4.08.2008 Никита Емельянов, гр.КАЛАЧИКОМ РЯДОМ: "О Разговоре С Землей и не только..."

«Разговор с Землёй». Именно так называется дебютный альбом могилевской группы «Калачиком рядом», куда вошли и старые, и новые песни. Солист группы, Никита Емельянов, «болеет» этой музыкой — это видно по его глазам, словам. Чего стоят строчки из написанной Никитой официальной истории группы: «Музыка... Ни великие идеи, ни гениальные слова, ни слезы, ни смех не способны передать то, о чем с такой простотой мурлычет, шепчет, голосит, хрипит, — поет музыка. Говори, плачь, смейся — не то! Но стоит запеть, заиграть — вот тебе и слово, вот тебе и плачь, вот тебе и смех. Так чем еще жить, чем же еще стоит болеть, если не музыкой? И мы болели, я болел...»

— Никита, как известно, ты еще и поэт...
— Я не считаю себя поэтом. Мне слабо удается ужать в словесную форму то, что я хочу сказать, то, что мне интересно говорить.

— Поэзия и музыка. Какие грани различия и сходства существуют между ними?
— Я думаю, что все виды искусства похожи друг на друга. Различны они только способом передачи и соответственно способом восприятия — человек это услышит или прочитает. Если говорить о поэзии, то здесь есть рифма. И в скульптуре она существует также, и в танце, и в музыке, только называется по-другому.
Кроме того, в каждом искусстве имеется сочетание интереса самого автора — интереса к какой-то теме, и совершенно точно автор отдает себе отчет, что будет интересно увидеть или услышать. Вот эти сочетания и дают результат.

— А для тебя самого, если взять стихотворение и песню, что будет различно?
— Стихотворение я читаю, а музыку слушаю. На стихотворение мне нужно больше времени, чтобы его понять. И все.

— Что ты ставишь для себя на первое место: музыку или поэзию?
— Это как спросить: кого ты любишь больше — маму или папу? Ты сможешь ответить? Я — нет.

— Чего не хватает современным поэтам и музыкантам?
— По правде говоря, я мало интересуюсь современными поэтами и музыкантами, как в последнее время мало интересуюсь и классиками. Из того, что вижу... Сейчас происходит какая-то, не знаю, что этому способствует, тенденция со времен Мистера Малого и господина Дадуды — тенденция «уродов». Уроды сейчас в моде. И как музыка, так и поэзия идет к утрированию. Т. е. существует достаточно большой ряд каких-то классических, стандартных «фишек», которые народ «схавает», их просто достаточно изучить и использовать. Этим и занимаются саундпродюссеры, которые приходят и говорят: «Вот это надо играть, а это не играй, потому что народ это не «схавает». И я думаю, что этим грешат многие.
Дело в том, что люди перестали искать что-то, они перестали копаться, интересоваться самой сутью того, во что они окунулись. Они выдают то, что у них есть сейчас. Они не увлечены. Я думаю, что так было всегда и вырывались только те, кому везло, либо те, кому было плевать. Именно их называли потом гениями или, по крайней мере, талантами.

— Что ты можешь сказать относительно могилевских поэтов и музыкантов? Ты ходишь на «Вертолет» (литературное объединение творческой молодежи под кураторством Тимофея Яровикова), видишь там «юные дарования»...
— Я не думаю, что на «Вертолете» есть «юные дарования», а если и есть, то крайне мало. Туда ходят мальчики, чтобы увидеть чувствительных девочек, и девочки, которые ходят увидеть чувствительных мальчиков. Да, там есть люди, которые чем-то интересуются, есть люди, которые хотят чем-то интересоваться.
А на счет наших музыкантов и поэтов? Я думаю, что в городе существует группа, которую я могу назвать людьми ищущими. Это группа «NEVMA». Я совершенно непредвзято к ним отношусь, хоть там и играет мой брат, это ничего не меняет. Вот сейчас они затихли, не знаю, может их хватило ненадолго, если так, то я очень огорчусь.
Как человек, и человек копающий, интересен для меня Рома из группы ГЛЮКI. Вот, пожалуй, и все. Алена Кавкова сейчас пишется, но... надо видеть. Первый альбом Алены не произвел на меня особого впечатления, но знаю, что сейчас она готовит что-то интересное. Тимофей сейчас делает что-то интересное, надеюсь, что сделает. Надо ждать. Но я знаю, что и Алена, и Тимофей больше поэты, а не музыканты. Тима классный текстовик, это известно давно. Но его тексты даже больше стихи,  стихи от текстов отличаются. Очень люблю приводить этот пример: песня «Ля-ля-фа, эти ноты, ля-ля-фа, одиноки» — мне нравится эта песня, но текст песни нельзя представить как стихотворение.

— Любовь — главный фактор создания песни/стихотворения?
— Нет. Если бы сейчас здесь сидел Тимофей Яровиков, он бы сказал, что любовь — это главный фактор всего, потому что больше ничего, кроме любви нет. И здесь я с ним согласен.
Является ли только любовь пинком, благодаря которому пишется песня или стихотворение? Нет. А хотя... наверное, все-таки да, так как каждое из чувств — это форма любви, учитывая ненависть и ревность и прочее. А песня — это акт материализации пережитого чувства.

— Творческая личность и обычный человек — существуют ли различия или это миф и наигранность?
— Никакого. Я даже не знал, что люди так считают. Я, например, видел творческого строителя. Думаю, что просто существует, не знаю, плохой или хороший стереотип, что вот именно музыка, поэзия, скульптура... — вот это называется творчеством и больше ничего. Полы мыть можно тоже очень творчески, талантливо. Просто в этих стезях люди знают, что они могут, и это даже приветствуется — открыться, стать такими, какие они есть. И причем это надо сделать по-своему, ведь музыканта и художника легко отличить по его повадкам.

— Просто когда говорят: творческая личность, то имеют в виду человека, у которого поведение чем-то отличается от обычного...
— Я считаю, что любой человек может стать творческой личностью, если позволить ему таковым быть, если он сам позволит себе быть таковым.

— Веришь ли ты в Бога и какое место занимает вера в творчестве?
— Я — математик и соответственно и совершенно естественно, верю в Бога.

— Почему это естественно?
— Потому что знаю точные науки, а зная их, сложно остаться неверующим. Физика сейчас, да и уже давно, приходит к теории о существовании мира в каждой точке. Бесконечность — это не вот там или где-то там, далеко-далеко. Бесконечность — это и здесь. Если на числовой прямой взять любые две точки, то между ними найдется бесконечное множество точек — это утверждает математика. И, на мой взгляд, Бог — это закон, по которому все существует. А все мы — отдельные представители бесконечности.
А как это влияет на творчество? Как может влиять любое знание. Ни больше, ни меньше.

— Способен ли один человек или группа изменить обстановку на рок-сцене?
— Это всегда происходит. В свое время это сделали «Битлз», потом это сделали «Doors» и так далее. В настоящее время другой темп информации и с этим уже сложнее. Но совершенно точно это произойдет. Сейчас своеобразный период ожидания.

— Сколько ждать?
— Откуда ж я знаю.

— Предположительно?
— Я так думаю, со второго альбома начнем... (смеется)

— Если бы было возможно вернуть время назад, ты бы что-нибудь изменил в своей жизни? Стал бы на другой путь?
— Ничего. Все, что со мной происходило, мне нравилось. Я ни о чем не жалею. Просто получал удовольствие от жизни, вот и все.

— Твоя главная цель в жизни?
— Да, наверное, нет никакой цели. Есть материальные вещи, к которым может быть нужно стремится, но это в принципе нельзя назвать целью жизни. Это слишком глобально звучит — цель жизни. Да, мне хочется записать альбом, да, мне хочется что-то понять в музыке, хочется ее «оседлать» что ли. Сейчас она управляет мной, а мне хочется управлять ей. Хочется женщину найти, с которой я бы был счастлив всегда и плюс к этому мне хочется быть уверенным, что так и будет продолжаться. Да вообще много чего хочется! А цель жизни... она же может измениться.

— Правильно, когда ты ее достигаешь, появляется новая.
— Она может измениться, даже если ты ее не добился. Жизнь — она у всех одна. Наверное, цель — в результате понять, что все было не зря. Ощутить, что ты правильно понял этот закон, который нами правит.

— Какой закон?
— Почему в роке музыканты учат получать удовольствие? Почему рок-музыка говорит: «делай сейчас, делай сегодня, не заботься о том, что будет завтра, живи сейчас»? Думаю, превратно понимать это как безрассудство. Здесь как раз идет речь о том, чтобы ты получал удовольствие от жизни каждый день, каждую секунду. То, что ты получаешь удовольствие — это ничто другое, как ты просто благодарен за то, что живешь. Т. е. фактически ты говоришь «Спасибо!». Наверное, все существует не для того, чтобы тебе было плохо, и ты был недоволен. Если ты благодарен, значит все правильно!

