Панки в городе! Концерт в Секторе.

(Май 2002. Электрический концерт в к/т “Родина”. Участники: “СЕРДЦЕ ДУРАКА”, “ГЛЮКИ”, “КАЛАЧИКОМ РЯДОМ”, “АВАНГАРДШКОЛА”)

Толпу возле кинотеатра «Родина» можно было наблюдать издалека — она впечатляла своими размерами и разношерстностью: тут и аккуратненькие девочки в стильных прикидах, радующие глаз, и традиционные альтернативщики в драной джинсе, и даже панки с ирокезами. Целых две штуки — парень и, извините за выражение, девушка. Я попытался взглянуть парню пониже ирокеза, туда, где у людей находится лицо, и вздрогнул. Старый, наверное, стал, впечатлительный...

Бальзамом на душу стало появление у кинотеатра молодой поэтессы Елены Вир, раздающей друзьям и знакомым ландыши. Я сначала отказываюсь, но искренность тёплого девичьего взгляда делает своё дело, и весь последующий вечер я хожу с ландышем в руке.

Ба! Знакомые всё рожи! Творческое Алкогольно-Рыболовное А?бъеденение (сокращенно — ТАРА) во главе с Клайдом, только что потратившим нескромную для простого учителя ботаники сумму в рыболовном магазине и теперь ожидающим, что его под белы рученьки нахаляву проведут на концерт. Ну-ну, ждите... Я же прямой дорожкой иду в кассу покупать билет за 1000 рублей. Отдаю купюрину кассирше и получаю взамен два билета. На мой недоуменный вопрос: «А почему два?» получаю резкий ответ: «Девятьсот семьдесят плюс тридцать равно тысяча!» Обалдеть! Действительно, равно!!! Изучаю билеты и обнаруживаю на них едва заметные надписи-печати, в которых удаётся разобрать 910 на одном билете и 90 — на другом. То есть, на самом деле 1000! Не обманули!!!

Подкупленный столь затейливым проявлением человеческой честности, продираюсь через очередь пытающихся правдами и неправдами просочиться в зал молодых людей и прохожу вовнутрь.
Темно. Сцена. Перекрёстные лучи флуоресцентно-фиолетового цвета, да периодически бросающее разноцветные отсветы в толпу дискотечное освещение. Спасибо Елене Вир, благодаря которой очень легко найти «своих» по «горящим» ландышам в руках и петличках.

Наконец, началось. На сцену, суров и решителен, выскакивает Шум. В ярком фиолетовом неоновом свете он смотрится особенно зловеще: в чёрных армейских ботинках и чёрной «униформе», сам весь какой-то чёрный, только белые полоски тельняшки и зубы верхней челюсти источают яркое мистическое сияние, так, что видно их даже из самых удалённых уголков зала. Бритая голова довершает портрет командира спецназа гоблинов. Традиционное начало-напоминание, зачем «мы здесь собрались» заканчивается «оптимистическим» заявлением: «Я очень удивлюсь, если всё пройдёт без эксцессов-мордобоев. Так что, ежели кто хочет „размяться“, пущай сразу идёт на улицу, иначе мы подвесим его за паховую область к ближайшей люстре!» Так незатейливо была внесена интрига в рядовой рок-концерт.

Первым выступать назначено Тимофею. И это правильно — после «АВАНГАРДШКОЛЫ» он будет смотреться на сцене несколько неуместно. Да и публика такая, перед которой я лично выступать бы не хотел. Они ведь пришли отдохнуть телом и духом, а тут их поэзией совращать собрались!.. Ну да ладно.

Тимофей громко интересуется: «Клайд есть в зале?» «Нету меня!» — с напускной сердитостью отзывается бывший Координатор, снизошедший до покупки билета в кассе. На лице Тимофея появляется сияющая улыбка, и он начинает пространно рассказывать о том, что прямо перед концертом выбрал для своего нового проекта название. И теперь «Тимофей + группа „ГЛЮКИ“ равно...» нет, не любовь, а именно — «СЕРДЦЕ ДУРАКА»... Достал всех, короче. «Ближе к делу!» — кричат из зала. Правильно кричат.

Ну, поехали! «СЕРДЦЕ ДУРАКА» — молодцы. Звук прёт — тока в путь! Однако текстов в воцарившейся какофонии совсем не слышно. Так что оценить творчество «лучшего текстовика современного моги-лёвского рока» вряд ли сможет кто-то, кто слышит его впервые. Тем не менее, публика мужественно терпит, а некоторые (те, кто слышал эти песни и знает текста) даже внимательно слушают. Тимофей же продолжает мужественно бросать в зал поэтические строки. Лицо его приобретает выражение мученика со старославянских икон... И при всём при этом он харизматичен донельзя. Хорошо удаются вокализы, типа: «Татари-тари-тари-татари...», жаль вокал всё больше превращается в художественное бульканье.

Девочки с разочарованными лицами парами покидают зал (подружки по па-а-рам в темноте разбрели-ися...). Понимаю: Тимофея в такой ипостаси могут слушать только лично заинтересованные и сочувствующие — ежели б зал был нормальный, да аппаратура человеческая, да звукач душевный за пультом, и чтобы руки у него из правильного места росли... А устраивать рок-концерт в таком месте, как данный рок-клуб можно только из соображений «На бесптичье и жопа — соловей!»
Но и Шума я тоже понимаю: где ещё так просто (без мороки с арендой зала, без трений с филармонией) можно дать поиграть стоящим, но совершенно неизвестным группам да продать под шумок десяток газет? Есть ли такое место в городе? Не-ту-ти! Я, во всяком случае, не знаю.
Между тем, Тимофей продолжает работать на сцене. Следующая песня — регги, и сразу стало интересно, даже вокал появился. Оно и понятно: специфика регги позволяет играть большому количеству ритмических инструментов, не сливаясь в общий гул. Мне, правда, показалось, что нечто, играемое на сцене, только отдалённо напоминает творчество таких мастеров русского регги, как Олди, Гера, но это неважно. К слову, анекдот вспомнился.
Пришли молодые рок-фанаты к патриарху рок-критики и спросили:
— Скажите, то, что играет группа «БИ-2», — это ска?
— Нет, это динама. Причём полная...

Между тем, хождения-брожения в зале входят в моду, пиво у стойки продаётся лихо и весело и тут же бежит по кругу. А Тимофей заряжает свой боевик «Новая жизнь» и в зале начинаются эпизодические прыжки. А когда на головы публики сваливается «Мигрень» и вовсе начинается полное рубилово. Возбудившийся Шум выскакивает подпевать, и разобрать слова становится совершенно невозможно, зато вокализное бульканье-пуканье становится двухголосным и душераздирающим. Толпа скандирует: «Браво!!!» Присоединяюсь — действительно, браво!
Пора резюмировать. Ну что? Круто, складно, интересно. Но работать надо. И много. И концерт готовить, и ОБЯЗАТЕЛЬНО с хорошим, качественным звуком, иначе получится «как всегда».
Тем временем на сцену опять выпрыгивает суперзвезда вечера — Шум и презентует справочник «Rock in Mogilev». Из зала кричат: «Говно!». — «Держите своё мнение при себе!» — колюче откликается Шум и этим ложит начало агрессивной перепалке с залом. В конечном итоге Шум посылает кого-то в жопу и приглашает на сцену «ГЛЮКОВ».

Мощно и слаженно вступают гитара-вокал, бас, барабаны и клавиши. Народное ликование сменяется всеобщим пого. Текстов опять не слышно, но что интересно: большая часть публики тексты знает. Энергетика валит через край на радость стаду голых потных тел, которые лихо выплясывают и умудряются при этом хором подпевать. Вокалист-гитарист так завёлся, что потерял медиатор, однако вскоре нашёл и вывалил песню про «наш новы сцяг». Для себя я-то давно решил, как должен выглядеть белорусский стяг. Это такое полотнище густо фиолетового цвета (в нашей стране всем всё фиолетово) с картофельным и дубовым листьями на нём. Первый символизирует общенациональное хобби, второй — всё остальное, начиная с мышления рядового белоруса и заканчивая указами Президента.

«Панки в городе?!» — вопрошает Главный Глюк, «Да-а!!!» — орут в ответ фанаты, и под восхитительный пассаж клавишницы, рубилово продолжается. Прямо, сайко билли какой-то. Да тут ещё под радостный визг поклонников и поклонниц (???) объявили главный «глюкохит» «Бацьку», а на сцену опять выскочил Шум, принявшись там плясать и мешать вокалисту петь. На последней песне ко всеобщему празднику подключился Тимофей со своей губной гармошкой. Он чуть не порвался, надувая щёки в потугах издать хоть какой-то звук из своего инструмента, но не судьба — ни он, ни кто-нибудь ещё ничего так и не услышали. Всё тонуло в шуме, гаме, грохоте.
После такого праздника тела и духа нужно было перекурить, и Шум мудро объявил антракт. Из динамиков потекла медленная танцевальная музыка, кавалеры пригласили дам и слились с ними в обнимательно-вращательных телодвижениях, иногда сопровождавшихся нескромными поцелуями. А на сцене, глядя на всё это, уже стояли следующие участники действа — группа «КАЛАЧИКОМ РЯДОМ» и ждали, ждали, ждали...

Дождались. Антракт закончился, но даже после этого Шум не дал спокойно начать «КАЛАЧАМ», а объявил, что, поскольку в афише был обещан конкурс-розыгрыш (скорее розыгрыш, чем конкурс), он хочет подарить газету парню с самой интересной причёской, и позвал на сцену детину с высоким «ирокезом». Поставив восторженно скалившегося обладателя суперприза рядом с собой, Шум хотел было сказать что-то длинное и умное, но его голос утоп в гаме ликующей толпы. В общем, больше «ирокезов» хороших и разных! Ёксель! Так скоро доживём до смотра-конкурса панковских причёсок и прикидов. Шум, тебе это надо?!!!

Теперь о «КАЛАЧИКАХ». Вокалист у микрофона сразу ассоциируется с Ревякиным в молодости (хотя, по большому счету — не похож), а название «КАЛАЧИКОМ РЯДОМ» тем более вызывает в памяти «КАЛИНОВ МОСТ». Довершает картину некоторая «народность» звучания, которую Шум почему-то называет «экзотикой». Кстати, тот же Шум сослужил группе плохую службу, заявив, что он, дескать, видал, как «девушки от песен этой группы рыдали». Угу. Я тоже чуть не зарыдал, когда услышал, что гитара ни хрена не строит с баяном, а вокалиста слышно только тогда, когда он орёт вместо того, чтобы петь... Тем не менее, зрители полукругом встали у сцены и внимали: ясное дело, группа не танцевальная, а очень даже задушевная. Гармошке, которая баян, — браво! Во-первых, потому что была, во-вторых, потому что приятнее всех звучала. Соло-гитарист тоже был не плох, только зачем-то мешал вокалисту петь. К клавишам претензий никаких — на месте и к месту.

На самом деле, у группы огромный потенциал. ЕСЛИ состав подберётся более-менее постоянный и будет много репетировать, ЕСЛИ песни будут писаться уровнем не ниже «Идей», ЕСЛИ налёт самовлюблённости на лице лидера группы Никиты сменится хотя бы приветливостью, ЕСЛИ группа будет много концертировать и ещё много-много ЕСЛИ, то из группы получится что-то большее, чем очередной проект-однодневка, коих в Могилёве было тысячи.

Но вот снова на сцене Шум, на этот раз кающийся, что афишу верстали наспех, а потому она неудачная. Категорически не согласен! Афиша — блеск. В принципе, достаточно было написать большими буквами: «АВАНГАРДШКОЛА» и внизу приписать маленькими: «22 мая в 19:00 в к/т „Родина“» и полный зал был бы обеспечен. Так, когда-то Иван Иваныч Полонейчик (культовая личность, организатор концертов лучших рок-групп Союза в 80-90-00 годах) говаривал, что в конце 80-х он двумя листками из школьной тетрадки с надписью «ЗООПАРК» легко собирал стадион в Минске...

