30.03.2007 На бесптичье и жопа - соловей

Тимофей Яровиков - русский поэт и просто русский - выступил в неожиданной роли: эксперта белорусского "Тузiна гiтоу". Получилась интереснейшая рецензия-рассуждение о музыке, песнях, культуре и национализме.
Приветствую всех. Для начала сразу скажу, что был удивлен предложению стать т.н. экспертом тузина, поскольку, во-первых, не мню себя критиком, а, во-вторых, слыву русским в самом, я б сказал, ортодоксальном смысле этого слова. Но это, очевидно, не мешает мне иметь определенное (или не очень) мнение по поводу рассмотренных ниже произведений. Однако хочется растечься мысью (именно мысью — то бишь «вавёркай») по древу, прежде чем направить взгляд и перст указующий на собратьев по перу и струне. Поскольку музыкант я посредственный, оценивать, как виртуозят гитарасты с барабанерами, было бы с моей стороны нетактично. Хоть по специальности я и филолог, причем, русский филолог с дополнительной «белорусской» специализацией, но и филолог из меня получился, увы, посредственный. Посему справедливо оценить какчество белорусского языка тоже вряд ли сумею. Чего, спрашивается, я вообще здесь делаю? Э-э, нет, ребятки. Я же слушатель! Его Величество Слушатель, в первую очередь! Смею заявить, слушатель требовательный, каких всем героям от музыки и желаю. И на троне моем, на котором я по праву шута на эти пятнадцать минут уселся, могу поиграть в вершителя судеб. Сами позвали.

Пункт первый (ехидно щурюсь, поигрываю скипетром, подбрасываю в ладони державу). Оценку буду давать ПЕСНЯМ. Это жанр древнейший. Жанр особый. Об этом почему-то у нас часто забывают. Песня — не просто симбиоз музыки и текста (предположительно, стихов). Песня — это нечто большее, чем симбиоз. Что именно, до сих пор не знаю. Ни одного удовлетворительного определения я еще не нашел. Ситуация с песней напоминает ситуацию с драматургией (я служу в театре, поэтому о проблеме знаю не понаслышке). Никто вразумительно не может сказать, где заканчивается проза в ролях и начинается настоящая драматургия. Но хорошая драматургия всегда чувствуется, потому что основа её — действие. Потому так мало ставят в Беларуси современных драматургов. Литература как бы есть, а действия нет. А если есть, то очень чахлое, и режиссерам приходится надумывать то, что не сделал драматург. А зритель, даже самый неискушённый, это обязательно почувствует и может заподозрить не без основания, что ему подсунули фуфло. Сделать так, чтобы литература стала действием — вот это и есть талант драматурга. С песней дело обстоит приблизительно так же. Преобладающее большинство слышимых мною произведений дня сегодняшнего отдает тексту песни роль еще одного инструмента в ансамбле. И исполнители гордо заявляют: мы играем музыку. Музыку может играть любой музыкант, владеющий своим инструментом, а вот песню… Тут тоже нужен талант, как у драматурга. Сразу говорю: ко многим коллективам и даже стилевым направлениям отношусь отрицательно именно из-за их формального и даже фамильярного отношения к тексту. Музыкантов с каждым днем все больше, а вот настоящих песен!.. Дай Бог мне пяток таких за жизнь написать…

Пункт второй (залажу на трон с ногами, плюю на подданных). Вертел я на болте всю нашу оппозицию! Я вообще русский националист! Тихо-тихо!.. Я пока главный. Патриот это кто? Постановляю: нормальный здоровый гражданин государства, любящий свою Родину. Патриот — категория гражданственная. Националист от патриота отличается следующим: он не просто любит свою Родину, а сознает себя носителем национальной культуры своего народа и занимает активную позицию, т.е. старается сделать все, чтобы эта самая культура развивалась и крепла, цвела и пахла. Националист — категория нравственная. Нацист в отличие от националиста превозносит свою культуру над другими и допускает уничтожение «этих недомерков» во благо культуры своей. Нацист — клиническая форма мании величия на почве неизжитых детских комплексов. Ничего сверх в вышеизложенном нет. Просто в наших умах давно и капитально смещены понятия. Все народы по логике эволюции переживают эпоху классицизма — это не что иное, как превращение из народа в нацию, возникновение литературного языка, национальной культуры как таковой. С приходом буржуазных отношений — это вам расскажет любой историк — наблюдается всплеск националистических тенденций. Это нормальное явление, и если государственность адекватно реагирует на него, страна крепнет, потому что нравственное всегда глобальней гражданского, а на глобальном фундаменте легче строить любую жизнь. Но если с классицизмом все понятно, то сегодня это почва весьма скользкая, и не мудрено облажаться, растянувшись мордой в грязь. Восточнославянские страны в силу исторических причин нормально не развивались и ущемляли свое естественное стремление к национальному самоопределению в пользу глобалистской по природе гражданственности. Это имеет прямое отношение к тузину гитоу. То, что здесь выставляются на суд людской исключительно белорусскоязычные ПЕСНИ, свидетельствует о бурлящем в людях стремлении к самоопределению. Это замечательно. Честь и хвала. Но в силу тех же исторических причин разумно предположить, что очертания белорусской культуры сегодня довольно размыты и не ограничиваются носителями одного только белорусского языка (имею в виду и людей, и произведения культуры). Не один десяток лет уйдет на то, чтоб поднять белорусскую национальную культуру на автономно жизнеспособный уровень, чтобы привить большинству народа любовь к языку, собственной истории, национальной идее. Неужели сейчас этой цели не могут послужить русскоязычные авторы, которые своим творчеством выражают именно те вещи, за которые радеет цвет белорусского народа? Благоразумней надо быть, что ли. А что сейчас? Величайшие народные ценности становятся предметом политической спекуляции. О-обидно за братский народ! Почему обидно? Потому что настоящий националист занимает активную позицию по отношению к культуре: он ей служит, он ее множит. Он сознает великую ценность культуры. КУЛЬТУРЫ! Любой культуры! Культуры вообще! И если любит свою, не может не ценить и не любить другие! Как же это вбить в ваши твердолобые головы! Если мир потеряет культуру какого-либо народа, он обеднеет, и тогда — глобализм форевер, полная унификация. Я бесконечно хочу, чтобы культура моей родной страны процветала. Я родился здесь, вырос, мои деды тут похоронены. Да, я русский, но неужели я не могу быть полезен Беларуси? Мулявин, например, смог, хотя был русским, но совершил, практически, подвиг, став едва ли не апологетом культуры другой страны. И пусть я пишу и пою на русском, но, когда доводилось играть в России, мне неоднократно говорили, что да, песни-то русские у тебя, братец, а белорусский колорит в них чувствуется. Я почитаю за честь такие мнения. Но до тех пор мне не по пути с оголтелыми нашими оппозиционерами, пока они будут продавать свое наследие, путать хрен с пальцем и мешать макароны с повидлом. Ганьба! Я к тому, что действительно думаю: единственный тузин гитоу со своим принципиальным отношением к языку — это много, но мало. Надо вместе учиться мыслить пошире.

Пункт третий (поправляю съехавшую набок корону с бубенчиками, вытираю сопли). Ну вот. Пар выпустил, можно и к делу. С Богом.

1. Алмазный фронт — «Далёка да неба». Яркий замечательный образчик экзистенциального лайтрока в слабую долю. Понравилось. С ФРОНТОМ я знаком довольно давно, но сегодня он мне нравится больше, чем раньше. И вот почему. Есть у меня старинная телега по поводу музыки реггей в нашем суровом климатическом поясе. Когда нормальный бело-мало-велико-русский человек вдруг начинает слушать реггей, верить в Джа и жалеть, что он не нигер, он тем самым профанирует раста-движение на все сто процентов, ибо в идеологии раста прописано держаться корней. Попытка держаться чужих корней приводит к гибели древа. Я реггей очень люблю. Мне очень по душе слабая доля, тем более, что, если внимательно отнестись к народной музыке практически любого народа, примеров песен и музыки в слабую долю отыщется предостаточно. Однако вибрации Африки весьма и весьма отличны от вибраций славянских. В наших песнях главенствуют немного другие вещи, к примеру, текст в самом обширном смысле этого слова. Потому-то и выглядят попытки играть африканский или ямайский рутс ущербно. И доказал все это Олди и КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, которые просто стали петь настоящие русские песни, НО в слабую долю. Диалог культур, понимаете? Не мимикрия, а диалог. И хорошо, что ФРОНТ, по-моему, приходит к этой мысли. Так держать.

2. Аura — «Ноччу на Купальле». Нездоровый тупняк. Не понимаю, что эта песня делает на тузине. Др. Албан, блин. И ещё: на «ангéльскай мове», значит, можно, а на русской, значит, ну никак. Так и я тоже припевец в какой-нибуть песне конъюнктуры ради на белорусском наваяю, берите меня всего! Последовательней надо быть. Лажа.

3. Бан-Жвiрба — «Малпы». Вот брат говорит, что сила в редхотчилипамперс, а не банжвирбе. Не слушал ни тех, ни других. Других точно слушать не буду по причинам, изложенным во (ах, это сладкое слово!) введении.

4. :B:N: — «Дажджамi». Претензия на текст. Мой дядька Клайд говорил, что от песен должно хотеться либо жить, либо умереть. Постулат непоколебимый. От песен Мумий Тролля, например, хочется жить. Чуть-чуть. От песен Земфиры — умереть. Тоже чуть-чуть. Может, какая-нибудь девочка захочет сильно умереть от БН, но не я. Мне хочется совсем чуть-чуть. Но и такие песни нужны, наверное, тоже: на их фоне хорошие песни видны лучше.

5. Ну не нравилась мне никогда КРАМА. Нет в песне конфликта — а это главное в песне. Я, вообще, голимый романтизм не люблю: этакий вот герой перед нами. Одинокий, один против неба, против Бога. Летящий вдаль беспечный ангел. Привлекательный образ, но за ним практически никогда не стоит ничего существенного — только желание понравиться девочкам своей харизмой. Я тоже таким был, поэтому понимаю, о чем говорю. Но я БЫЛ. И вам советую отказаться от подобных воззрений. Они БЕСпочвенны именно в этом смысле.

6. OSIMIRA — «Зязюля». Вот. К коллективам, которые занимаются возрождением национальной культуры сквозь призму современности, надо относиться с уважением. И не потому так говорю, что ОСИМИРА из Могилева, а потому, что собственно сказать-то что-либо трудно. Музыка — авторская, но в русле традиции, слова — народные. Честно, правильно, интересно, красиво, своих целей достигает. Удивительно, что на тузине немного такого.

7. Step — «Прыйдзе новы дзень». И такое, наверно, тоже нужно. Но не мне. Глубин, истин, высот хочу. Ничего не почувствовал. То есть опять же конфликта. Каша по тарелке. В моем плеере, если б он у меня был, эта песня бы не звучала.

8. Tav.Mauzer — «Калыханка». Вот и конфликт. Чудесная современная белорусская песня. Без лаптей как самоцели и надуманных социальных лозунгов. И музыкально решено правильно, хоть я и не мастер оценивать музыку. Песняр (удивительно точное белорусское слово!) должен говорить о человеческом, о нравственном, о самом, суки, важном. И если он это сделает, это станет свидетельством всечеловеческой культурной значимости его дела — а большего для своей родной культуры не может сделать никто. И все же (вежливо и серьезно), было бы интересно, как минимум, если бы Янка почаще сотрудничал с Вожыком (могилевский поэт Виталь Рыжков). Это две заметные фигуры на современной белорусской сцене (в широком смысле), и, думается, от такого альянса можно многого ожидать.

9. Троiца — «Ведзьма». Патриархи, что сказать. Очень интересно. Не скажу, что в диком восторге, но послушал не без удовольствия. Мог бы повторить кое-что сказанное об ОСИМИРАх, но не буду. Это путь. К чему он приведет, не знаю. Хочу верить, что к хорошему. По крайней мере, это безусловный вклад в наследие великого белорусского народа. Кому-то из потомков он обязательно пригодится в качестве точки опоры. Жаль, но не мне.

10. UNICEF — «Сьпi, мая кветачка». Ну что, попса, она попса и есть. Да не плохо это, только не очень понятно, зачем сегодня. Неужели нельзя о том же без ностальгии такой надуманной? Если это народный текст, то… ну, не знаю. ОСИМИРА мне больше дает. Мимо, друзья мои (или не друзья?). Ну, нечего мне больше сказать, уж прабачце.

11. Зьмiцер Вайцюшкевiч — «Мора». Спокойно очень послушал, местами улыбался. Улыбался ехидно, каюсь. Яркий привычный пример посредственной песни, традиционной для беларусов, а посредственное всегда старается быть ярким. Во как завернул. Слабый текст. Эпитеты в восточном стиле, типа, губы-кораллы, лик — полная луна (хорошо, что не ущербная) и т.п. Звиняйте, пане, не тянет это на то, чтоб быть включенным в золотое наследие народа. Да и должно ли тянуть?.. Ну, а если не должно, то и ладно. Слушайте, кто может.

12. Вожык — «Вечна жывая». Не люблю. Такую музыку не люблю. Я старпером родился. Слабоватый текст. Почему вообще белорусский рэп такой весь из себя лозунгОвый? Мальчики с серьезными лицами, излагающие банальные вещи с ликами мудрецов. Не понимаю. Послушаю еще АЛМАЗНЫЙ ФРОНТ лучше.

Пы.Сы. (кубарем качусь с трона, звеню бубенцами, из последних сил уворачиваюсь от копий опричников). Спасибо, что позвали. Организаторам тузина — так держать: дело хорошее, вы же не виноваты, что исполнители такие. Поскольку в Интернет я захожу раз в полгода, как будут распределяться места, узнаю только, когда мне об этом кто-то расскажет. А так. Успехов вам, что ли, дорогие участники.

Пы.Пы.Сы. Спасибо тому, кто будет переводить эту писанину. Простите меня за суровый словесный понос. Было бы интересно перечитать перевод. Ну не смог бы я сказать, что хотел, на белорусском. А марать язык своим неумением… Я же, типа, филолог, все-таки. Честь имею.

На бесптичье и жопа - соловей (Тимофей Яровиков, Тузин Гитоу, март 2007)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям