21.08.2009 Рецензия: ГЛЮКi «Iдыятызм» (Гаджи Мерзоев)

ГЛЮКI&nbsp

Умница и остряк Пелевин в своем культовом романе «Generation П», кажется, веселее всех на свете объяснил падение нерушимого Soviet Union – «улучшился настолько, что перестал существовать».

gluki_idiotizm_bl01.jpgПереставшие существовать с некоторых пор могилевские Глюкi были чудо как хороши уже на первых своих нелегальных полуподвально-квартирных demo. В сырых, рвано-неистовых и смело-оголтелых песенках, еще не тронутых самоцензурой и холодным electro, было все «для шага вперед»: отменные гитарные риффы, прилипчивые, как жвачка, припевы, острые, как бритва, тексты на – неожиданно! – белорусской мове. В этом прекрасном юношеском панк-буйстве чувствовалось «присутствие» N.R.M., но в то же время не было даже намека на тухлятину и порожнячок – Глюкi, похоже, сразу освоили производство Больших Народных хитов. «Папараць-кветка», «Ганьба» и другая бессмертная классика записывалась на убогонькие магнитофонные кассеты задолго до первых концертов.

А там уж – история всем известная, хорошо задокументированная: от феерического покорения Кукольника и «взятия» Хедлайн-феста до участия в легендарных Рок-коронации и Басовище с успешными вылазками в национальный хит-парад Тузин Гитоу и попаданиями в различные сборки. В итоге, начинавшие музицировать на тазиках Глюкi закрепились в статусе звезд белорусского рока первой величины и ... неожиданно для всех сами накрылись большущим медным тазом.

За десять лет существования и активного лабания группа обзавелась приличным трек-каталогом, но, к сожалению, нажила всего два официальных студийных альбома – это дебютный «Humanoid» и посмертный «Idiatizm». Первый получил восторженные оценки – критик Всея Беларуси О. Климов исходил восклицательными знаками, поражался чудовищному количеству запоминающихся песен и осторожно, боясь сглазить, пророчил группе великое будущее. Но, негодяй, все равно сглазил!

Новый и теперь уже ясно – последний – в дискографии Глюков «Idiatizm» – на самом деле никакой не второй альбом, а стопроцентный The best of… vol.2, хрестоматийное – «все лучшее и только для вас». Безумно фанатствующему, тусовщику и «приближенному» здесь, по правде, особо нечем разжиться (ну разве что заценить свежие фирменные аранжировки), прохожему, не посвященному и «танкисту» будет куда интереснее – моментально с первых аккордов открывающего «Idiatizm» панк-бестселлера «AntiEMO». Песня, изначально задумывавшаяся, как сверхтонкое расстебалово над соплями косочелочных имбицилов, такой вот хитрозакрученный брэйн-шторминг, обернулась лихой, сокрушительно-мелодичной брэйн-лоботомией. Ставшая товарным знаком истерика вокалиста Лёпы превратила по сути бессмысленный, чернушный «абырвалг» в грандиозное откровение честного суицидента («Дзе знойдзеш ты – страчу я!»). Ну и, конечно, для пародии это сделано слишком талантливо, размашисто и со вкусом. Как и полагается настоящему хиту, «AntiEMO» даже в стотысячный раз прослушивания вызывает неизменные «мурашки» по телу – кто из ныне живущих и творящих белорусских гуртов может таким похвастаться?..

Бытует мнение, что Глюкi «наглючили» ровно два хита с большой буквой Х. – «Бывай» и, собственно, «AntiEMO». Положа руку на сердце – бесстыжая и наглая брехня!

Уже следом за блистательной «AntiEMO» берут в тиски программные «Глюкi» со scary-клавишами в духе славных Ghostbusters и с интеллигентно спизженным гитарным хуком из «Gangbusters» незаслуженно забытых Dog Eat Dog. Полтораха «Аливарии» в пузо и в 200 по встречной! – шепчут Глюкi и продолжают то же самое в «Re-disco». Буквально понятый диско-панк уже почти легкий KMFDM с тинейджерским настроением Дискотеки Аварии («хип-хоп, хаус и рок-н-ролл»). Глюкi в придачу с Bloodhound Gang – и вечеринка удалась! Здесь же и гениальная фраза, описывающая вечно танцующий и кайфующий молодняк, - «весялiцца i бухаць – гэта вам не працаваць». А что дальше? «Хулi». «Проста яны нап'юцца i будзе усе о-кей!» - матерый рок-н-рольчик на манер «Molly’s lips». Попойка, отрезвление, мдя… далеко не все о-кей – стадионный рок-шлягер «Спи мой край» (увы, группа так и не успела дорасти до стадионов…).

Личные переживания у Глюков неизменно увязываются с судьбой РБ («Бывай», «Спi мой край», «Краiна» etc) и порою это кажется немножко притянуто-надуманным. Политика, социальщина, гражданщина в Глюках без прямых ссылок и имен, не уголовно-наказуемая, как у гродненских Deviation, а весьма-таки осмотрительная, хоть и бойко-напористая («Талерантнасць»). Поэтому Глюкi ценны в первую очередь не текстами, а отменными мелодиями «точечного поражения» - вдохновленная блюровским Song 2 «Праграма», разгульная и утяжеленно-расторгуевская «Я за цябе (не памру)», одухотворенно-воздушный «Бруд» с радиохэдовскими, грустными нотками в припеве.

В сравнение с «Humanoid»-ом звук стал более плотным, насыщенным, в нем нет прорех и пустот. Если дебют представлял собой несобираемый кубик Рубика из чертовой дюжины хитов, то «Idiatizm» – пример образцового песенного построения. Есть, где побеситься и потрясти хаером («Глюкi»), всплакнуть и взгрустнуть («Наркаман»), крепко призадуматься («Краiна»). Можно, конечно, побрюзжать, мол, куда делись роскошные вальсы («Грошы») и солнечные реггей («Папараць-кветка»), навошта эти - «не пришей звезде рукав» - звуковые огрызки после некоторых номеров (какой-то слюнтяйский битбокс, невнятный хэппи хард-кор и депресоидная трип-хопятина). Можно посетовать на то, что из ритмичного «Наркамана» смастерили плаксивую, душещипательную балладу с профессиональным рыдальцем Забелой «под топот невидимых солдат»

Бесспорно одно, в «Idiatizm»-e гораздо больше от ума, нежели от сердца («бо я дауно не чую свае сэрца» устами самой группы). Как когда-то у Кинчева черное окончательно вытеснило красное, так и у Глюков куда-то в форточку вылетела былая отчаянная жизнерадостность. В этих мрачноватых, примодненных аля Green Day панк-нетленках течет уже не человеческая кровь, а машинное масло. Тем не менее, глюковский Idiatizm – настоящий hit collection и hit killer, пластинка редких музыкальных достоинств – убийственно мелодичная, драйвовая, по-хорошему пафосная и по-хорошему меломанская.

И пока наши отечественные музыкальные эксперты злостно нахваливают минских подростков The Toobes, худо-бедно сдирающих Хендрикса, настоящие народно-белорусские умницы «Глюкi» «улучшились настолько, что перестали существовать».

Альбом года, чтобы там не пыхтели злопыхатели, завистники и конкуренты-неудачники.

Рецензия: ГЛЮКi «Idiatizm» (Гаджи Мерзоев, Инфо-центр ЦЖР, август 2009)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Рецензии от Гаджи Мерзоева - это лучшее, что есть на мороке. Ради чего сюда СТОИТ заходить. Поражаюсь его таланту и широчайшему музыкальному и не только кругозору.

"у Глюков куда-то в форточку вылетела былая отчаянная жизнерадостность. В этих мрачноватых, примодненных аля Green Day панк-нетленках течет уже не человеческая кровь, а машинное масло."
+1
В этом альбоме чувствуется запах смерти группы.

Также от себя отмечу, что некоторые аранжировки старых песен меня разочаровали, к примеру в песне "Праграмма".

ага, МАЛАДЦА!
хотя к альбому отношусь несколько по-другому:)Sad
но ЭТОТ текст - шикарен. и мысли, и форма, и эрудиция.
даже завидно, гы!
но я тут тоже сюрпризик подготовил:)Happy:)
аффтар пеши исчо
оч. интересно

Хорошая рецензия.

учись шпаковский. хотя все равно его не догонишь никогда. даже близко. а ведь Гаджи младше тебя года на 3-4. и он растет как журналист. а ты нет. сколько лет тебе, верзила?

Люди в комментариях к статье Мерзоева хвалят - заслуженно! - автора, а ты унижаешь Шпаковского. Лео, задушись струной - это очень рок-н-ролльно.

ланна, ланна
надо ли учиться шпаковскому?
не надо! поскоку не надо двух гаджи (шумов, романовых, шпаковских) шпаковский ценен сам по себе.
а возраст тут никакого значения не имеет. можно хорошо писать и в 20, и в 100. важно, чтобы хотелось и было что сказать. "наличие присутствия" на сайте мирзоева, шпаковского, шума, н7иарейши, иры борисенко (дамам - сэнкс) и делает этот сайт интересным. а вовсе не наш Happy срач со всякими типа не нашими:)

Лео, ты тоже никогда не догонишь Радиохэд, а-ха-ха-ха-ха Laughing))))))))))))

аххха
а мы и не стремимся.. а по поводу радиохэд я писал...
видимо и тебе тоже нужно это почитать

мне кажется, или Вы тупите, уважаемый? там куча моих комментов. старых. которые ты заскринил. iq 131, а простейший юмор загоняет в тупик?
кстати, зачем ты заскринил комменты?

а твоего ника в ЖЖ я не знаю, так что сорри. by_slap? или niareisha?

разомни извилины и догадайся сам.
а с комментами это ты оригинально придумал. умнО Laughing

мне лень))

почём нынче статьи такого типа?

да, не вопрос.
буквально в течение недели - о вас.
БЕСПЛАТНО

Сегодня переслушивал "Наркамана". Не, это не "топот невидимых солдат", это "понурый марш зомби"... Солдаты маршируют акцентированнее и быстрее. Сути это конечно не меняет. Просто мысли вслух...