Рецензия: ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЕННОСТИ «Ребро» (И. Лунев)

Насколько мне известно, альбом «Ребро» могилёвская группа ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЁННОСТИ готовила долго и кропотливо. И вот он готов. Для группы и её приближённых, а может быть, и ещё для некоторого количества слушателей, его появление наверняка стало праздником. Мне искренне жаль — для меня не стало. Но к труду этих музыкантов всё же отношусь с уважением. Потому и намерен критиковать. И критиковать, прежде всего, музыкальное мышление музыкантов (тавтология преднамеренная).

Эх... «Что с тобой сделал русский рок, парень?» — поёт вокалист одной московской как-бы-панк-группы, к творчеству которой я не питаю особых симпатий. Но фраза актуальная.

Итак, приступим. Лидер группы ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЁННОСТИ — пишущая песни вокалистка Алёна Кавкова, песни эти часто исполняющая под собственный нехитрый гитарный аккомпанемент на всевозможных акустических концертах, квартирниках и т. д. Нормальная ситуация для нашей действительности. Но говорить я буду в основном не о творчестве Алёны, а об альбоме группы ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЁННОСТИ. Как говорится, почувствуйте разницу. Увы, те люди в группе, которые отвечают за аранжировки, похоже, переслушали «русского рока» и взяли из него всё самое худшее (вы будете смеяться, но есть в нём и кое-что хорошее, уверяю вас, любезные читатели). Так вот, переслушали они, значит, этого самого... И взялись за песни человека, который пишет интересные осмысленные тексты, может эмоционально их исполнять, но обладает минимальной самодостаточной музыкальностью (я говорю лишь о тех песнях Кавковой, которые слышал). Короче, песни, которые под акустическую гитару звучат более или менее хорошо (даже несмотря на отсутствие в них яркого мелодизма) из-за текстов и личного обаяния исполнительницы, в исполнении группы слушаются с большим трудом. Причина — чудовищная непроработанность аранжировок. Слушая некоторые песни в таком варианте, к этим самым текстам приходится мысленно прямо-таки прорываться. А вот мне хочется, невзирая на название группы, всё же вовлекаться в переживания Алёны хотя бы затем, чтобы понять, насколько они мне близки.

Опять же, если бы Кавкова сочиняла изначально хотя бы простенькие, но «цепляющие» (хоть и не нравится мне это выражение, но здесь употреблю) мелодии, было бы ещё ничего. Но она занимается грубой мелодекламацией. Опять-таки влияние не лучших образцов «русского рока» и жанра, который лучше обозначать как КСП. То есть человек песню не поёт, а скорее произносит. Он (человек) вообще не особо озабочен ритмической организацией произносимого им вслух поэтического текста (полагая, вероятно, достаточным то, что в самом тексте есть размер и рифмы). Алёна вроде бы очень душевно доносит до нас сочинённые ею стихи, но на фоне того, что выдаёт группа, это кажется иногда неудобоваримым бормотанием.

Так вот, о музыкальном мышлении. Слышно, что люди старались. И на вкладке к альбому напечатано, что музыка сочинена группой ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЁННОСТИ. Но беда в том, что вокальные линии Алёны (об их недостатках я уже сказал) музыканты практически не тронули, ограничившись лишь такими нюансами, как «тут больше инструментов, тут — меньше», и несложными, но порой действительно красивыми вставками в проигрышах (из чего следует, что могут же, но то ли не хотят, то ли не знают, как надо).

Иногда складывается впечатление, что Алёна записала свои песни под гитару, потом пришли музыканты, гитару выключили, и записали свою подкладку под голос. И получилось у них это так, что практически во всех быстрых композициях Алёна звучит отдельно, а группа — отдельно. Ну, это я утрирую, однако есть тенденция... Тут в чём штука: для того, чтобы песня зазвучала, не надо быть виртуозными музыкантами. Раз уж я упомянул «русский рок», то напомню хотя бы о КИНО или о ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ. Гитарная партия может быть не сложнее «В траве сидел кузнечик» (а то и проще), но если она уместна, то может изменить ваше восприятие песни и, главное, сделать выпуклым, лучше воспринимаемым текст. Работая над песней, можно предложить вокалистке спеть тот же текст на другую мелодию или разбить одну строку на два фрагмента (например), если это поможет прозвучать именно тексту. Музыканты же вместо этого увлекаются какими-то ритмическими сбивками, которые сыграть чётко у них не получается, а от того их рок-минимализм получается иногда рыхловатым.

Всё вышенаписанное относится к первой же песне альбома, которая называется «Очередная Ночь». Сыграть её помедленнее не пробовали хотя бы? И без этих нервных спотыканий? Следующая за ней «Где Ты Сейчас?» — та же история. Но — отличный проигрыш (барабаны + скрипка), с этаким скандинавским колоритом. А текст такой, что могла бы быть одной из лучших песен на альбоме...

А вот потом две песни подряд гораздо более явно демонстрируют потенциал группы. Медленная почти психоделическая «До Звезды» с «взрывающейся» гитарной партией — сразу чувствуется, в какой музыке бэнд ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЁННОСТИ может «поиграть мускулами». Правда, меня покоробило пропетое слово «тыща» — нельзя же, в самом деле, уподобляться Илье Лагутенко... Но это, может, я зря придираюсь. «Гудвин» начинается как этакое утяжелённое около-реггей, затем начинаются вариации темпа, причём не такие неуклюжие, как в некоторых других песнях альбома. Вокальная манера Алёны в этой песне выглядит наиболее уместной.

«Утро. Будильник». Чувствуется, что барабанщику хочется большего, чем просто фигачить «гаражный рок». Желание похвальное. Осталось только научиться его реализовывать. Хотя бы избегать путаных брейков. Хороша кода — сочетание басового слэпа и скрипки. И песня хорошая. Жаль, что тоже недоделана.

«Помнишь...». Короткая тема, единственная, в которой проблемы, о которых я говорил, проблемами не кажутся. Почему — не знаю. Не могу объяснить. Единственное, что вызывает некоторое нарекание — финальное гитарное соло, где гитарист явно хочет сыграть больше, чем умеет. Но, возможно, мне показалось. Единственный в альбоме текст, написанный не Алёной Кавковой. Кем — сами артисты не ведают. Вот так.

Не знаю, какую песню альбома считают главной сами музыканты. Может, и «Ребро» (раз по ней альбом назвали). В аранжировке есть запоминающаяся мелодическая линия вокала и отдельные удачные фрагменты: гитарные ходы, раскрашивающее общую атмосферу звучание перкуссии, а также какой-то почти этнический проигрыш (гитара + барабаны), но в цельную картину это всё складывается с трудом. Обидно особенно потому, что песня вроде как программная.

Далее три песни, про которые, увы, я мало что могу добавить, кроме того, что уже сказал про общие проблемы группы. «Телефонный Звонок» — этакая рок-баллада (тут поклонники на концертах с зажигалками стоят торжественно). Могла бы быть одной из лучших песен, если бы не музыкальная предсказуемость (иногда это очень мешает) и туповато звучащая кода, где барабанщик начинает якобы со значением лупить на первую долю. В «Напиши» дело немного поправляет приглашённый из дружественного коллектива СЕРДЦЕ ДУРАКА клавишник. Но вот певица здесь не удосужилась даже поинтонировать. «Утро Солнечное» — тоже одна из самых впечатляющих композиций, испорченная попыткой группы исполнять её приближённо к тому, как это делает одна Алёна под гитару.

Финальная «Гербарий» исполнена под скромный на общем фоне альбома аккомпанемент акустической гитары, скрипки и перкуссии. Потому сразу привлекает внимание.

Я написал всё вышеизложенное как человек, который ещё не забыл своего первого знакомства с альбомом «Ребро», но который уже решил, в какие песни на нём он хочет вслушиваться более внимательно, а в какие — нет. И вся критика именно оттого, что Алёна Кавкова — автор, как минимум, интересный. О её поэзии пусть, если пожелает, напишет кто-то другой. Я же ограничусь тем, что скажу: мне не близок разлитый по всему альбому декаданс, но близки попытки из него выбраться, тут и там встречающиеся в песнях.

И простите, если нагородил такого, что и без меня давно известно. Был повод повторить.

Рецензия: ОБАЯНИЕ НЕВОВЛЕЧЕННОСТИ «Ребро» (И. Лунев, июнь 2007)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям