Месячные №3/2 Апокалипсис. Январь 2017 (подкаст) |
--------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------
Привет-привет! У вас «Месячные» - могилевский околомузыкальный подкаст. А у нас тут в диктофон вещает Виталий Шум, а со звуком колдует Андрей Свин, властелин студии SWN-Records. Еще немного, и вы услышите третью серию подкаста за январь 2017. Кстати, с Новым годом вас, друзья и слушатели!
2-й СОРТ – «За Новый год!»
В прошлом подкасте я обещал испечь для вас итогов могилевского рока 2016 года, но планы безжалостно были скомканы, когда со второй половины декабря из всех щелей и отверстий полезла куча музыкальных новинок, требующих обзёра. Так что итогов в этом выпуске будет немного. Зато музык местных – хоть уши затыкай.
Но если коротенько об итогах, то весь минувший год бывшие герои могилевской рок-сцены массово гримировались под кавер-бэнды и как утки, не желающие улетать в дальние страны, мигрировали в кабаки и пабы – за хлебными крошками. Вот и исполнилась их давняя мечта - «зарабатывать музыкой»… Такой исход уже был однажды, в начале 90-х годов, когда весь могилевский рок-клуб разбежался по кабакам и заграницам, так что история заходит на знакомый виток. Видимо, время пришло. А вам, слушатели, остается ждать новых героев. Или не ждать, а воспитывать и вдохновлять тот человеческий материал, который есть рядом, и с ними делать вещи.
В 2016 году рок-движение как таковое в Могилеве практически отсутствовало. Измельчение стало таким, что больше никому не охота заниматься местными группами и концертами. Затихли «Свои» - последние заметные промоутеры местной сцены, умер клуб "Рок-портал". Правда, появился бар «XIХ» век, но он занял самую простую нишу андерграундных алко-акустик.
Единственным сильным явлением в местном рок-движении был фестиваль «Рок-батл», посвященный поиску новых имен на могилевской сцене. Фестиваль был захватывающим, как реанимационные процедуры, и даже мне пару групп очень понравилось, но с тех пор, как он закончился – тишина… От победителей и участников феста – ни выступлений, ни студийных записей. Мертвый штиль как символ про..баных возможностей.
О чем никак нельзя не упомянуть? Самые активные могилевские группы 2016 года все те же – AKUTE и NIZKIZ. Обе – большие молодцы, но говорить о них мне откровенно скучно, как и слушать. Эти группы больше похожи на трудолюбивых термитов, монотонно прокладывающих свои туннели из земли и навоза – к большой еде и славе. Их целеустремленность понятна, но нам-то что от их аппетитов?
Самый гастролирующий музыкант года – Тимофей Яровиков из СЕРДЦА ДУРАКА. Разведка донесла, что у него было 108 концертов за год, то есть в среднем каждые три дня. Порядочные люди рукоблудят и того реже, а Тимофей, замечу, сеет доброе и вечное… как китайский конвейер.
Прорыв года – группа 3t.ON, колесящая теперь с кавер-программой по пабам и торговым центрам Могилева и ближнего зарубежья. Когда я говорю «прорыв», то представляю себе Эйсвентуру, вылезающего из жопы носорога, только в случае с 3t.ON вектор движения прямо противоположный. Но это тоже путь. И мне любопытно, куда он группу выведет.
И это были все основные итоги могилевского рока за 2016 год. Кстати, по старой привычке я продолжаю использовать термин «могилевский рок», хотя он может и не окончательно, но потерял свой смысл. И не только в Могилеве. Вообще стерлась грань между рок-музыкой и поп-музыкой, просто не осталось сторонников идеологем, отличающих одно явление от другого.
Рок-музыка, как старый алкоголик, растеряла все зубы и несет сейчас сугубо развлекательную функцию, она практически ушла с территории смыслов. Ее место сейчас с горем пополам заполняется электронщиками и рэперами, более мобильными в мире гламурных клубов и социальных сетей. К тому же – это удобная форма, ведь писать достойные рэп-текста способен даже мало-мальски одаренный поэт, а музыка не требует дорогостоящих инструментов и сотен часов кропотливых репетиций, да и в гастролях проще. Так что и песенные открытия подобного рода встречаются чаще, чем от классических рок-бэндов.
Что не удается заместить, так это прелесть непричесанного гитарного драйва. Но нишу гитарного звука давно занял скользкий, как сопля, пост-рок, и он всех устраивает. Потребности в животной рок-энергетике у современного слушателя пока нет, но… это пока… Где-то на границах жанров и между давно известных миру строк вполне может родиться цунами, способное смести современные тренды и породить новые. Само время создает предпосылки к этому.
Наш мир стал слишком хрупок и виктимен, чтобы оставаться прежним. Не знаю, как вы, а я шкурой чувствую, как безумие сгущается, и уже в 2017-м боюсь, еб..ет так, что весь мир испуганно присядет… Как спираль развития человечества регулярно требует большой крови, так и ее предохранитель – культура, в том числе и песенная, нуждается в перезарядке вечных ценностей и смыслов, взамен истрепавшихся. Всегда так было.
ГОЛОС ОМЕРИКИ – Апокалипсис
Итак, в последние дни прошлого года и за первый месяц 2017 сразу 12 могилевских групп представили свои новые треки. Такого впечатляющего количества в «Месячных» не было никогда. На этот раз в трупном шевелении приняли участие не только пенсионеры могилевского рока, но и совершенно новые проекты. Но связана такая активность с новогодней горячкой, и я едва ли допускаю мысль, что в течение следующих месяцев она сохранится хотя бы в половину нынешней.
Представленные песни очень разные как по стилям, так и по мироощущению авторов. Еще 7-8 лет почти все могилевские группы существовали в едином информационном поле и были выразителями современности, что позволяло говорить о какой-то могилевской рок-культуре. Сейчас есть ощущение, что группы рассыпались по кластерам, никак не сообщаются между собой и не дополняют друг друга, а живут в параллельных пространствах и даже в разных периодах времени. Это даже не на уровне стилей чувствуется, а на уровне культурных кодов, лексики и эстетики. Кто-то пытается прорваться в 21 век, кого-то сносит назад в 90-е, в 80-е, кто-то вообще ментально в ином государстве живет… Это печальный бардак, но он закономерен. Так или иначе, но группы, звучащие современно, сегодня автоматически отправились вверх хит-парада.
Заранее прошу прощения и за то, что традиционное место в жопе хит-парада заняли англамоуные команды. Группы, мечтающие предложить свой «качественный продукт» западному слушателю, не переводятся в Могилеве последние 30 лет. Само их наличие – признак нашей глубочайшей провинциальной наивности, музыкальной закомплексованности. И с этим ничего не поделаешь, тут доводы бессмысленны, это можно лишь изжить, взрослея. Жаль только золотого времени юности, которое люди тратят на откровенное попугайничество… Если нет своего ума, можно хотя бы поучиться на ошибках прошлых поколений. В Могилеве были сотни таких групп и музыкантов. И я в свое время их ху..сосил без остановки, и они меня за это ненавидели. А теперь они выпивают со мной на барах, как старые друзья, и признаются, что я говорил правду, их музыка оказалась не нужна ни «здесь», ни «там»…
Группа, которую мы сейчас будем слушать, меня тоже не поймет. Я тут брюзжу, понимаешь, а у них три сотни лайков под новым синглом 2017 года, и они наверняка считают себя крутыми. Раньше эта группа называла себя на эмо-манер – DESTROY MY ENEMY. Потом то ли мода на эмо прошла, то ли музыканты доросли до репродуктивного возраста и понадобился апгрейд состава и названия. Теперь они – CARRY RED. Звучит прикольно, не означает них..я. Напрашивается только ассоциация с Кэрри Уайт и ее протечкой в школьном душе… Надо было и мне свой подкаст «Месячные» назвать трушно: «Кэрри ред». Кажется, это одно и то же.
CARRIE RED - Wayward
Если вы что-то поняли в этом треке, то я вам завидую. Я не понял них..я. Можно промотать задом наперед любой трек любой метал-группы – ощущения будут похожими. Такой метал-прогрессив – это уже не музыка и не песни, это абсурд, приближенный к абсолюту. Бесформенная куча звука без начала и конца, как перевернутая телега с навозом.
Ради интереса, я пересмотрел 7 десятков страниц людей, перепостивших этот трек, на предмет их мыслей и комментов... Пытался их понять, за что им песня нравится, может, это я дурак? Увы. Они или прикалываются, или, что скорее, пафосные идиоты. И если участники CARRY RED смотрят на таких фанатов с серьезными щами и думают, что вот она – слава приходит, мне их тоже искренне жаль.
Участницы JT.SOUL на протяжении нескольких лет удерживают первенство по красоте среди могилевских музыкантов, и я с удовольствием слежу за их судьбой и формами. Некогда костлявые и тонконогие девочки-подростки налились эстрогенами, как тушки бройлеров, отправляемых на продажу. Их вокалистка Рика и вовсе приобрела характерные черты секс-бомбы и властный голос хозяйки борделя. На нее уже положили взгляд опытные могилевские лабухи и обязательно пристрастят к нехорошему. Я имею в виду исполнение каверов-шлягеров. Ей это подходит.
Трудно предсказывать судьбу других девушек. Замуж их всех возьмут запросто или по другим группам расхватают… Одно могу сказать точно: недалек тот час, когда их совместная деятельность под брендом JT.SOUL подойдет к концу. Потому что за столько лет вместе девушки так и не поняли, что им делать. JT.SOUL – это что-то вроде моллюска, с множеством нервных окончаний, но без мозга и позвоночника, планктон в океане творчества.
JT.SOUL – Vida Mira
Ну что тут сказать? Это классический белорусский мелодик-метал районного пошиба. Такой есть и в Чаусском, и в Кличевском и в Чериковском районе, везде, где наличествуют романтичные барышни, которым повезло услышать Evanescence или Nightwish, и они решили, что могут не хуже, и для этого собрали группу. Все они заняты банальным подражательством своим кумирам, но похожи только друг на друга. Есть самобытные черты в этом замечательном прононсе ангельскай мовы. Когда я слышу что-то вроде «Имадженейшен» и «Клоз май айс агэйн», меня аж гордость за родную Беларусь берет. Ни с чем не спутаешь! Наши!!!
От фри-вумен в лице JT.SOUL перейдем к брутальным фри-менам, т.е. свободным мужчинам. Свободным от Кариеса. Кариес – это не то, что вы подумали, а бывший лидер самой успешной и крутой могилевской метал-группы – ASGUARD. У меня были знакомые – старые дядьки, которые на полном серьезе считали, что после MOTORHEAD в мире появилась всего одна сопоставимая с ними величина в рок-музыке, и это – ASGUARD. И хоть я сам относился к ним гораздо скептичнее, все же видел одно из их последних выступлений в 2009 году, когда приходилось двумя руками поднимать падающую на барную стойку челюсть. Играли они очень мощно и делали прекрасное шоу. И каждой местной метал-группе, начинающей свой путь, я бы советовал поискать последние видео и аудио ASGUARD и не высовываться до тех пор, пока вы этот уровень не превзойдете. Если у них не получилось, вам не светит и подавно.
Кстати, сейчас Кариес – главный могилевский промоутер и прокатчик, хозяин «ENERGY MUSIC», а вот его бывшие коллеги скучают по былым временам, поэтому периодически собираются на репетициях и трясут стариной. Пару лет назад они даже выступали под названием NO NAME, а сегодня вернулись с новой песней – «Freeman». Кстати, группа теперь называется D20. Это формула «тяжелой воды», которую используют в ядерных реакторах. Хорошее, олдскульное название.
D20 - Freeman
Как видите, воду можно лить, а тяжелую воду – пи-лить. Старая школа! Эту вещь я бы запросто мог крутить в машине по кругу, а также дома, на работе или в спортзале. Классическая маскулинная структура, ничем не напрягает – бородато, плотно, мощно и мелодично. Почему же только 10 место, спросите вы? А потому что английская мова, дорогие. Текст на английском для белорусского уха равносилен тому, что его нет вообще, и вокал – лишь очередной музыкальный инструмент. Вот только музыкальные инструменты взаимозаменяемы, а отсутствие текста не заменишь ничем. Песня без текста – это как бегун без ноги, жалкий неполноценный калека. Ему место в своем классе, среди таких же безногих бегунов-инструментальщиков, а в песенном жанре – нет, увольте. Любой бард априори лучше, потому что он на своих трех аккордах все же делает песню, а англоязычные – лишь ее имитацию.
Есть в Могилеве такой тусовщик и тролль – Артур Путнин. Раньше он пытался быть поэтом, сейчас – музыкантом. В конце января Артур записал стихи под музыкальный аккомпанемент и пообещал еще целый альбом такого же… В превьюшке к песне Артур кокетливо признался, что любит «лишнее внимание к своей жалкой и никчемной персоне» и попросил меня разъебать его электростихию «блаженной критикой».
Желание похвально, только я не критик, я «observer», что означает наблюдатель или обозреватель. Я не критикую, я обзираю. И Путнина, ежели он сравнивает себя с котом Шредингера, я так и быть, обозру. Хотя на самом деле он заслуживает черной розы забвения. Почему? Объясню сразу после трека, который называется «Пьянь».
UNKNOWN PROJECT - «Пьянь».
Коротко по существу. Музыкальная подложка халявская, небось Кульша соорудил по дружбе за бутылку пива. Читает Артур неуверенно: плохо артикулирует, бубнит, а на эмоциональных кусках дает петуха. Но это поправимо. Хуже другое. Чтобы скакать на резвой лошади авангардной поэзии, козыряя белым стихом и верлибром, нужно сначала в совершенстве овладеть классическим стихосложением. Для Путнина это – темный лес. А на одном подражании Лехе Никонову из ПТВП далеко не уехать. В лучшем случае, будешь одним из многих «х..евых Никоновых», хотя и оригинальный Леха часто бывает плох.
Трудно быть мастером филологии в 20 лет, но достаточно много читать, чтобы избегать штампов и не злоупотреблять глагольной рифмой в своих стихах. Путнин, очевидно, не читатель, он сразу писатель… Хотя я подметил несколько удачных строф в начале – про «Виндоус Виста», например. Возможно, ради этого все и затевалось, а остальное – довесок, потому что чем дальше, тем мутнее…
Творчество – это все же акт творения, созидания, а не куча отходов с табличкой «Вот он я какой». Может, интересно было бы копаться в говне великого человека, а в говне Путнина зачем? Из жалости? Хотя я подозреваю, что весь смысл этих стихов попросту в том, чтобы на них была хоть какая-то реакция. Есть реакция – значит, я существую – это признание. Тролль себе не изменяет.
Такие стихи, кстати, абсолютно нормальное дело. Они – инерционное следствие детского комплекса неполноценности в период гормонального взрыва. Понимание того, что ты не датский принц и не арабский эмир, а мелкий ущербный ху..сос, которому ни одна нормальная баба не даст, часто толкает людей к саморазвитию. Есть множество известных ученых, поэтов, музыкантов, политиков и прочих талантов, добившихся успеха только потому, что они пытались изживать свои комплексы, а не бравировали ими. Если бы дрянной художник Шикельгрубер не пытался что-то доказать себе и миру и не начал в конечном итоге рисовать концептуальные холсты жизнями целых народов, а вместо этого замалевывал улицы Вены своими граффити «Я говно! Я пи..добол!», он бы никогда не стал Гитлером, а вот Путниным – мог бы. Так что самая правильная реакция на подобные высеры – игнор. Тогда Артур либо перестанет писать и пойдет работать по призванию – кондуктором, либо… пройдя через тернии самокопания, вырастет в сильного автора. Чего я ему и желаю.
В январе 2017 в сети появился мини-альбом совершенно незнакомой мне ранее могилевской группы THE PULPIT. Группа новая, но музыка и слова знакомы до боли. Потому что играют они так называемый DIY-панк-хардкор, а значит – музыка традиционная, слова традиционные. Атрибуты этой субкультуры хорошо известны: антифа, антиглобализм, анархизм, протест как самоцель и так далее. Музыка – вариации на тему EXPLOITED. Таких групп в Беларуси за последние лет 20-ть было довольно много. Раньше был мощный движ в Гродно и Минске, сейчас центр сместился в Витебск. И в Могилеве появилось несколько новых команд. Правда, живут эти группы в глухом андерграунде и «борются с системой», прячась от нее как можно дальше, тем самым исполняя давнюю мечту Летова – «петь для шести врубающихся». Хотя, если эти шестеро уже врубаются, нахрена для них петь?.. Вопрос…
Короче говоря, идейные панки подобного рода – симпатичные существа, но абсолютно бесполезные, потому как совершенно не развиваются и не влияют на социум. Существуют в своей нише и ладно. Давайте слушать, о чем поют.
THE PULPIT – Общественный договор
Вот такой протест. Лучшее в этой песне - интро, демонстрирующее, что эти парни умеют играть, но дальше – пфффф… истеричный лай цепной шавки. Песня, кстати, называлась «Общественный договор», а вот протестовали парни против трудового договора. Не заметили разницы в терминах… Ну бывает. Прежде чем петь, иногда стоит погуглить значение употребляемых слов, чтобы вот такая херня пореже случалась.
Еще одна группа социальной тематики – ZATOCZKA. На сегодняшний день она счастливый обладатель отличного музыкантского состава и здорового отношения к реальности. Ее лидеру – Максу Остроухову – не отказать в уме, он четко держит нос по ветру и умеет отражать улавливаемые запахи в строчках. А вот на то, чтобы сделать из этих строк песню, а группу довести до студии звукозаписи, его уже не хватает.
Вот и в качестве новогоднего подарка группа решила не заморачиваться и угостить своих слушателей сырой диктофонной записью с репетиции. Песней это толком и назвать нельзя, но раз у нее есть название - «Новогодняя», давайте закроем на это глаза и будем слушать, тем более что она дает кое-какие поводы для разговора.
ZATOCZKA – Новогодняя
Так, поскольку это неполноценный релиз, то и ругань не слишком уместна. Проще сказать, что хорошего я тут услышал.
Во-первых – это мова. ZATOCZKA долгое время мучала попу, пытаясь петь на чужом для себя белорусском языке. Получалось фальшиво. Понятно, что и на русском группа петь не может (или не хочет). Но есть прекрасный выход – трасянка! Звучит естественно, я бы даже сказал «народно»! И не надо заморачиваться. Гавары як думаешь, пишы як хочаш и як лезе. Мне встречался один украинский коллективчик, участники которого пишут и говорят сразу на четырех языках и наречиях, каждый на своем родном: русском, суржике, украинском литературном и западно-украинском диалекте. Нормально! А ZATOCZK-е с ее распиздяйством сам Бог велел! Ну нельзя, простите, с этакими рожами быть серьезными националистами! А несерьезность сразу добавляет милоты.
Во-вторых – это текст песни, который и не текст, а сборник сатирических твиттов. Годится! Но мало. Эту песню, как куплеты про «Самару-городок», можно продолжать бесконечно.
В третьих – это говорящая партия трубы. Опять, как и в прошлый раз, я испытал сильное ощущение дежавю и отчаянно пытался вспомнить, откуда это спизжено. Кажется, в оригинале под этот мотив пелось «Лу-ка-…-ко пи-..-рас». Я не поручусь за достоверность, но в размер попадает.
Одним словом, если эту песенку доработать, украсить проигрышами, импровизациями и разноголосицей, получится неплохой концертный номер. И танчыць можна.
Еще одна новогодняя песня выползла из студии SWN-records. Хозяин студии Андрей Геннадьевич не заморачивается придумать название для своего проекта, но песни появляются с завидной регулярностью. Очередная примостилась в почетной серединке хит-парада, а не в самой его жопе, как обычно. В иной счастливый месяц так можно и возглавить хит-парад…
SWN-Records – «Этот год будет радовать»
В отличие от предыдущих песен, выпущенных SWN-records, где текст воровался из интернета и сверху писалась музыка, этот вымучил сам Андрей. Получилось неплохо, хотя писался он, судя по всему, еще под прошлый новый год. Ощущение неактуальности усугубляют скучные рокенрольные квадраты, неторопливые соляки, без живительных искр авантюризма, эксперимента, импровизации. А еще сама лексика… «Плодово-ягодные вина», «ведушие интеллигенты страны», «грибники», «стройки века»… Эти образы да под хоровое пение доносятся как ретроспектива из прошлого века, из времен комсомольских рок-фестивалей, сцены которых топтали несуразные авангардисты в кургузых пиджачках советского кроя… Это очень субъективные ощущения, но мне кажется, сейчас множество других, более ярких тем и актуальных образов, описывающих сегодняшнюю реальность. Сама динамика времени иная.
Главная беда студийных проектов, где ветераны могилевского рока пытаются тряхнуть стариной, в том, что рядом с ними нет пахнущих молоком и медом, болтающих о всяких глупостях и мечтающих повизжать в микрофон на подпевках малолетних сисятых дурочек-тусовщиц – неизменных спутниц начинающих групп. Нет муз - нет и вдохновения, а в музыке – огня. Можно, конечно, вдуть гормонов медикаментозно, но это слишком дорого. Вот и зябнут старички, хиреют…
Это в полной мере относится и к предыдущей песне, и к нескольким последующим. Причем, Александр Сташкевич, в недавнем прошлом лидер групп МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ и БАРОН МЮНХГАУЗЕН, часто поминает баб в своих песнях. Чего только стоил старый хит «Королева минета». В новой песне у Александра эротика чуть завуалирована присыпкой поэзии и лирики, но суть все та же – тоска по е..ле, уж простите за прямоту. Кожаная флейта, висящая без дела, давит на подсознание, и буквально по Фрейду рождаются новые песни, с главной героиней – флейтисткой.
Александр Сташкевич – «Золото»
Трудно сказать что-либо плохое об этой песне. О творчестве Сташкевича все плохое я уже говорил, и не раз, и повторяться не вижу смысла. Что либо хорошее сказать – проблема. Ради развлечения я намекал, что песня – про минетчицу-флейтистку, но с тем же успехом можно сказать, что эта песня про Родину, что находится «под трахом». Слишком уж обтекаемая, многословная, бесхарактерная эта интеллигентная белогвардейщина, что для меня синоним – никакая. Может, сделана, сыграна добротно, да… но для кого? Я не могу представить человека, который прослушает ее больше одного раза. Как говорится, «нет в ней правды жизни, слишком далека она от народа»…
Говорят, нельзя войти в одну и ту же воду дважды. Олег Гребенщиков, лидер могилевской группы МЕСТО РАСПРОДАЖИ ИЛЛЮЗИЙ, с момента ее распада в конце 90-х пробовал опровергнуть это утверждение не раз. Сайт morok.ru подсказывает, что последняя попытка была ровнехонько десять лет назад, когда появился сингл из трех песен. В январе 2017 случилась новая попытка – сингл «Ко дну». Прежнее шикарное название группы облысело до одного слова – МЕСТО. Сразу же вспомнилось: «Все говорят, что мы в месте, но немногие знают, в каком».
В новом сингле четыре песни. Половина – из предыдущего сингла, а насколько свежа вторая половина - мне неизвестно. Но как на мой вкус, условно «новые» - хуже старых, да и старые в новых аранжировках звучат приветом из 90-х, не вписываясь ни в мэйнстрим, ни в андерграунд. Может, у вас иное мнение на этот счет? Послушайте…
МЕСТО – «Тишина»
Один работник СМИ когда-то научил меня простому журналистскому фокусу. «Если тебе нечего сказать и надо отвязаться, говори «это несвоевременно и нецелесообразно» - подойдет в любой ситуации». Вот и хочется сказать это самое о песне «Тишина». Я совершенно не понимаю, о чем текст и как он коррелируется с музыкой, что автор пытается сказать или донести. Текст похож на поток сознания, а музыка живет сама по себе, и совершенно не чувствуется их магических объятий или какой-либо шаманской энергетики, втягивающих тебя со всеми вопросительными знаками в свой гипнотический круг. Я даже не совсем понимаю, почему поставил эту песню так высоко в своем хит-параде. Наверное, за то, что Олег Гребенщиков периодически меня хвалит в соцсетях. А я падок на лесть, прикормился…
Вот мы и подобрались к тройке лидеров. В январе так и не случилось песни, которая бы однозначно поймала меня в свои силки и оказалась в числе любимых, но все три я могу отнести к заслуживающим внимания и многократного прослушивания.
Итак, на третьей строчке пьедестала сегодня оказались пенсионеры из GURREACTIVE. Лучшие времена этой группы в среднем наступают каждые 10 лет. Были пики во второй половине 90-х, и во второй половине 00-х. В перерывах между этим лидер группы Саша Гур набирался вдохновения в феерических, я бы даже сказал, «легендарных» запоях. Сейчас группа снова ползет на взлет и по звучанию уже близка к тому, какой была 10 лет назад.
Минувшим месяцем группа выпустила новую песню под названием «Еще не все», и она похожа на пафосный монолог на встрече анонимных алкоголиков. Саша Гур демонстрирует себе и окружающим остатки железной воли. Послушайте, и не забудьте про аплодисменты, ведь это часть терапии.
GURREACTIVE – «Еще не все».
В GURREACTIVE сейчас неплохой состав музыкантов, хотя есть еще, кого стоило бы выгнать ко всеобщему удовольствию. Из услышанного можно отметить прекрасную гитару Родиона Бондарева, который дает именно то самое хард-роковое звучание, к которому Саша Гур давно стремится. Ритм-секция тоже вполне убедительна, хотя в недалеком прошлом я попросту не верил, что GURREACTIVE оправится после ухода одного из лучших барабанщиков города – Жени Зверева. Оказывается, незаменимых не бывает.
Если бы я был продюссером GURREACTIVE, обязательно навязал бы Саше еще одного вокалиста(тку), поскольку с возрастом весьма своеобразный вокал Гура лучше не становится и все больше напоминает хрип умирающего. Только не нужно брать на бэки первого же попавшегося придурка, но поэкспериментировать стоит. Свежий голос помог бы сломать приевшееся звучание GURREACTIVE, восполнить дефицит энергетики и привлечь новую публику.
Современный могилевский рок не поспевает за тенденциями времени и, за исключением групп, давно и плотно стоящих в лыжне, все больше скатывается в слепую провинциальную дичь, которую и слушать тошно, и показать стыдно. Есть, правда, одно яркое исключение из общего правила, проект не популярный, любительский, о песнях которого я уже рассказывал слушателям «Месячных» и собираюсь сделать это снова. Потому что по странной иронии именно этот проект, лидера которого и музыкантом-то назвать можно с большой натяжкой, пытается осеменить кондовый могилевский рок не только неким смыслом, но и актуальной времени формой. И у него почти получается, ну почти…
Прошу любить и жаловать – проект MELYAZM, он же Саша Мельников, выступающий как автор текста и продюссер с песней «Еще один день». То, что вы сейчас услышите, а может, уже слышали – это в своем роде mutch up. Саша взял одноименную, вполне себе провальную песню СЕРДЦЕ ДУРАКА из последнего альбома и смиксовал с собственным текстом. Потом наприглашал всяческих барыг, сделавших аранжировку, бит, инструментальные партии. Все это удалось выдержать в необходимых пропорциях на грани «испортить кашу маслом», и в этом заметна роль Дениса Маненка, вклеившего даже маленький бит-бокс в собственном исполнении. Когда Денис участвует в песне, это верный признак того, что она его радует. Порадуйтесь и вы.
MELYAZM ft Тимофей Яровиков – Еще один день в аду
Можно спорить – лучше ли эта песня «Сердцедураковского» оригинала или хуже. Бесспорно одно: звучит она лучше, чем по-бардовски пленное обыгрывание гитарных аккордов. И это, прошу заметить, не первый случай, когда песни или кусочки песен Тимофея Яровикова в чужом исполнении звучат лучше. В такие моменты мне искренне жаль, что в рамках СЕРДЦА ДУРАКА, пока группа была живой, не нашлось смелости для экспериментов, хотя я ныл об этом последние 5 лет, но добился лишь хмурого неодобрения, чуть вражиной поганой не стал!..
Единственное замечание, которое у меня возникло по этой песне, звучит строго по-Станиславскому – «не верю!» Саша Мельников хорошо знает, что мало спеть, да и певец он не ахти, и поэтому надо дать эмоцию, надрыв. И он дал, да с хрипотцой… и надрыв пролился через край. Как говорится, «текст не отражает причин для вашей истерики», и что, немаловажно, не отражает музыка. Под такую музыку уместнее крутить бедрами на танцполе в паре с той единственной, которую собираешься этим вечером пороть, а не биться об этот танцпол лбом, пуская сопли и пену, пока охрана набирается смелости выкинуть тебя вон.
Ну вот, наконец, и представилась возможность прослыть великодушным и поставить на первое место песенку человека, которого я привык замешивать с грязью. Не так давно появился совместный проект трех белорусских рэперов националистического толка – BELAROOTS. В январе они представили свой дебютный альбом «Аднакарэнныя», довольно любопытный и разнообразный по материалу – послушайте. Но лучшая песня на нем, на мой вкус, принадлежит рэперу Ангсту, он же могилевский поэт Виталий «Вожык» Рыжков. Песня называется «Магіла льва». Как видим, Виталий традиционно подъедает за группой СЕРДЦЕ ДУРАКА их названия, о чем уже шел разговор в предыдущем подкасте.
Песенку «Магіла льва» я услышал еще полгода назад похмельным утром после одной загородной пьянки с Тимофеем Яровиковым и Сашей Мельниковым. Из чувства противоречия я занял противоположную их восторженности позицию, и мы смачно поругались. Сейчас, переслушав песню на трезвую голову, я вынужден признать, что был неправ, и что песня весьма хороша. Она как чтение по диагонали – краткий курс в прошлое Могилева, заменяющий увесистый том истории, позволяющий выводить отдельные судьбы из общего прошлого, и наоборот. Песня лучше учебника истории – в ней больше воздуха для воображения, а может, и больше правды.
BELAROOTS – Магіла льва
На гимн города эта песня, может, и не тянет, но в качестве хорошего кирпича в стену могилевской культуры – однозначно. Эта песня проживет довольно долго, станет подложкой для исторических видеорядов, документалок и так далее. В этом нет сомнений. В чем у меня остаются сомнения, так это в личности ее автора, Виталия Рыжкова. Он для меня – интересный материал для психоанализа.
Я признаю, что Вожык хороший, хоть и не гениальный поэт. В молодости часто брал искренним нервом, но чем старше становится – тем больше графоманствует. Он занял свою ячейку в пустующих сотах белорусской культуры, добился признания в минских поэтических кругах и мог бы спокойно в них облысеть, опустеть и спиться. Потому что в стихах, на мой взгляд, практически уперся в потолок признания. Большего не позволяют его способности и душевное содержание. Гениального поэта от хорошего как раз и отличает кропотливая работа души, вдалеке от аплодисментов, в тишине, за кулисами. Но Вожыка мотивируют именно аплодисменты, его эго требует признания. Поэтому он расширяется, но не вглубь, по пути совершенствования, а вширь, расширяя аудиторию жанрово. Вполне себе путь, тем более, что человек с детства мечтал читать рэп, но не был уверен в себе, боялся сцены и не умел делать музыку. А сейчас откладывать уже некуда, к тому же появился плодовитый DJ по имени Kurguz. Он же, кстати, писал бит и для предыдущей песенки MELYAZM. Так что Ангст и Меля, как вы поняли, сейчас одна кукушино-петушиная банда.
Только вот мне не нравится, как Вожык читает рэп. Он пафосно-претенциозен, неестественен, а эти дебильные рэперские ужимки «е-е, ага» и прочие пошлые покрикивания-покрякивания откровенно бесят. Но это как раз объяснимо. Вожык, как и в поэзии, не идет к диалогу со слушателем, не говорит непосредственно с ним, для него это «серость» или «чернь», коей он сам отчаянно старался не быть. Он дотошно пытается соблюсти атрибуты жанра, чтобы затесаться в рэп-тусовку и в ней обрести признание и статус. Он объясняет рэп-тусовке, что он в теме и свой, и надеется, что «чернь» преклонится перед статусом… Но это вряд ли. Слишком жидок в Беларуси этот слой и слишком жалок шоу-бизнес, чтобы статус работал как бренд.
Статус поэта не принес Рыжкову публики. Вернее, всегда есть обновляемый слой, гумус, который ходит и на концерты, и на вечера поэзии, чтобы, так сказать, приобщить свою попку к культуре, иногда в буквальном смысле. Кто из нас, «работников культуры», не приобщался к таким попкам?.. Но это все текучка, а сколькие из таких «поклонников» – реальные? Пять? Десять? Часто это ближайшие родственники, друзья-собутыльники, коллеги по цеху и их ближайшие родственники, люди сопричастные. Вот и все… А чтобы их стало радикально больше, чтобы от песен была реальная польза конкретному человечку и всей культуре в целом, нужно говорить со слушателем, находить и вскрывать общие болевые точки, сделать шаг от самолюбования в творчестве к самопожертвованию. Это самый сложный, но и самый нужный путь, тот самый Калиновый мостик из мира мертвых в мир живых, который в творчестве Рыжкова пока еще слишком призрачный.
И это все на сегодня! Мне остается напомнить, что этот и другие подкасты вы всегда можете послушать на сайте morok.ru. Там же есть текстовые версии подкастов, с фоточками, ссылочками и прочими занимательными ништяками. Как всегда, буду рад вашим комментариям и отзывам на сайте и в соцсетях. Ну и репостам, естественно, тоже. Я знаю, вам несложно! А если репостов перевалит за 2 десятка, мне, пожалуй, будет несложно разыграть по 1 билетику на грядущие два тура Mogilev rock-battle и утешительный приз – место на обложке следующего подкаста. Договорились? Вот и славно!
На этом самом месте мне пора попрощаться. Пользуясь случаем, поздравляю всех причастных с 15-летием ЦЕНТРА ЖИВОГО РОКА. В следующем выпуске что-нибудь расскажу об этом. До встречи в февральских «Месячных»!
РИЛИФАТАЩЕТ - Х..ли ты терпишь?
Предыдущие выпуски и другие ПОДКАСТЫ ЦЖР можно послушать ТУТ
Адрес для писем, песен и посыланий:
Подписаться на новые выпуски можно:
- Виталий Шум ВКОНТАКТЕ
- Студия SWN-RECORDS
- сообщество ЦЖР вконтакте
- сообщество ЦЖР на фэйсбуке
- сообщество ЦЖР в твиттере
Друг, помни! Ты всегда можешь поддержать выпуск дальнейших серий подкаста финансово. Мы будем благодарны за любую сумму. Пока мы пишем подкасты, где-то плачут наши голодные дети!
Кошельки Webmoney:
R197254138774
Z279823910138
"На нее уже положили взгляд опытные могилевские лабухи"
Сначала прочитал "положили взгляд опытные могилевские лесбухи"
Лесбухи само собой положили ) Интересно, возможность комментить через аккаунт фэйсбука никто не замечает, или по старинке проще?
Я вот не хочу анонимность нарушать. А то еще скажу что-нибудь плохое про Эйхельстрат и получу по морде от Эйхеля
Ненавижу Фейсбук.
Спасибо, Шумми, за работу. Она большая, годная. Думаю, некоторое моё расхождение в мнениях с автором и некоторые возможные фактические неточности автора в работе большого значения не имеют. Зато всё это теперь зафиксировано для истории и вполне слушабельно/читабельно. Ещё раз спасибо!