Эта антирецензия написана специально для МОРОКа, адресована его более или менее постоянным читателям, этим и объясняются её язык, упомянутые в ней персонажи, намёки и параллели. Текст поделён на части, их можно читать независимо друг от друга, фрагментарно, слева направо сверху вниз наискосок либо по порядку, неспешно и вдумчиво, как и рекомендовано слушать альбом Оксимирона «Горгород». Часть 1. Цитаты
Виталий Шум: «Я бы не рисковал называть настоящими все добротные песни, появляющиеся в природе. Для меня "настоящим" было не услужливо предлагаемое целевой аудитории ее же отражение в зеркале, а нечто возмущающее и меняющее личность слушателя». Патлатый Зомби: «От Тимофея всегда хочется ждать, что он вывернет наизнанку, что захочется разрыдаться, расхохотаться, пойти строить баррикады, уйти в монастырь, наконец. Но нет, он песенки поёт, словечками поигрывает. Зрителям приятненько. А некоторые, не указывая пальцем, всё ждут не дождутся героя-мессию, который придёт и принесёт просветление со спасением заодно. Виноват ли Тимофей, если таковым не окажется? Что ежели разочарует?» Тимофей Яровиков: «Я ни у кого ничего не брал, поэтому я никому ничего не должен!» Саша Мельников (Melyazm): «Нет, конечно Тиме не стоит рваться в тренды. Рэп читать. Или даже слушать. Хотя ради ознакомления можно. Когда в твоём «левом ухе орёт Ермен» – это конечно хорошо, но до поры. Иногда стоит знакомиться с чем-то ещё, что творится в сегодняшнем дне. Тот же Оксимирон с его «Горгородом» – как по мне лучший релиз прошлого года. Альбом, который сплотил в себе офигенный концепт с очень крутой его реализацией. Когда всё настолько блистательно задумано, и по итогу получилось ещё круче! Его обязательно нужно послушать, и именно так как советует автор – по порядку (от себя добавлю, что лучше за один присест).» Часть 2. Без спойлеров
Спасибо, Меля! Именно после этих твоих строк я открыл для себя «ГОРГОРОД». Чтобы не закрывать уже несколько недель подряд. Ещё раз почти процитирую Шума: "если ты восторженно слушаешь какую-то песню, а потом выясняешь, что её слушают все, это, как если бы ты нашёл кусок золота, а потом увидел, что у всех есть такой же, и для тебя этот кусок золота обесценился". У меня с «ГОРГОРОДом» ситуация сложилась ещё круче: я сначала увидел, что «у всех» уже есть кусок золота, решил приобрести себе такой же, и только потом понял, насколько он для меня ценен. Итак, Oxxxymiron, «ГОРГОРОД». Не совсем понимаю, для кого я это пишу. Большинство тех, кто это читает, наверняка уже либо пыталось слушать альбом, либо давно на нём «сидит». Но ВДРУГ пока ещё не…, тогда, действительно, СЛУШАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Иначе можно пропустить нечто важное. И когда на небе будет только и разговоров, что о «ГОРГОРОДе», можно оказаться неподготовленным, то есть без своего сформированного мнения. На этом месте лучше всего было бы антирецензию и закончить, потому как в онлайне и оффлайне рецензий на «ГОРГОРОД» – валом. Но я всё же кой-чего напишу именно и специально для вас, други мои заМОРОКченные. Часть 3. Рефлексия
Когда-то я осознал для себя следующую формулу силы воздействия песен на мир в целом и на каждого человека в отдельности. Уровень-раз – фраза. Концентрированная мысль. Она может быть умной, резкой, неожиданной, но, даже если верна и выстрадана, не вызывает сильных эмоций. «Врать нехорошо. Каждый твой день должен проходить так, чтобы мир стал лучше. Людей убивать нельзя.» В лучшем случае слушатель кивнёт. Вряд ли он разрыдается и изменит свою жизнь на благо служения человечеству. Уровень-два – проза. Бывает очень сильной. Такой сильной, что ломает сознание, либо, наоборот, становится базой мировоззрения. Недостаток – как правило, требует огромных объёмов для раскладывания мозгов необходимым порядком, соответственно – огромного времени на восприятие. Уровень-три – стихи. Даже банальные мысли в стихах – «играют»! Несвежие мысли, выраженные раз за разом в разнообразных стихах, продолжают работать раз за разом, по-разному, но зачастую верно бьют в цель. Эффект бывает (по меркам вечности) мгновенный, аудитория – миллионы. Уровень-четыре – песня. Короткое произведение, которое работает так же, как стихи, только мощнее, потому что музыка позволяет создать настроение и выстелить мыслям прямые дорожки в мозгу слушателя. Если, конечно, это удачно подобранная музыка, если она работает в резонанс (а не в диссонанс) с текстом, если она поддерживается соответствующим исполнением, если выпущена, наконец, с достаточным качеством. В тусовке МОРОКа почти всегда говорили именно о «рок-музыке», однако не обходили стороной и разнообразную «акустику», и Растеряева с гармошкой, и прочие всякие кабаре – всё, что могло давать пищу нашим умам. Иногда речь заходила о том, что так или иначе мы придём к рэпу, потому что отношение содержание/оформление именно в рэпе максимально. Окси в «ГОРГОРОДе» работает именно так: никаких «соляков» и прочей музыки ради музыки. Относительно короткое вступление задаёт настроение, его поддерживают разнообразные бэки (инструментальные, вокальные и шумовые), всё это раскачивает ритм, который держат как ударные, так и зацикленные мелодичные инструменты. И, конечно, голос. Вокал (точнее, речитатив, разыгрывающий для нас театр одного актёра) прекрасен, как и голос девушки в автоответчике. В результате разогнанная в резонансную пульсацию мысль вонзается в мозг и позволяет мощно «зайти» очень «плотному» тексту. Как можно воспринимать на слух песни с такой плотностью смысла? На помощь приходит возможность слушать записанную музыку – одно из величайших изобретений человечества! Первое прослушивание вводит в курс сюжета, второе и последующие раскрывают пласт за пластом придуманный и описываемый автором мир, вызывают всё новые мысли и ассоциации у слушателя, углубляют чувства. А как же быть с концертным выступлением? Окси выбрал неожиданный ход: альбом был полностью выложен в ВК за день до презентации, и поклонники пришли на концерт, зная тексты практически наизусть. Удивительно, что на следующий день альбом выкладывается в iTunes, где продаётся за деньги весьма успешно и даже становится лидером продаж! При том, что его можно скачать бесплатно и при том, что покупка в iTunes не даёт в руки «пластинку в обложке», которую можно с автографом автора или без него засунуть в шкаф на память (пользы в «дисках» сейчас практически нет никакой, их очень мало кто слушает, слушают почти всегда оцифрованные треки). Так что же за мысли так успешно пытается донести до слушателя автор «ГОРГОРОДа»? Если вы уже читали "Мы" Замятина, "1984" Оруэлла, "Гадкие лебеди" и "Град обречённый" Стругацких, то Окси мало что расскажет вам нового. Но он расскажет по-новому! Потому что «ГОРГОРОД» – это рэп-опера (или радио спектакль, или рэп-новела) о некоем городе-государстве, в котором разворачиваются события в жанре антиутопии. Все треки (какие-то из них – арии персонажей, другие – «вставные» произведения) объединены в единое повествование сообщениями автоответчика. Рассуждения ведутся в совершенно типичном для таких произведений ключе: о требовательности фанатов к автору, о нежелании автора быть мессией, о роковой внезапно вспыхнувшей любви, о народе-стаде и диктаторе-отце, о сломанном детстве. Наверное, каждое поколение должно пересказать эту историю своим языком. И язык Олди предельно современен и понятен здесь и сейчас. С другой стороны, безумное количество недомолвок оставляет слушателю бесконечный простор для понимания произведения так, как слушателю самому хочется. «ГОРГОРОД» – это совершенно выдуманный мир, город-государство на горе, из которой добывают некоторый ценный ресурс и продажей его за рубеж вполне себе роскошно живут, а втихаря некая наркоимперия очевидно то ли с согласия, то ли под руководством местного абсолютного правителя – «мэра» – втюхивает народу некий местный наркотик «гор». «ГОРГОРОД» – это совершенно не выдуманный мир, в котором жандармы «винтят» подростков, а люди втихаря на кухнях жалуются на жизнь; в котором мэр считает себя благодетелем для народа, а беспощадную к недовольным абсолютную власть – благом; в котором оппозиция строит конспирологические теории и мечтает низвергнуть деспота. Невыдуманность мира подчёркивает и огромное количество «гиперссылок», которые у многих на слуху (а другие, пойдя по ссылкам, много интересного узнают): квиддич, Сунь Цзы и Лао-Цзы, пирамида Маслоу, Ultima Thule, «просыпается мафия»… Наконец, обязательно возникающий у слушателя вопрос: «Что это за выстрел прервал рассуждения (жизнь?) главного героя?» очевидно перекликается с известными вопросами: «Кто убил Влада Листьева? Кто заказал Бориса Немцова?..» Дальнейшая судьба «ГОРГОРОДа» выглядит вполне благоприятно. Сначала – концерты. Наверняка, аншлаговые. Потом, возможно, продолжение и/или расширение, потому как после нескольких прослушиваний материала кажется, что его уже не хватает, хочется больше, подробнее, шире, глубже. А если добавить визуальный слой, то можно получить в моей беспонтовой классификации могучий Уровень-пять: видеоклипы, театральные постановки, музыкальные фильмы. И если сейчас «ГОРГОРОД» сравнивают со многими произведениями, вышедшими до него, то в скором времени всё, что ни попадя, начнут сравнивать уже с «ГОРГОРОДом». Ну или мне так кажется… Часть 4. Цитаты (как услышал, так и цитирую, если что - извините)
«Я с 13 лет знал – ты мой старший брат, хоть и мне «Я не был рожден для великих дел. «Это сказка для взрослых. «Всё переплетено, в руке сертификат, «Ты ещё мал и не подозреваешь, «Нелепые лохи недовольны всегда и всем. «Рассветёт. Полыхнёт колесо в небесах. «Допустим, враги утверждают, что якобы многих боюсь. «Эй! Я видел цирк ваш с виселицы. «Где нас нет, горит невиданный рассвет.
Анджей Полянский |
OXXXYMIRON - Горгород (2015)
Анджей Полянский реЦЕНЗУРА 
Рассказать друзьям