— Тебе 24 года, ты можешь сказать, не задумываясь, чего ты уже достиг в своей жизни?
— Я делаю дело, которое я люблю. Со мной это делают люди, которые любят это не меньше, чем я. Мне доверяют, я доверяю им. Я счастливый человек — у меня есть друзья — это тоже очень важно, они мне постоянно помогают, а я помогаю им.

— Что значит для тебя «КАЛАЧИКОМ РЯДОМ»?
— Это название какой-то группы (смеется). Это концентрация на чем-то... Почему люди, когда им холодно, сворачиваются калачиком?

— Чтобы стало теплее.
— А почему именно калачиком?

— Когда они сворачиваются, уменьшается площадь...
— Да, меньшая потеря энергии! Вода падает и превращается в каплю, в круг. Планеты все круглые... Стало быть, если ты меньше теряешь, ты меньше отвлечен, ты концентрируешься на чем-то. Фактически так устроен человек: мы стремимся, чтобы меньше терять и больше приобретать, чтобы рядом с нами кто-то был, был калачиком рядом. Чтобы он был сконцентрирован на себе и на тебе, а ты соответственно на нем и себе. В этом и весь замысел. Есть и другой смысл названия. У покойного Летова есть песня «Про собаку». Он увидел собаку, она имела весьма жалкий вид, и он над ней посмеялся, а она умерла. И когда она умерла, он удосужился ее пожалеть: «... и тогда я свернулся калачиком рядом...» Но момент-то упущен...
Просто это что-то свое, родное, это то, с чем ты можешь лечь рядом, — открыто, и я делаю все, чтобы так было, пытаюсь быть как можно более честным...

— Почему музыканта или поэта начинают ценить больше после смерти?
— Существует стандартная версия, что все люди творчества идут на шаг дальше во времени, чем обычные.
Вообще, что самое дорогое в жизни? Собственно, сама жизнь. И соответственно: что самое дорогое, что ты можешь отдать за что либо? Тоже жизнь. И даже если человек поэт или музыкант шел, споткнулся, упал и умер, он уже там, его уже нет, т. е. он уже отдал. И из-за того, что он вроде как необычный — поэт, музыкант, то раз он умер, то жизнь отдал наверняка за то, что делал.

— Вот многие говорят, что творчество должно быть настоящим. Ты тоже так считаешь? Что ты вкладываешь в это понятие?
— Совершенно ничего не вкладываю, потому как все, что бы ни произошло — настоящее. Нет же ничего игрушечного и неестественного.

— Но есть же люди, которые «творят», а некоторые «вытворяют»...
— Что вообще называется творчеством? Например, тебя спросили 2+2=? Ты ответишь 4. Это творчество? Нет, потому что ты уже знаешь, что 2+2=4. А я могу сейчас доказать, что 2+2=5 и если бы тебе сказали это 15 лет назад, ты бы говорила, что равно 5. Это не творчество, потому что ты знаешь, это уже вложено в тебя. А если тебе скажут: «Вот тебе палка, веревка, томагавк, и цемент. Покрой вот этим цементом стену ровненько». Тебя же никто этому не учил, но надо как-то покрывать. И вот когда ты не знаешь, как это делать, каков ответ, и сам ищешь его — вот это уже творчество. Или, например, когда ребята встретились и придумали вот такую песню: «Крошка моя, я по тебе скучаю, я от тебя письма не получаю...» и потом третий человек сел и придумал, что в клипе будет человек с автоматом бегать — это все тоже творчество. Они же не знали, что такие строчки есть, они их нигде не вычитали, а сами придумали. Все это конечно настоящее. Просто что-то плохо, что-то не дальнозорко, что-то слеплено из того, что было, а что-то просеяно через себя.

— Каково будущее рока в твоих глазах? Какое место ты собираешься там занять?
— Пока мои глаза будут существовать, я надеюсь, что рок будет (смеется). Какое место в будущем рока? Никакого. Я не считаю себя рок-музыкантом. Я себя считаю человеком, который пытается делать музыку.

— Ты уже задавался вопросом «зачем»?
— Да. Потому что Я так хочу. Мог бы сказать: «Чтобы изменить мир, сделать его лучше». Но я думаю, что мир становится лучше, когда он хочет этого. Да и что такое мир? Мир — это ты, я... Люди становятся лучше, когда сами так захотят. И кроме моей музыки на это может подвигнуть все, что угодно: ветка, листочек... Я делаю все, что хочу. Да, я люблю, когда глаза загораются от того, что человек услышал мою песню. Я буду доволен, если это случится благодаря моей песне, но я буду не менее доволен, если это случится и без моего участия.

— Почему ты выгнал из группы всех девушек?
-Я их не выгонял. Здесь палка, наверное, о двух концах. Каждый чувствует, когда он не нужен что ли... лишний, может быть. Когда начинает идти та музыка, где ты не совсем подходишь, с одной стороны. А с другой стороны, у девчонок своя жизнь. У каждой из них своя «история ухода». Катя, аккордеонистка, просто не успевала. Алина, цимбалистка, закрутила роман. Она очень интересный человек, она проживает свою жизнь по ее любимому произведению на цимбалах, прокручивает его циклично: там начинается спад и она начинает жить медленнее. А Наташа, пианистка, разозлилась на басиста, потому что тот не репетировал дома, а она репетировала. И как-то взяла и сказала: «Все, я пошла отсюда!» и ушла.

— Т. е. получается, что для девушек музыка не была на первом месте?
— Да, так и есть.

— И сейчас у вас остались люди, которые себя полностью посвящают музыке?
— Да, «лишних» у нас нет. Каждый на своем месте.

— Что ты можешь сказать о новом альбоме?
— Альбом готов. Я долго мучил фотографа, с которым мы работали, это героическая личность — Вита Zzaarr. Была огромная куча вариантов, которые я ей озвучивал, а она находила людей, делала все это, показывала, все это меня долгое время не устраивало... В результате я додумал идею, альбом решили назвать «Разговор с Землей».
Сейчас мы уже начали запись второго альбома, потому что не терпелось. На данный момент записано 4 песни. Решили писаться совершенно по-другому. Существует два способа записи, сейчас чаще используют «потрэковый» способ, подорожечный, и таким способом у нас записан первый альбом, когда каждый приходит отдельно со своим инструментом и записывает свою партию, потом это все соединяется. А второй мы запишем другим способом, как раньше записывались «Битлз», когда всех собирают в одном помещении и каждый играет свою партию вместе со всеми. Он будет более живой.
Первый альбом получится лирический, он собран из тех песен, которые давно уже требовали записи. Он совмещает в себе народные инструменты: мы вымучивали все до ноты, мы копались, мы болели этим, выверяли все до мелочей...
Второй альбом более жесткий, там появляется электрогитара. Не скажу, что он менее лиричен. Он просто не такой, как первый. Рабочее название альбома «Холода».
Первый альбом, исключая мизерное количество нот, придуман мною, партии для всех инструментов. Я очень благодарен музыкантам, что ими все это прочувствовано, с каждым я разговаривал о его партии, чуть ли ни движениями показывал, какую историю он должен рассказать своим инструментом. Благодарен им за то, что они это сыграли так, как оно должно было звучать, как звучало в моей голове. Во втором альбоме музыканты уже принимают непосредственное участие во всем, они не молчат, смело выдвигают идеи, большинство из которых приняты. Каждый сказал свое слово.
Я жду не дождусь второго альбома, потому что первый я уже знаю до мелочей, мне не надо даже включать компьютер, чтобы послушать песни — это все в моей голове. А второй альбом мне пока не представляется полностью и это интригует.

— О чем мечтает Никита Емельянов?
— О копченых ребрышках Никита Емельянов мечтает (смеется). Он мечтает, чтобы люди, которые с ним работают, и он сам имели возможность делать это всегда, когда им заблагорассудится. А ему этого хочется всегда!
Мне нравится моя работа (я преподаю детям математику и информатику во Дворце детского творчества), но еще больше я люблю заниматься музыкой. Все мои музыканты больше, чем что либо другое, любят заниматься музыкой. Вот об этом я и мечтаю: чтобы дать им и себе этим заниматься. Ну и чтобы удовольствие от этого только росло.

Беседовала Ирина СЕМЕНОК
Фото Виты ZZAARR

Читать рецензию Анджея Полянского на альбом гр.КАЛАЧИКОМ РЯДОМ "Разговор с землей"

ИНТЕРВЬЮ: Никита Емельянов, гр.КАЛАЧИКОМ РЯДОМ (Беседовала Ирина СЕМЕНОК, Инфо-центр ЦЖР, август 2008)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям