27.10.2008 UNTITLED-2008: без рамок

Евгения АлефиренкоДля большинства из нас фотография является всего лишь документацией фактов жизни: праздников, дней рождений. Для некоторых же занятие фотографией становится самой жизнью. В преддверии открытия в Могилеве выставки начинающих фотографов UNTITLED-2008, я решила побеседовать с одним из ее организаторов и фотографом Евгенией Алефиренко.

— Кому и когда пришла в голову идея создание выставки UNTITLED?
— Все началось год назад. Молодые могилевские фотографы стали знакомиться по Интернету, причем не на каких-то белорусских или российских сайтах, а на американских. Постепенно их фотографии стали распространяться и в какой-то момент попали в поле зрения творческого объединения ЦЕНТР ЖИВОГО РОКА. И участники объединения решили вытащить эти работы из Интернета на суд зрителей. Ведь фотография все же, это то, что на бумаге, а не на экране компьютера...

Вся инициатива шла со стороны ЦЖР. Объединению хотелось показать бунтарский дух молодежи. Выставка UNTITLED-2007 превзошла все ожидания. Отзывами посетителей было исписано две книги, тогда как на других выставках не набирается и тетрадки 12 листов. Это говорит о том, что, какими бы ощущения не были — положительными или отрицательными, а равнодушными зрители не остались. Первой выставкой был дан своеобразный толчок фото-движению в Могилеве. Дело заспорилось, нашлось много творческих людей, в Интернете появился могилевский фотопортал. Поэтому участники Untitled 2008 — это представление людей, которые нашлись за последний год.

В этом году концепция немного отличается от прежней. На этот раз будут представлены работы как совсем начинающих фотографов, так и более состоявшихся. В этом году выставка должна отличаться более высоким уровнем работ, серьезным подходом авторов к своему делу. И еще — фотографии будут без рамок. Тоже в своем роде концепт: рамки — это определенные границы, за которые выходить нельзя. Мы попытались убрать эти границы. А как все это получилось — увидите на выставке.

— А чем обусловлено такое большое количество участников?
— Очень много желающих. Но это не должно никого пугать: у кого-то будет выставлено много работ, у кого-то — три или того меньше... Главное — дать фотографам шанс показать себя публике. Чтобы была у них возможность совершенствоваться, двигаться дальше.

— Как ты считаешь, фото-искусство сейчас популярно?
— Я считаю, что очень популярно. Искусство всегда интересно, если затрагивает душу человека. И потом, ведь у нас сейчас все фотографы... Но следует видеть разницу между любителем, фотографирующим для себя, и тем, что действительно этим живет и делает художественное фото.

— В чем, по-твоему, отличие путей развития современных молодых авторов и уже состоявшихся фотографов?
— Если взять наших, могилевских мэтров, то у них была своя школа. Они вместе учились, участвовали в каких-то европейских конкурсах, ездили, выставлялись. А молодое поколение очень оторвано, каждый учится сам по себе. Например, через интернет: можно отсмотреть множество разных авторов зарубежных стран, скачать разнообразные уроки, книги по фотографии. Но это самообучение вынужденное. Часто молодые фотографы даже не знают признанных имен могилевской фотографии. Обучаются самостоятельно, но ничто не заменит живого общения со знающими людьми. Для этого и нужны фотовыставки.

Работа-участник выставки UNTITLED-2008— А что лично для тебя фотография?
— Это то, посредством чего я могу передать свои, мысли, чувства; то место, где я могу творить и прятаться в этом. Меня в кадре привлекает человек. Мне интересна психология, внутренний мир. А жанр — это больше способ передачи. Снимают, например, пейзажи, это тоже хорошо и нужно, но в большинстве случаев — это просто красивая картинка и все. Глубоко это не затрагивает.

— А что для тебя важнее в фотографии: сама идея или все-таки профессионализм?
— Хорошо, когда к идее прилагается хорошая техника. Но бывает так, что вроде все практически идеально, но скучно... Поэтому насколько бы технически хорошей фотография не была, этим людей не впечатлишь. Главное не форма, а содержание.

— Иногда ты снимаешь на концертах и спектаклях. В чем особенности этих съемок?
— Это репортажные съемки. Что касается концертов, то тут нужно уметь сориентироваться в нужный момент. Не просто снять как факт выступление группы, а попытаться поймать эмоции, не только выступающих, но и зрителей. А на спектаклях тяжело, поскольку ты совершенно не знаешь какие будут условия съемки. Дадут на сцену чуть меньше света — и все, технически тяжело вывести. Тяжело, когда снимаешь неизвестно с каких положений и точек. Трудно также, когда на сцене много движения.

А вообще, умение уловить чувство трудно, но это — важнее всего. Для любой съемки. За снимки, где можно прочувствовать душу автора, хочется сказать «спасибо». От таких работ трудно оторвать взгляд и, кажется, проникаешь все глубже и глубже...

Читать также UNTITLED-2008: Время тянуть в репу

UNTITLED-2008: без рамок (Беседовала Елена Лавренова, Инфо-центр ЦЖР, октябрь 2008)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям