15.06.2011 666 альбомов белорусской судьбы. AKUTE "Дзевачкі і космас" (Юрий Романов)

Не надо бояться теоретизирования, надо атаковать на всех фронтах. Передозировка теории придает неожиданный динамизм.
Мишель Уэльбек

Люди лучше воспринимают информацию в виде наездов. Ругаться эффективнее, чем хвалить.
Сергей Гурьев

- Объясни мне, что же ты ждешь от психиатра?
- Я нуждаюсь в квалифицированном диагнозе, только и всего! Я очень люблю всякие странные словечки и названия, просто тащусь от них. А лучший психиатр, вернее психолог - я сам. Но неквалифицированный, а это важно.
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Философией и извращениями.
- Чем ты занимаешься во время, свободное от философии и извращений?
- Сплю. Впрочем, это синтез первого и второго. Наверное, больше ничем. Музыка? Иногда этим, но реже.
- Ты верующий человек?
- Да, я глубоко религиозен.
- Какую религию исповедуешь?
- Не скажу! Просто не люблю, когда в двери моего храма, моей конторы (смеется) стучатся такие идиоты, как ты. Мне вспомнилась притча о том, как к одному мертвецу в гроб постучалась потаскуха с непристойным предложением... Что было дальше, я не помню...

(Из интервью Яна КЕРТИСА журналисту Денни Тикнеру - незадолго до самоубийства).


Akute - 2011 "Дзевачкi i Космас"
Девочки и космос.

На обложке - кадр из советского мега-кинохита "Отроки во Вселенной".
Звезда Альфа созвездия Кассиопея, иначе именуемая Шедар. Спускаемый аппарат со звездолета "ЗАРЯ" (звездолет аннигиляционный релятивистский ядерный) приземляется на вторую планету системы, захваченную роботами. Почти за кадром: одна из трех "дзевачак" команды - биолог Варвара Кутейщикова - у двери-портала в недра планеты.
Роботы уже сделали всех жителей планеты, что были под рукой, счастливыми: "ампутировали" им все отрицательные эмоции, оставив исключительно пзитивные. Счастливые аборигены вымерли. Роботы взгрустнули: делать не фиг. Взгрустнули оставшиеся (на орбите исключительно) человекообразные. Позвали землян. Земляне тоже влипли: двух девочек отловили и готовят к осчастливливанию. Но советские девочки (sic!) не хотят быть счастливыми. Мальчики пытаются их спасти...

Прикольно: с точки зрения дня сегодняшнего роботы все делали правильно: "Don't warry, be happy!".
Вывод №1: с точки зрения героев советского кино, мы - роботы!
Вывод №2: "счастливые" нежизнеспособны.
Вопрос: Акуте, как роботы-вершители, пытаются осчастливить слушателей, или, как советские мальчики, спасти "девочек" от такого счастья?
Дальнейшее - туманная, как обычно, попытка ответа на вопрос.


Нас обманули: нам дали другие пароли.

Мы говорим "космос" (макро либо микро) - подразумеваем "Вселенная", "сусьвет".
И пытаемся, пытаемся нащупать.
- Тэксты – пад уражаннем ад твораў Азімава, Брэдберы, Стругацкіх і іншых фантастаў XX стагоддзя
- Лирика тут вроде как о космосе, звездах, небе и прочих эфирных штучках
Чего щупать-то? Держи шаловливые ручонки при себе. Присмотрись.
И увидишь: это Кос(мос) из "Бригады".
И сразу всё встанет на место.
И из места взирает на тебя не Господь. Не "чужие" (aliens мы, да, тэйкунавты мы, с раскосыми и жадными глазами!). Не Гагарин или Олдрин. А Саша Белый и Пчёла.

Не верь. Никакой фантастики. Не про космос это, не про звезды и не про небо. Про эфирные штучки? Да, наверное, если ты считаешь таковыми любовные переживания. Потому что это песни про девочек. И мальчиков. Достаточно (?) конкретная и понятная ЛЮБОВНАЯ лирика. Пароль-ключик - строка из песни "Свяцi" - "я нiкому ужо ня веру".
Всё, каждая строка, кричит, шепчет, бормочет о том, что альбом должен называться "Адзiноцтва". Но это слишком очевидно? И, откуда ни возьмись, - чеширская улыбка британского кота. Глюков. И стало - как стало.

Рецензия №1. Полковник Курц.

Что есть альбом Акуте?
Лучшее - от Глюков.
Остальное - от лукавого.

Понимаю, в таком виде попахивает. Даже несколько оскорбительно. Какие Глюки? При чем тут Глюки?
Так и хочется отрезать: Глюки ни при чем!
Ну, правда, от четверки Глюков - лишь Ромео. Стас Мытник - не глюк вовсе, всего лишь гитарист последнего, предраспадного разлива. Когда Глюки уже фактически перестали существовать. Главная причина распада, получается, - не центробежные силы, разгонявшие тру-глюков, отцов-основателей в противоположные стороны, а почти вызревшая и сложившаяся в рамках Глюков новая группа, Акуте. В которой Лёпе-то и места не было. Разве что бэк-вокалиста... В таком разрезе привязывать Акуте к Глюкам, мягко говоря, нелогично. Все равно, что считать нынешний состав Калачиком Рядом - вариацией группы... Обаяние Невовлеченности, потому что в нем играет на гитаре Андрей "Свин" Неменков. (Никита, как тебе расклад?)

Хочется отрезать... Однако отрезАть - это на восьмой раз. А начинаешь отмерять - отрезать уже не хочется. Точнее, хочется, но в другом месте.
Счастлив тот, кто может отрезать... по линии отреза, отрезать Глюков. И начать с Акуте. У большинства писавших про Акуте не получается. И у меня хрен получится. И хрен тот - редьки не.

Рецензия №2. Пост-рок.

Вам хочется дефиниций? Их есть у меня.
Глюки были "последней рок-группой". Пусть их, последних, было не то чтобы одна, Глюки - это рок. Акуте - это пост-рок.
Х-хе, эк, пули свистят по степи. А все потому, что кто-то возомнил, что пост-рок - это то, что проросло из семян, брошенных в упочвенный навоз всяческими пинкфлоедами да прочими арт-, симфо-, спэйс- да краут-рокерами. Ничуть не бывало! Уже писал, но оттого что Кобейн ушел от нас в иные палестины, гранж не сделался пост-гранжем. В "лучшем" случае - посткобейновским гранжем. Не стал же рок-н-ролл пост-рок-н-роллом после смерти Хейли и Пресли. И сёрф не стал пост-сёрфом с исчезновением The Ventures. И блюз, потерявший не одного черного да и белого парня, не стал пост-блюзом...
Однако ж, есть-таки рок и есть пост-рок. "Рок" - это то, что связано пуповиной с такими ребятами, как Дилан, Джаггер, Хендрикс, Моррисон, Эриксон, Игги, Страммер... Гребенщиков, Науменко, Цой, Летов. Если хотите, рок - это "русский рок". А "не русский", пуповина которого тянется к ребятам вроде Молко, Беллами, Бэнкса, Лето… Лагутенко, Новикова, - это пост-рок!
И пока вы паритесь над этой шуточкой, рассмотрим эту дихотомию на примере Глюков - Акуте.


С казимировским приветом, Ливер!

ГЛЮКИ были тутэйшыми "битлами"! В ПРИНЦИПЕ (по «форме»-то секспистолетами). Причем даже не могилевскими, казимировскими. Тот, кто в курсе, - в курсе: Казимировка - не совсем Могилёв:) Ну, как Кунцевщина или Шабаны - не совсем Минск:)
Феномен "казимировской четверки" (он таки был) сродни феномену ливерпудлийской. Немногие это поняли. Не потому, что это ужасно сложно, а потому, что и не пытались. Феномен этот заключается в том, что, несмотря на очевидные и разнообразные таланты каждого в отдельности - Лёпы-Джона, Ромео-Пола, Марины-Джорджа:) и Грифа-Ринго, Глюки, как и Битлз, - не просто сумма четырех слагаемых. А «Итого», получившееся в процессе бытования этой банды четырех. В котором было место умножению, почкованию, извлечению корней и много чему еще, а не только сложению. Которое гораздо круче, чем сумма четырех слагаемых.
Очевидно: без Ромы в (у) Глюках с определенного момента ничего бы не стояло. Могло показаться, что ГЛЮКИ уже давно и есть Ромео. Ан, нет. Глюки не = Рома. Рома - лишь часть глюков. Не скажу, что одна четвертая, но ЧАСТЬ.

Геометрия ЛобаТомии.

Вернемся к казимировской и ливерпудлийской четверкам. Что еще их роднит?
Очевидное: глюки (ну, минимум трое:), как и битлы, нравились девкам. Причем, поскольку, как и ливерпудлийцы, были разными внешне и внутренне, привлекали сразу три разновеликих девичьих толпы.

ГЛЮКИ сложились, как битлы. Жили три друга-приятеля, не тужили(сь). Собрались поиграть в группу. Придумали себе такой способ существования? Скорее, ЖИЛИ как рок-группа. Оставалось взять в руки инструменты и заиграть. Именно что: рок как образ жизни вылился в, стал логичной причиной появления группы.

ГЛЮКИ, как и битлы, придумывали свой рокенролл. Ну, типа слы(у)шали там чевой-та про секспистолзов да гражданскую оборону да... еще про кого-то.
Не зря так удивлялись и удивляются многие культуртрегеры от роднай мовы: "Как так? А верность традициям?! (Мрои, Крамы и иже с ними)" Так, не было у глюков таких традиций. Они - сами себе традиция. Это, кстати, одна из причин их популярности.
Популярности несколько превосходящей по масштабу их умения. Например, умение играть (лажали они порой безбожно). Или умение слагать слова в тексты (правила белмовы всегда были для них условностью).
Это же, между прочим, отличало и ливерпудлийцев. Которые, например, не прочь были придумать... пару-тройку несуществующих аккордов.
ГЛЮКИ не были модны. В смысле не плыли в русле моды. Они эту моду создавали. Не были актуальны, но СДЕЛАЛИСЬ актуальны.

АКУТЕ сложились в соответствии с современными канонами. Собрались трое музыкантов, поиграть в группе нравящиеся им музыки и попеть нравящиеся им песни на эти музыки. Тут рок не как образ жизни, а как образ мысли.
АКУТЕ не придумывают свой рокенролл, а играют свой рокенролл. Василиса Прекрасная - Василиса Премудрая - почувствуйте разницу. Кто станет спорить, что музыкальной эрудицией Рома и Стас, мягко говоря, не обделены?
И тут уж традиций - хоть отбавляй. Что и кинулись искать и находить рецензенты: New Order, The Cure, Placebo, The Killers, Muse, Bloc Party, Interpol. Другое дело, что традиции эти - не местные. Что, кстати, для многих воротящих нос от “сермяжной правды” – очень привлекательно.

Да, по поводу Killers - не верьте им: это еще один хвостик Глюков - разводить пишущую братию. Впрочем, возможен, конечно, и другой вариант. Тот же Олди, по его словам, всегда хотел, чтобы было похоже на Марли, а вышел Комитет ОТ...

И с умениями у АКУТЕ - все окей да оллрайт. Смело могут постоять на одной сцене с великими. Уже постояли. И еще постоят. За себя и за того Лёпу:)
АКУТЕ – модны и актуальны. Поскольку такова, вольно или невольно, одна из целей-задач – играть модную актуальную музыку.

--- Когда игры В ГРУППУ постепенно перетекли в игры В ГРУППЕ, и начались изменения в составе Глюков. Традиционно для подобного процесса. Поначалу перестал "тянуть" Гриф: его умения годились для андеграунда, а для "граунда" уже нет. Затем перестал удовлетворять растущим логично требованиям Лёпа-гитарист. В конце концов змеиная шкурка глюков, которая была впору Грифу, Лёпе, Марине, стала тесна Роме и Стасу. ГЛЮКОВ не стало, стали АКУТЕ.

Для услады естества.

Я не поклонник тезиса, что всё, что естественно, - небезобразно. Но естественность казимировской банды - можно сказать, притча во языцех. Что вновь-таки роднит их с битлами.
Каламбур: ГЛЮКИ были естественны до безобразия! Неестественно естественны. Дики. Свободны. О, словечко нашлось, - необузданны. Это тянуло к ним - всех, кто чувствует узду различными частями тела - как магнит. До сих пор тянет.

Про АКУТЕ язык не повернется сказать «необузданны». Эээ, вон она позвякивает… Это логично и естественно – для современной группы, когда здесь и сейчас, по меткому выражению Ольги Ступиной, - «смерть всему звериному». Нет в АКУТЕ «звериного», все ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Так что, АКУТЕ - несвободны? Свободны, вполне. В рамках. В пределах разумного.
А ГЛЮКИ были сами себе рамки и пределы. Двигали их по случайным и неслучайным прихотям туда-сюда.
ГЛЮКИ были ЖИВЫМИ. Как тот говаривал про Егора и Янку, Янка была самой жизнью, о которой пел Егор. Вот и ГЛЮКИ были той жизнью, о которой поют АКУТЕ:) Казимировская банда была настолько живой, что иных это даже пугало. Хотя притягивало все-таки сильнее.
АКУТЕ тоже не зомби, которых на рок-сцене уйма. Живые. И тем самым притягательные. Но жизнь эта вполне рассудочна. Как певал Летов, «это от ума, а значит от дурости». ГЛЮКИ же были НЕ ОТ ума, а БЕЗ ума:) Или мимо ума. Это делало их загадочными. АКУТЕ не загадочны, но ПОНЯТНЫ. Потому приятны, милы. Не неожиданны, а ОЖИДАЕМЫ.

От лукавого.

Вернемтесь к Рецензии №1?

Так что ж в АКУТЕ от ГЛЮКОВ?
Ну, например, хит №1 «Адзiноцтва»! Послушай, да, прямо сейчас, возьми и послушай! Чистые Глюки:) Помести эту песню в альбом «Iдыятызм». Входит? Еще как! Представь, что поёт не Стас, а Лёпа. А? Легко! Именно: Стас тут поет, как Лёпа! Только чуть меньше надрыва (и чуть не хватает, нет?). Хорошо поет, но «не владеет техникой скримо», сказал бы один квадратно-гнездовой исполнитель. И был бы прав.
В других песнях альбома «Дзевачкi i Космас» Стас поет НЕ ТАК! Это, кстати, для многих слушателей – огромный плюс АКУТЕ – именно ЧУТОК надрыва. Потому что пение с надрывом, на грани и в состоянии истерики (характерное для ГЛЮКОВ) в определенных кругах считается моветоном. «Немного кондово», сказала бы ТЗ.

Пожалуй, в альбоме ГЛЮКОВ также вполне уместна была бы «Свяцi». А другие? ДРУГИЕ песни альбома АКУТЕ в альбом Глюков не «входят». Даже с лубрикантом.
Разгадка легка. «Адзiноцтва» - своеобразный мостик от Глюков к Акуте. По крайней мере, для Ромы. То, что эта песня – главный хит Акуте, наводит на размышления.

Поразмыслив, можно кое-что сказать о векторе движения Акуте.
Вектор этот – В СТОРОНУ ОТ.
Можно найти подсказку, почему в разговоре об Акуте так сложно обойтись без Глюков.
Да, потому что, вольно или невольно, Акуте волочит за собой шлейф Глюков. И, вольно или невольно, пытается от этого шлейфа избавиться.
Можно поставить вопрос ребром. И даже не один.
- ХОРОШО ли это, что главный хит АКУТЕ так похож на ГЛЮКОВ?
- Стоит ли двигаться ОТ, если главный хит так похож на Глюков?
- Не говорит ли то, что главный хит АКУТЕ так похож на ГЛЮКОВ, о том, что слушателю НРАВЯТСЯ АКУТЕ, но ВЛЮБЛЕН он все-таки в ГЛЮКОВ?

Влюблять и влюбляться.

Лёпа был Герой. С большой буквы «гэ». Не столько, потому что воооооот такой герой, а потому что в нем как бы скрывалось… да, что там, из него раскрывалось много героев. По Летову: и «самый главный анархист», и «самый лютый судья», и «самый хитрый шпиён», и… ой, дело чуть до богохульства не дошло… Герой-любовник, кстати, тоже. Вот он меня понял: в смысле амплуа.
Стас тоже герой. Если хочешь, тоже с большой буквы. Но ЛИШЬ герой-любовник. В другом амплуа его трудно представить.
В одном метафизическом лёпе прячется несколько метафизических стасов:)
Это не оскорбление Стаса, отнюдь. Это констатация еще одной сравнительной характеристики ГЛЮКОВ и АКУТЕ. Та самая, где про ЧАСТЬ и ЦЕЛОЕ.

В ГЛЮКАХ было намешано много всякого. Была любовь. Причем, тут ярче именно беларуская мова: были и «любоу» и «каханне». К женщине. К родине… Была толика ненависти. Злость была. Ирония. Юмор. Сарказм. Были «песни о главном» и сиюминутном. Чепуха была. Шутовство… Широки были ГЛЮКИ. И в меру, для рока, глубоки. Ну, не то, что были, получались.

АКУТЕ – более цельные, очень цельные. Менее расплывчатые. АКУТЕ - это одиночество, неразделенная любовь, боязнь полюбить, холод и враждебность окружающего мира… Зазорчик между надеждой, которая все не может, боится родиться, и безнадегой, наползающей со всех сторон, как туман.
АКУТЕ, в сравнении с ГЛЮКАМИ, - не река, ручеек, не радуга, одна краска...

Прикалывались (я в том числе): ГЛЮКИ – эмо-группа. Пусть будет сказано: АКУТЕ – эмо-группа, без прикола.

Если сложить и перемножить все буковки, что были выписаны выше, получишь квинтэссенцию, которая, собственно, заменяет ВСЕ эти буковки.

ГЛЮКИ ЗАСТАВЛЯЛИ ТЕБЯ СЕБЯ ЛЮБИТЬ. В смысле - влюбляли. Их ТРУДНО БЫЛО НЕ ЛЮБИТЬ.

АКУТЕ ПОЗВОЛЯЮТ ТЕБЕ СЕБЯ ЛЮБИТЬ. В смысле – ты волен в них влюбиться. И влюбляются. Но их МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ. Это даже легко и приятно.

ПёС.

Татьяна Замировская:
- У могилевских экс-панков получается то, что по какой-то непонятной причине так и не вышло почти ни у одной белорусской группы.
(«Почти ни у одной»? Так все-таки вышло у кого-то?)

Причина понятна, Татьяна. Могилев был одним из самых загрязненных - отходами химического производства – городов СССР. Подавляющее большинство его жителей – мутанты.
Мало кто знает, что у Ромы на левой руке – шесть пальцев. А у Стаса… тссссс

Рисунки Kate Khursan

Читать предыдущие главы 666

666 альбомов белорусской судьбы. AKUTE "Дзевачкі і космас" (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, июнь 2011)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Эх, хотелось бы увидеть комментарии Ромки Жигарева. Статья шикарная, разложено все по полкам, но интересно, видят ли в этой статье истину сами музыканты Akute и ГЛЮКОВ.

Чем писать свою рецу, проще к этому труду добавить своего по капельке...

О концепции:

Очевидно (для меня), что к космосу альбом действительно не имеет отношения и вся концепция на скорую руку и не очень убедительно прилеплена к появившемуся названию... которое действительно 100%-но по стилистике - ГЛЮКОВСКОЕ. Дрогнул Рома (черег г-г), попутал его бес Happy)) Не верю я в советскую фантастику, коей вдохновлялись музыканты АКУТЕ. Самый старый в группе - барабанщик - мой ровесник. И когда я был в его возрасте, а он - маленьким, хорошо помню, что советская фантастика была уже не интересна, и никакой фантазии не будила. Да, был Беляев, которого было интересно читать. Был Ефремов (в семейной библиотеке), но он вдохновлял моего отца в 70-х. Продавался Азимов, как классик... но это тоже была скучнятина, поскольку уже в начале 90-х по ТВ шел "Терминатор" и "Хищник", а книжные рынки были буквально забиты фэнтази, фантастикой - любой, в огромных количествах. Вот она и вдохновляла на самом-то деле... и меня, и Романа, который младше, и Стаса, который - вообще...
Но вдохновляться "Терминатором" - это ведь не "тру". И поэтому появляется "советская фантастика", о которой большинство вообще ничего не знает, даже приблизительно, и поэтому миф прокатывает, и журналисты согласно кивают головами... (Тупые они, или что?)
Выбор "советской фантастики" в качестве концепции имеет и еще один смысл: весь пост-рок нонешний, ривайвл блядь, беларуский, лижет западные образчики - ностальгируют по 60-70-м, но... "британским". А вот АКУТЫ - свое что-то распахивают, обращаются к своему прошлому. Вполне логично. Но... не слишком убедительно. И развалится эта концепция может на 2-15, достаточно какому-нибудь проныре журналистскому задать несколько метких вопросов о советской фантастике... Happy Да и в песнях никакого космоса нет. Это очевидно для каждого, кто их слушал ушами, а не жопой.
а про советский космос - это вот так:
Не снится нам
Не рокот космодрома
Ни эта ледяная синева...
А снится нам...
ну и так далее...

для меня "Адзiноцтва" хит но далеко не самый главный и кстати альбомное звучание некоторых песен мне не так нравится как те версии которые были до его издания.

по поводу комментариев ромы...
тут ведь вот какая штука.
там, где есть глюкт - нет ромы. там, где есть рома - нет глюков. есть акуте. поэтому и подобной "проблематики" для ромы, полагаю, не существует. это о слушающих и для слушающих. а у ромы пишется то, что пишется и играется то, что играется. и, полагаю, оно для него - саоме важное и лучшее на данный момент...

Ну,в принцепе, наверное, пусть так оно и будет.

кстати ПАВОЛЬНА вполне вписалась бы в творчество Глюков