Наконец на сцене «АВАНГАРДШКОЛА». Лидер группы Фан начинает а капелло запевать «Под копытом врага». Вокал пробирает до костей. Даже микрофон на время забыл, что он — говно. «Профессионалы», — подумал я и сглазил: когда вступили (великолепно!) все инструменты, вокал Фана утонул. Фан, конечно, начал петь громче, и перекричал бы всех, но микрофон стал просто вырубаться напрочь, и пение Фана стало напоминать известный детский стишок (Фан, ты ведь любишь детские стишки — лови!): «Открывает щука рот, а не слышно, что поёт!» Впрочем, надо было просто слушать не туда — фанаты прекрасно пели хором, да так, что я только диву давался: откуда они знают наизусть тексты песен «АВАНГАРДШКОЛЫ», даже самых новых?! Особенно в этом отличался Первый Фанат «АШ» — Иван, которого Фан водрузил на сцену рядом с собой. Иван оправдал оказанное доверие на все сто: не только пел громче, чем сам Фан в микрофон, но ещё и умудрялся «дирижировать» толпой счастливых бесившихся фанатов. В эпицентре всеобщей пляски мною были замечены разгорячённые тела Тимы, Адвентиста, Алёны и других культовых персонажей тихоомутской тусовки. Из-за колонн возник сам Клайд со счастливой улыбкой, а через мгновенье — растворился в воздухе, как призрак отца Гамлета. Наш Дядька Клайд давно превратился в этакого Батьку Клавдия — мистического и призрачного.

Дальше — медляк «Сумота»: «Нешта дрэнна мне зусим, недзе ?се ды я адзин...» Эй, уроды из «незалежной апазицыи»! Слушайте, как легко и без буржуйских грантов, один парень из Слуцка делает для белорусского языка, для нашей культуры, больше, чем ваши неутомимые «змагары», со всеми их офисами, мероприятиями, митингами, листовками. Весь зал (!) дружно поёт на мове продка?, может ли что-то быть ещё более впечатляющим? Может! ВИШНЯ!!! Даже не мега- а гигахит всех времён и народов! Началось такое, что некоторые фанаты в зале просто обоссались. Разве нет? А что это за лужи были на полу? Пиво??? Ну, может, и пиво. Не рассмотрел. Темно было.
Вот он, апофеоз! Фан оставляет гитару и спускается со сцены к фанатам, обнимается и отплясывает вместе с ними. Фанаты и Фан, вместе! Образуется куча-мала, вокруг которой кольцо стройных симпатичных девчонок — это просто ФАНтастика!!! И над этой горой тел и леса рук внезапно появляется видеокамера, летающая во всех мыслимых и немыслимых позах над сценой, чтобы запечатлеть момент массового оргазма для потомков.

Ну что тут сказать? То, что на Могилёвщине «АВАНГАРДШКОЛА» — группа № 1? Так это не новость. Им бы ещё чуть-чуть усилий, чтоб электрический альбом достойно выпустить, а потом тур в его поддержку по городам и весям, да на радио, да пару клипов на телевидение. А дальше можно и на «Максидромах-Нашествиях» себя опробовать. Почему бы и нет, если группа действительно дозрела?!!!

Уходя с концерта, я обратил внимание на собравшуюся возле зала толпу людей в камуфляжной форме цвета «мокрый снег». Наверное, музыку услышали и подошли поближе. Послушать. Опоздали: благодарная публика потянулась восвояси. Поблагодарив Шума за прекрасное «клубное мероприятие», поспешил домой писать эту статью и ваш покорный слуга.

Панки в городе! Концерт в Секторе. (Анджей ПОЛЯНСКИЙ, журнал Под Шумок №456, июль 2002)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям