Вокруг альбома «Образованные люди» группы ПЛАНЕТА ВСЕХ я бродил как экзорцист вокруг дома с привидениями, пока не признался самому себе, что откровенно боюсь его слушать. Одно дело, если некое рок-н-рольное божество живет где-то в Омске или Питере. И совсем другое, если где-то здесь, совсем рядышком. Послушаешь такой альбомчик, - и пропал… Придется, как волхву с дарами идти на поклон к новому мессии хер знает куда… в Вилейку. А у меня ведь семья, дети… Подозрения о том, что ПЛАНЕТА ВСЕХ – очень большое явление в вялой белорусской рок-музыке зародилось после случайного прослушивания их «Лепрозория». Я слушал до этого более ранние альбомы ПЛАНЕТЫ ВСЕХ не без любопытства и уважения, но так пробило навылет – впервые. Дрожащий голос Тараса Опарика легко распорол мой хитин снобизма и подобрался к самому сердцу: Увидеть звезды – и умереть К счастью, песня такой силы на альбоме «Образованные люди» оказалась в единственном экземпляре, и я быстро поймал равновесие. Тем не менее, этот альбом заслуживает самого серьезного разговора. Боже-Боже, в кои-то веки это никакой не пост-рок, а самый что ни на есть настоящий живой рок, который мы не так давно взращивали в пробирке могилевского ЦЕНТРА ЖИВОГО РОКА. Причем, даже симптомы схожи: могилевские команды всегда чуточку не дотягивали до божественного 80-го левела, и ПЛАНЕТА ВСЕХ… тоже не дотягивает. Тарас Опарик – поэт, причем не из этих белорусских рифмохуеплетов, творящих «литературный процесс». Он классический рок-н-рольный поэт, сонг-райтер как бы сказали сейчас, или «рок-бард» как сказали бы лет 20 назад, когда казалось, что барды Окуджаво-Визборовского разлива вымирают, а им на смену приходит Летовско-Шевчуковский разлив. Такие песни, органично рожденные вместе с гитарой, не живут на листе как самостоятельные стихи, и самое печальное, что и с музыкой дружат плохо. Когда они попадают на аранжировочку к музыкантам, то те, как правило, не оснащенные богатым инструментарием профессиональных возможностей, просто не знают что с таким материалом делать. Чаще, просто обыгрывают гитарные аккорды, пытаясь разнообразить звучание всякой херней вроде флейты или дуды (как в нашем случае). Получается скучный и изрядно устаревший хард-рок напополам с панком, неповоротливый, с большой текстовой нагрузкой… У нас подобное называется «русским роком». Именно в это клише попадает и группа ПЛАНЕТА ВСЕХ, увы. И это в свою очередь означает, что всякие убогие критики, вроде белорусских «экспертов» будут презрительно надувать губки, а всяко-рода музыкантики, которых развелось больше, чем слушателей, будут ныть, что «ПЛАНЕТА ВСЕХ – не Вагнеры, не Чайковские и даже не Битлы»… Это предопределено. Однако с этим не обязательно мириться, нужно всего лишь работать над материалом и подтягивать слушателя за счет хитов. Говна сейчас валом, а НАСТОЯЩЕГО мало, поэтому слушатель как грибник: если найдет 1 вкусную лисичку, то разроет вокруг весь мох, прежде чем пойти дальше. Я, к примеру, разрыл. Альбом «Образованные люди» - 14 песен и 55 минут (!) звучания – начинается с заглавной песни – исповеди мизантропа, грустящего «з нагоды» отупения общества и ренессанса глупости. В идущих следом «Молодежной» и «ГД» мизантроп уже не удовлетворяется ролью жертвы, подсаживается на Россинанта и пытается изобличать реальность: Рискну заметить, что социальная тематика ПЛАНЕТЕ ВСЕХ удается не слишком. Мало мелодики, угловато-грязные гитары, маршевые ритмы – все это лепится в итоге в скучноватую кашу… Да и самому Тарасу в роли палача реальности помогает удерживаться только его внешность, а внутри, похоже, скучает большущий романтик и лирик, мечтающий о большой и чистой… «Кровавый рок-н-ролл» и «Про ангела» все тем же бодрым маршем уносят уже в мазохистские экзистенции и самокопание. Причем, последняя вообще приводит к состоянию близкому к ступору и оцепенению, настолько текст страшен и прекрасен! Я с Бродским не спал и поэтические рефлексии «Питерской» лично мне не впились никуда. Проходят эхом и следующие темы «Ты все проспал», «Отсчет (18.20)». К середине альбома, вообще говоря, массив текста и музыкальная и мелодическая нехватка подсаживают восприятие настолько, что хочется включить перемотку. На «Реминисценциях» вообще начинаешь отвлекаться на тембр голоса и внезапно в строках песен мерещатся кучеряшки Никиты Емельянова – чур меня, чур! У кого не спрашивал – сходства не замечают, меня же оно преследует и откровенно мешает. Если бы не доставучая флейта, были бы типичные КАЛАЧИ. И вот, наконец, «Лепрозорий» - словно форточка разбивается, впуская в комнату ветер мелодии и долгожданную атмосферу светлой грусти. Как говорил Михалок, «Клип! Нужен клип!». "Лепрозорий" - замечательная вещь, для которой всегда будет место если не в вечности, то в чьем-то сердце. Я в своем местечко освободил. И снова из экзистенциальной грусти – в разоблачающий реализм. Не знаю, как и при каких обстоятельствах была написана песенка «Поражение», но звучит она как иллюстрация событий последней пары лет, как приговор русскому миру. Но опять: сильнейший текст, и беспомощное трепыхание аранжировки… Теряя последние силы, барахтаясь в собственном сне Мы любим свое поражение Заканчивается альбом на лирической ноте. Песня «Жизнь – как ощущение» дарит прекрасную формулировку: Ну и две заключительные точки: кавер на песню НЕЙРОДЮБЕЛЯ «Мне пиздец» и «Про электрика». Не плохо и не хорошо, но вовремя и к месту. Если вы осилили до конца этот сумбурный текст, то наверняка послушаете и альбом «Образованные люди», чтобы сверить свои ощущения. Ну а самой группе ПЛАНЕТА ВСЕХ я желаю продолжать держаться на выбранной стезе и темечком не костенеть. Вы белорусские Атланты! Держитесь, ребята! Скачать ПЛАНЕТА ВСЕХ, альбом Образованные люди Фото из сообщества группы ПЛАНЕТА ВСЕХ. Виталий Шум |
ПЛАНЕТА ВСЕХ - Образованные люди (2015)
Виталий Шум реЦЕНЗУРА 
Рассказать друзьям