О босых ногах...

ХХ век по праву называют веком массовой культуры. Избитое и издёрганное, но совершенно справедливое выражение. Прошлое столетие ознаменовалось появлением огромного числа субкультур. Их было много и рождались они в самых гибких и передовых слоях человечества: молодёжи, творческой интеллигенции и прочего люда, не занимающегося зарабатыванием денег ради денег. Но, увы, условия нашего мира таковы, что даже бескорыстные изначально явления культуры, становились впоследствии предметом купли-продажи. Не буду спорить хорошо это или не очень. А сегодня мне хочется поговорить… о босых ногах

Есть такие субкультуры, которые, как многие считают, изжили себя, но тем не менее продолжают существовать в той или иной форме до сей поры. О них знают все, но относятся к ним и складывают своё мнение лишь по внешним проявлениям, не утруждая себя попытками заглянуть в их корни. Одна из таких субкультур носит набившую оскомину название: хиппи. Скривившихся на этих словах, вежливо прошу отвернуть своё хавло в сторону и не мучить себя нижеследующими строками. Оставшиеся — внимайте.

Природа такого явления как хиппи известна. Это «деструктивное социальное образование», как было где-то написано. Это оголтелые идеи свободы (непонятно от чего) и противостояния (непонятно чему), объединённые под лозунгом «Нам не нравится этот мир. Мы сделаем его лучше!».
Движение хиппи было стихийным. Никогда власть или общественное (читай: бюргерское) мнение не задавит стихийных движений. Они могут назревают, как фурункул на чистом мещанском личике, но чем его не выводи, сыпь по лицу пойдёт обязательно. А благополучие, благопристойность, красота и самолюбие — очень шаткие вещи. И поэтому, один малюсенький прыщик всё это красивое мироздание, может разрушить к чертям…

Хиппи — явление социокультурное, отображающее какое-то определённое состояние культурного мира в отдельный исторический момент. Советские социологи были во многом правы, когда говорили, что это движение рождено загнивающим капитализмом, крах которого лишь дело времени. Не улыбайтесь, я не просто о капитализме говорю, а о менталитете, им воспитанном. Это нам на востоке хорошо, у нас при всей нашей кажущейся бедности, очень многое есть. Мы, в силу исторически сложившихся обстоятельств, пока ещё не испорчены благами цивилизации.

Вот попробуйте заставить настоящего русского человека, осознавшего в себе частицу Святой Руси и гордящегося своей «русскостью», заставить поклоняться какой-нибудь зелёной бумажке с буржуйской харей на ней. Думаете получится? Фиг! Ещё и в грызло за такие попытки получить можно! А всё потому, что русский человек (в данном контексте, слово «русский» — прилагательное, т.е. обозначает качество, а не этническую единицу) воспитан в традиционном обществе и под ногами его твёрдая почва истории, национальной идеи, веры. А у бедной, обожравшейся западной цивилизации нет ничего святого. Под их ножками зыбкая, шаткая, хилая основа, прочность которой задают биржевые маклеры. Национальная идея у этих ребят — это даже не идея, не философия, и не религия, как у мусульман. Эта идея называется «доллар» (в переводе на русский — «бакс») или «евро» (в переводе на русский — жидовские бабки).

Но не мы одни такие хорошие, идейные, традициями креплёные. И на западе ой как многим такой «статус кво» не симпатичен. Вот они и пытались искать твёрдую, не бумажную, почву под ногами. И появлялись люди, ищущие в жизни то, что называется настоящим. Так появились хипы, а чуть позже пункерьё.

Хиппи — страшно закономерное для культурного Запада явление. С их любовью, общинами, музыкой, хайрами, феньками, харе кришнами и босыми ногами. Движение это расцвело, как кустик цветов в навозной куче, впрочем, они себя «детьми цветов» и называли. Неспроста время появления хиппи совпало со временем вьетнамской войны, заварушки на Кубе и постоянной ядерной угрозы. Хипы не могли не появится в противовес всему этому. И они пришли с цветами в руках, гитарами за плечами и подругами под руку. И не их вина, что бабло на поверку оказалось сильнее их идей.

Если сейчас думать о том, что дала миру Америка, то после злополучного доллара, на ум приходят они самые — хиппи. Люди, мечтавшие изменить страну торгашей, но в итоге сами ушедшие с молотка по бросовой цене. Се ля ви. Животные страсти и культурное сознание всегда противоборствуют. Сознание оказалось слабым и проиграло. Не могло не проиграть, но в то же время это была великая победа. Подумайте, сколько людей стали лучше, только лишь мечтая об этой прекрасной сказке про цветы, босые ноги и вселенскую Любовь.

Это и есть идея. Босые ноги, как проявление свободы. Свобода не в законодательстве, не в уголовном кодексе, не в декларации прав человека. Свобода — в голове. Солженицын в застенках ГУЛАГА был более свободен, нежели учащийся ПТУ Сярожа, находящийся в рабстве модных шмоток и плотного обеда.

О босых ногах... (Тимофей Яровиков, журнал ПОД ШУМОК №1, январь 2002)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Филологи-идеалисты - страшные люди))

как бы мне хотелось тоже подписаться под этой статьей. но, видимо, цинизм уже не перекуешь на орало...))