Можешь ли ты точно знать, когда свобода позовёт тебя? Вынырнет из волн повседневной жизни, прибив штормами и северными ветрами лодку под названием «Мой путь» к твоему берегу и если хватит на то твоей смелости, понесёт в открытое море будущего, где с одинаковым успехом могут ждать золотые пески Сакраменто-ривер и широкие воды Янцзы.
Когда и где впервые был услышан этот зов: в тихом шепоте заговоров из детства, в первых гитарных аккордах времен начала или едва уловимом звучании гуциня, приведшем тебя в конце концов в Шанхай – город древних традиций и ярких контрастов, город над морем…
Не даром средневековые живописцы схематично обрисовав фигуру на холсте, надолго останавливались на глазах. Раскосые глаза удмуртских шаманов, круглые, исполненные света глаза славян, жгучие, как черная ночь с горчинкой крепкого кофе глаза Востока. Глаза, глаза… Нужно посмотреть в твои глаза, чтобы увидеть в них, с чего всё началось.
«В детстве бабушка пела колыбельные, а отец утешал меня плачущего пластинкой с легендарной «Jesus Christ — Superstar» - рассказываешь ты.
Так всё и началось, мелодии вплелись в канву жизни и явственным их узор стал лишь в годы учёбы в лицее.
«Сам не понимал тогда, что делаю — взял бумагу, стал писать. Стеснялся очень этого: вывел Славку* на перемене из класса, пока к укромному месту вел — вспотел, раскраснелся, остановил и стал шепотом читать, ничего не объясняя.
Он: «Что это?»
Я: «Не знаю. Я написал»
Тогда ты впервые заговоришь словами будущих текстов:
«Моя любовь, моя печаль в моих ладонях.
Моя дорога, моя даль на пятках стонет».
Любовь, к слову, ты действительно встретишь. Первую. Нежность, впечатлительность, чувственность её, желание ощущать таинственную и неизведанную связь выльется в строки песни «Тук-тук» с сильным звучанием, с энергией взаимного тяготения:
«Тук-тук.
Бежин луг.
Ты держи сильней, моя добрая, милая.
Повидать захочешь — с водой разговаривай».
Ещё немного воды утечёт и тебя захлестнёт университетской жизнью. Вместе с Кортасаром, Маркесом, Сартром, Ницше, идеи которых вдохновят тебя на одноименную композицию «Идеи» - гимн отчаяния, высмеивания себя и всего человечества, появится и «Моё тихо» - жажда спокойствия и умиротворения.
Новый поворот откроется сразу за углом 2002 года. А углом этим станет вечер творческого объединения «Натхненне», где произойдет знаменательная встреча с Алесем Полторацким – баянистом первых «Калачиком рядом». Первоначальный ваш дуэт дополнит одногруппница Алеся – Алена Громова (фортепиано) и немного позже – Стас Брикин (гитара), на барабанах будет твой брат – Паша Емельянов.
«Мы были друг для друга не просто музыкантами, чувствовали друг друга;
потому что просто невозможно жить на свете, если нет у тебя того, кто калачиком рядом;
потому что и сила, и слабость, и боль, и радость в том, кто рядом;
потому что именно этого стоит искать, за это стоит бороться».
Так и родится название группы «Калачиком рядом», которое именно в этом составе начнет свой путь через тернии к звёздам. Будут записаны: «Под каждым взглядом», «Иудово слово», «За каждой каплей с крыши», «Липкие перчатки» и, конечно же, «Тому, кто смотрит мне в глаза…»
«Вселенная хочет, чтобы на неё обратили внимание »
(с) «Виноваты звёзды» Джон Грин
Как поговорить с землёй? Древние индейцы прикладывали ухо к её поверхности и вслушивались в доносящиеся звуки. Шум травы, шёпот ветра в камышах, раскаты грома и журчание источника в отвесной скале. Земля хочет поговорить. И музыка – самая стройная речь, обращенная к земле.
Зима 2008 года. Началась работа над первым альбомом с новым составом музыкантов. «Разговоры» выбранных для альбома инструментов желают стать полифоничными и экспрессивными. Это удается в сочетании изысканности, самодостаточности «мужественности» саксофона и «женственной» иррациональности цимбал. Клавишные и аккордеон стали границами этих двух противоборствующих начал, а ритм-секция и электроника подчеркнули их единство, сохраняя традиционный нейтралитет.
Ты говоришь с землёй о том, как «хочется солнечным лучом смеяться» в композиции «Любовь», рассказываешь ей, как «убежали мысли с плиты молоком» в «Собою», делишься мыслью о том, что «ночью приятно смотреть на деревья – ночью деревья кричат» в «Клинике моей болезни». В альбом войдут 16 композиций, 4 из них бонусные – «Колыбельная», «Кровать», «Лишняя деталь», «Холода». К осени 2008 года «Разговор с землёй» по душам состоится. Несколько выступлений в Беларуси, запись клипа и… роспуск состава группы. «Вылетело пёрышко по утру в сени…» и начались «Холода».
Помнишь известную притчу про университетского преподавателя и молодого Альберта Эйнштейна? Притча о споре, в котором Эйнштейн одержал победу, утверждая, что темноты не существует – это отсутствие света, а холода также не существует – это отсутствие тепла.
«Холода» наступили в 2009 году и принесли с собой саксофон, электрогитару, бас-гитару, клавиши и ударные. В прежнюю теплоту закралась рациональность, математичность, вещественность, ритмический рисунок начал детализироваться, смещая фокус на энергию звука.
В альбоме «Холода » появятся ставшие хитами «Жить!», «Солнце» и «Перчатки». Воинствующий саксофон Дмитрия Акуленко, ритм-секция в лице Евгения Зверева (ударные), Павел Марченко (бас), гитара Андрея Неменкова попадают в прицел с холодным свистом выпущенных точно в сердце пуль метких текстов и рок-н-рольного звучания. Критики протянут параллели в 80-90-е гг., то ли тягучий непоздний «Калинов Мост», то ли «ДДТ», а то ли и вовсе «Сплин» поставят в один ряд с «Калачиком рядом», отмечая:
«Чтобы пробить меломана сегодня, нужно обладать и поэтическим талантом, и музыкальным незамшелым вкусом, и аранжировочными идеями. У "Калачиком Рядом" этого навалом: хватит на весь русскоязычный минский рок-н-ролл и еще останется для собственных будущих работ»
«Все не без современного тюнинга, а также арт-роковых и альтернативных вкраплений, которые приятно разнообразят музыкальную картину, но какой-то глобальной идеологической сути не меняют. От динамичных констатаций боли к монолитным поэтическим полотнам и лирическим балладам. Возможно, лучший белорусский альбом в данной стилистике за какое-то количество лет».
Альбом наводнится звучанием скрипки (Ирина Викторовская), гобоя (Кристина Ефременко), баяна (Александр Кожемякин) при фирменном уже саксофоне (Дмитрий Акуленко), в альбоме звучат бас (Павел Марченко), гитара (Андрей Неменков), клавиши (Наталья Мирзоян), барабаны (Евгений Зверев) и, разумеется, твой вокал (Никита Емельянов), которым зазвучат все тексты, в том числе написанная Русланом Акибовым «Колыбельная», также вошедшая в альбом. В композиции «Холода » добавится саксофон (Александр Емельянов), а в записи «Тук-тук» примут участие барабаны (Павел Емельянов), бас (Игорь Давыдов), гитара (Андрей Горбатенко).
Так жарко зазвучат «Холода» в 2011 году и на одной из вершин своего восхождения «Калачиком рядом» пропадёт с радаров.
Шанхай. Город будущего. Город с Садом Пурпурных осенних облаков, храмом Нефритового Будды, пятиярусной пагодой Лунхуа и набережной реки Бунд. Именно отсюда в 2014 году прозвучит сигнал и станет очевидно – в какой бы точке земного пространства не находился человек, он всегда ощущает потребность оказаться калачиком рядом с другим, близким ему человеком. Это одинаково верно для Шанхая, Берлина, Львова, Рио-де-Жанейро, Мехико, Канберры, Минска, Лиссабона и в целом многоликого калейдоскопа городов на земле. Так родится идея нового альбома планетарного масштаба, который имеет все шансы воплотиться в будущем.
"Идея альбома - подружить все и всех, принять и научить сосуществовать все музыкальные стили, все музыкальные инструменты – от современных, до находящихся на пороге забвения или давно забытых. Я, например, в этом альбоме хочу дать "второе дыхание" традиционному китайскому инструменту – гуциню, который известен только любителем чая и медитаций. А мне хочется, чтобы его "речь" была понятна 17-летней китайской девчонке, 25-летнему украинцу, 30-летнему скандинаву… Всем.".
Традиционный китайский гуцинь – древний инструмент, известный со времен Конфуция, волшебная укулеле, мистические удмуртские варганы, мексиканские бубны, белорусские жалейки, окарины, классические гитары, скрипки, виолончель и вдохновляющий индийский ситар – это лишь малая толика того музыкального многообразия, призванного зазвучать в новом альбоме, «альбоме всего и для всех».
Из глубин времен до настоящего времени рядом с человеком были музыкальные инструменты, проводники в мир музыки: и в далёком алтайском поселении, и в горах Грузии, и провинциальном европейском городке и в стремительном мегаполисе – в своем особом звучании живет музыка.
В ней и рождается тот зов свободы, который слышен в тихой мелодии флейты, страстном бое кастаньет, трогательном переливе мандолины и саза, пронзительном звучании саксофона и скрипки. На зов свободы, зовущей тебя.
«Если не знаешь, то я покажу тебе как:
Следуй за солнцем. Ты попросту следуй за…»
Яна Едвабная (Инфо-центр ЦЖР, февраль 2015)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: