного рок-клуба слетелось целых тринадцать групп. Лидеры — абсолютно никому не известные ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР, КОНВЕНТ, ПРОЕЗД ЗАПРЕЩЕН, ЛАБИРИНТ играли достаточно актуальную в те времена музыку — от «готики» до грамотно сделанного трехаккордного пост-панка…

Следствием подобных чудес стал выпуск первого в республике рок-журнала «Окорок», подготовленного 27-летним Юрием Романовым, в ту пору — преподавателем немецкого языка в одной из могилевских школ. Дебютный номер содержал 30 страниц, размножался на ксероксе и был насквозь пропитан чувством эйфории от свершившихся в городе перемен.

«Стартовая идея была до тошноты простой, — вспоминает Романов. — Если в Могилеве есть рок-клуб, то должно быть и нечто, освещающее его жизнь».

Итак, к середине 1988 года факел белорусского рок-н-ролла уже был подожжен, а в мае-89 в Могилеве состоялся местный мини-Вудсток: КАЛИНОВ МОСТ, КОШК ИН ДОМ, ЦЕМЕНТ, НАТЕ!, АЛИБИ плюс рок-клубовские команды. После этой акции президент Могилевского РК Александр Перегуд и профессиональный художник-график Сергей Семко влились в состав «Окорока», разрывавшегося в лице Ю. Романова от избытка энтузиазма, творческих планов и массы пока еще не реализованных идей.
Когда выяснилось, что ксерокс, способный размножить листы необходимого формата, в Могилеве отсутствует, редакция пошла на налаживание ликеро-водочных контактов с работниками местной типографии. Спустя несколько дней и ночей через черный ход этого учреждения были вынесены второй и третий номера «Окорока» в количестве 150 и 300 экземпляров соответственно. С точки зрения редакции, слияние самиздатовского по сути журнала с гостипографией не являлось случайным эпизодом:

«Последним было совершенно до фени, что печатается на их станках. Лишь бы это приносило деньги. В свою очередь и мы не видели никакой разницы в том, куда носить водку — на ксерокс или в типографию».

Заметим, что весной 1989 года на фоне «винтов» типографского «УРлайта» в Таллинне и типографского «Зомби» в Москве подобный полукоммерческий вариант становился подлинной находкой для «Окорока». После выхода атомным тиражом в 1000 экземпляров сдвоенного номера «Окорок-4/5» могилевский журнал на два года (1990-1991) становится единственным в стране (!) периферийным рок-изданием, стабильно выходящим подобным образом два раза в год.

Теперь 100 с лишним страниц каждого номера включали в себя два огромных блока — «НациАнальные делишки» (название одной из рубрик) и грамотно сделанный дайджест, в основном состоящий из московских материалов, написанных авторами журнала «Урлайт». Помимо программных интервью С. Гурьева с Летовым и Сигачевым (из «УР Лайта» № 23 и № 21 соответственно), в «Окороке» впервые увидела свет «Статья № 108» Александра Серьги, демодернизированный вариант которой затем был опубликован в «Контр Культ Ур’е» № 1 (см стр. 310).

Местные материалы освещали очередной глобальный фестиваль «Рок-съезд», концерты в Минске, а также критиковали безграмотную молодежную «рок-прессу» («Червона Змена», «Знамя Юности», «Родник»). Сама редакция «Окорока» тяготела при этом к жанру «спонтанной журналистики» и проповедовала тезис о том, что «рок-самиздатовский журнал в силу отсутствия оперативности должен нести в себе минимальный информативный заряд…» В гораздо большей степени тот же «Окорок» призван «выражать определенную позицию его авторов в конкретно-исторический период».
Данную философию символизировала флегматичная и незлобивая свинья, распластавшаяся на очередной обложке в достаточно неожиданном для этого разряда парнокопытных ракурсе. Внутренний дизайн был насыщен первоклассными фотоснимками всея Руси (made by А.Шишкин, Н. Васильева, Н. Феденков) и графическими постерами анархической направленности, отражающими переход редакции от увлечения питерским «красным квадратом» к экзистенциальному, сибирскому андерграунду.

Синтез подобных нововведений и качественных иногородних материалов резко повысил общий уровень журнала. Несмотря на нелегкую местную ситуацию, изданный осенью 1992 года «Окорок» № 8 однозначно получился самым удачным выпуском за историю издания. Из массы раритетных материалов выделим статью Насти Рахлиной о КАЛИНОВЫМ МОСТЕ (не вошедшую по техническим причинам в «Контр КультУр’а» № 3), эссе С. Гурьева об ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ, ряд скандальных опусов из журнала «Шумелаъ Мышь» и безаналоговое по своему цинизму интервью С. Жарикова, взятое Р. Ца-пиной и опубликованное до этого в сильно урезанном виде в газете «Гуманитарный фонд».

Пока готовился номер, редакция «Окорока» провела в Могилеве еще один рок-фестиваль, но это уже были последние признаки жизни накануне надвигающегося кризиса. В начале 1992 года местное рок-движение практически прекращает активное существование. Большинство рок-клубовских команд распадается, а многочисленные попытки редакции организовать очередной фестиваль «Будь Спок-II» раз за разом терпят неудачу. Могилев медленно, но верно превращается из белорусских рок-Васюков в серый провинциальный городишко с традиционным набором дефицита из числа предметов первой необходимости.

Непосредственно сам журнал ожидал еще один удар из разряда малопрогнозируемых. Добившаяся независимости Белоруссия сделала экономически нереальным процесс отправки журналов за пределы республики. Понимая, что прямо на глазах «привычная почва уходит из-под ног», «Окорок» достойно встретил наступившие перемены:

«Да, андерграунд умер, — писал Юрий Романов, завершая восьмой номер. — Умер андерграунд Соколовского, Тимашевой, Смирнова, да и мой, может быть, тоже. Как ранее умер андерграунд, к примеру, Макаревича или БГ…

Но приходит другое поколение, другие люди. Их андерграунд только начинается«.

Журнал "ОКОРОК" (А.Кушнир, Энциклопедия "Золотое подполье", Москва, 1994)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям