Презентация сборника стихов М.Шестаковой Под небом

Выход поэтического сборника молодого автора — явление для нашего города достаточно редкое. Я уже не говорю о самом факте презентации. В нашем захолустье и — презентация! Одно только это слово в пишущих («пописывающих», вернее…) молодёжных кругах подняло изрядный переполох. Молодые люди, с признаками интеллектуальности на лицах, со всех уголков города, сбиваясь в стайки по три-четыре человека, потянулись к корпусу МГУ. Не избежала соблазна засветится в элитном обществе и наша редакция, откомандировав на событие меня и братьев Белинских. Нужно отметить, что весьма большое рвение появиться на презентации изъявлял наш ментальный террорист Роби Шуман, но на его присутствие своё твёрдое вето наложил замред газеты Тимофей Яровиков. «В табло получишь!» — авторитетно пообещал он. Поэт называется, лирик…

Официальная часть презентации имела место быть в весьма уютной аудитории МГУ при скоплении студенчества, горстки рыбаков «ТИХОГО ОМУТА» (Подмечено: где халява, там и «ОМУТ» — Прим.ред.) и «продвинутой» университетской администрации.

Ничего непредсказуемого не было. Виновница торжества Шестакова Марина красиво зачитывала свои лучшие стихи, вела пространные диалоги с собой, друзьями и художником-оформителем сборника, театрально закатывающим глаза (видимо от набегающих как прибой порывов чувственности). Динамику действию придавали выступления друзей Марины, доказывающих (и порой весьма убедительно), что она не одинока в своем пути на Парнас. После этого каждый ввязывал свою ленту в общий узел, символизирующий сплочение горстки молодых творцов-храбрецов пред нависшей над обществом угрозой бездуховности. А «общество», к которому так отчаянно апеллировали храбрецы, в это время мучительно ёрзало на стульях, гадая обломится ли им попасть под «раздачу слоников» (сборников) или все муки напрасны. Многие ушли не дождавшись. Увы, но подчас поздравительных выступлений администрации универа, к примеру, эта затея казалось столь же невыносимой, как и ожидание весны среди холодных арктических льдов.

Братьям Белинским сборника не перепало. Обозлённые критики заявили, что такие мероприятия без противорвотного выносить крайне сложно и ушли домой с моим экземпляром строчить злобную рецензию. Я порывался уйти тоже, но повстречал супермэнтра могилёвской поэзии Эдуарда Медведского и эта встреча вылилась в весьма занимательную (для меня) беседу, в ходе которой мы и дождались того благословенного мига, когда нас пригласили на «неофициальную» часть вечера, проще говоря — на «бухалово».

Как ни странно, но именно эта часть является главной на любом культурном мероприятии. Это вам любой поэт, музыкант или художник скажет. Преуменьшать значения дружеской попойки нельзя хотя бы потому, что людям искусства после совместных возлияний, становится не так противно смотреть на творческие достижения друг друга и друг на друга вообще. И после всего лишь двух-трёх соток косорыловки, видные творцы, поэты и филологи могут снизойти прямо скажем до самых искренних задушевностей в адрес друг друга:
— …А-а бл..дь знаешь, стихи твои — эт-то, бл..дь, вообще пи..дец!
— Брось ху..ню! Козырнее текстовика чем ты, в этом городе нет!
К чему клоню? К тому, что обилие выпивки и вкусностей на столах, конкретно меня расположило на самый радостный и лирический лад и совсем скоро я с необычайной уверенностью готов был кричать о том, что презентация сборника стихов удалась! И в качестве пожелания — побольше бы таких презентаций исчо, и непременно чтобы в двух частях! Потому что первая без второй… м-м-м… скажем так «не смотрится». Почему? Толкование прописных истин.

Прежде всего давайте ответим на вопрос: для чего вообще нужно устраивать презентации? Для того чтобы зазвездится, стать «калифом на день», получить охапку цветов и подарков?.. Всё верно, и для этого тоже. Но главная цель — акцентирование внимания на своей книге и творчестве. Это реклама, если выражаться совсем уж страшными терминами. А какая должна быть реклама, чтобы на неё «клюнули»? Правильно. Неординарная, ненавязчивая, неожиданная, разнообразная, т.е. пробуждающая интерес. Заметьте — пробуждающая. Потребитель «товару» ничего не должен. А если это взаимно (самый честный путь), значит и смысла заваривать сыр-бор-презентацию нет. В нашем случае смысл есть, значит самое время обратить внимание на качество «рекламы».

Себя из сих рассуждений я исключаю. Как говорилось выше, у меня впечатление от события осталось не дурацкое. Другое дело — братья Белинские. Хороший пример, судите сами. Что хорошего может сказать трезвомыслящий умник о творческом вечере начинающего стихотворца? Ничего! И лучше сразу смириться с тем, что «потребителю», пардон, глубоко насрать на количество вложенной в «рекламу» души, сил и энергии. Если она не цепляет, не поражает воображения, не удовлетворяет его потребностям, обвинять можно только себя. А то, что прошедшая презентация, мало кого смогла удовлетворить или удивить — факт.

Беда кроется в традиционности традиционного, в некачественном качестве. Думаю, участники Т.О.«ЛИТВО» не будут оспаривать тот факт, что они не решились быть оригинальными в подходе и всего лишь попытались, если не слово в слово, то «близко к тексту» передать своё идеализированное представление об атмосфере возвышенности и красоты, царившей когда-то там на вечерах всем известных поэтов? Книжек красивых обчитались? Но копируя подход, почему-то никто не задумался, что героине вечера Марине Шестаковой в глазах публики, настроенной СРАВНИВАТЬ, и имеющей своё идеализированное представление о делах давно минувших дней, предстоит конкуренция с-с-с… товарищем А. П. Ушкиным например, или мадамой А. Х. Матовой. Нетрудно понять, кто заведомо в проигрыше. Реальное действие обречено изначально, так как публика не может избавиться от чувства присутствия на посредственном спектакле, с банальным сюжетом, сыгранном не самым лучшим актёрским составом. Тот самый случай, когда тебе, побывавшему на спектаклях «про Гамлета» в московских театрах-гигантах, приходится лицезреть в гипотетических Чаусах этот же спектакль в постановке гастролирующего могилёвского. Разница, сами понимаете… Тут самое время поникнуть головушкой и завопить в небеса глядючи: «Что же делать?»

Хоть я и подобен Господу по определению, в отличии от последнего, несколько ответов подсказать смогу. Вообще же, их до бесконечности много. Была бы фантазия.

1. На собственном примере убедился, что возлияния продуктами ликёро-водочных заводов, крайне положительно влияет на восприятие публикой (и обсерверами) того или иного события. Если взять за правило «накачивать» публику (вместе с критиками-поэтами-филологами) в умат, то вне всякого сомнения, желающих пробиться на такие презентации и литературные вечера всегда будет более чем достаточно, а имя Марины Шестаковой горячо полюбится жаждущему путей духовного познания народу.

2. Можно бросится в крайность нетрадиционности, шокируя публику. Этот способ ныне довольно моден. Т.е. можно декларировать стихи нагишом, сидя под потолком на горящей люстре. А ещё можно и…

3. Любой бриллиант должен иметь изящную оправу. И под каждый бриллиант оправа нужна индивидуальная. Важно уметь адекватно использовать имеющиеся средства. Для стихов оправой служит оформление сборника и иллюстрации, подчёркивающие настроения стихов. А для презентации вовсе не помешало бы подготовить некое театрализованное представление, оригинальное шоу, с привнесением всех вписывающихся в концепцию средств: музыки, слайдов, костюмерии и др. Главное помнить: важно не просто «засветится», но заставить читателя после с большим вниманием обратится к стихам, адаптировать их, помочь обнаружить ранее недоступные пониманию грани.
Очень хорошим примером «правильного» использования средств, является аудиоальбом экс-могилёвского «почти поэта» Екатерины Рыльской «Имя» (2000г.), записанный ею совместно с А.Балем. Обладательница шикарного трепетно-нежного голоса, Катя сама читала свои стихи «так, как надо», чем на несколько порядков усилила их значимость. Не буду говорить за других, но я «влюбился» в стихи Кати только после прослушивания этой аудиозаписи, хотя и до этого они попадали в мои руки. Следовательно — овчинка выделки стоит, не так ли?…

Как видите, во всём, что я сказал, нет и не может быть ничего нового. Да и не подряжался я в роль мудрого наставника для самолюбивой Марины и её друзей из «ЛИТВО». Мне просто очень хочется, чтобы следующие их свершения на творческой ниве имели качественно иной уровень если не стихов, так хотя бы способов их подачи.

В конце-концов, есть большая разница между «творить» и «играть в творчество». Не надо хорошей мины при плохой игре, не надо серьёзно и тяжеловесно, без признаков самоиронии относится к себе и тому, что вы делаете. Птицы потому и летают, что легко к себе относятся. К чему громкие слова — «мы поэты», «мы творцы»! Вы просто летайте под своим небом как можете, а публика и читатели, сами разберутся кто вы есть на самом деле! И уверяю вас, если даже ваши начинания будут далеки от гениальности, но чувствоваться в них будет душа, вывернутая наружу и распростёртая, никому больше не захочется глотать при этом зрелище противорвотное…

Презентация сборника стихов М.Шестаковой Под небом (Виталий Шум)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям