Концерт "Плато" и "ОСИ" в Минске

Кажется, кто-то говорил, что в Могилёве нет хороших групп? Если увидите этого человека, обязательно плюньте ему в лицо. Хорошие группы у нас есть, и ими можно гордится!

Здание детского и юношеского творчества, обозначенного на афише как ул. Кирова 12, на самом деле, по совершенно непонятной причине, оказалось в доме номер 14, дома с номером 12 на улице Кирова мне вообще запеленговать не удалось. Впрочем, я не собирался растрачиваться удивлениями по столь мелочному поводу, Что-то говорило, что время для удивления ещё не пришло, будущее показало, что интуиция меня не подвела… Внутри здания было довольно уютно: белые колонны, шторки, картины на стенах, импортный телевизор, девочки с бантиками снуют туда-сюда, вежливая тётя-вахтёр. Сплошная гармония и красота! И вот в этот уголок чистоты и уюта через полтора часа сюда должны нагрянуть толпы волосатиков, чтобы вдоволь оторваться на бесплатном концерте группы «Плато» и «Оси». Я поднялся на третий этаж, постоял несколько минут на балконе, а потом двинулся в сторону двустворчатых дверей зала, за которой слышались подозрительные звуки, отдалённо напоминающие музыку.

Я прошёл по рядам и облюбовал себе местечко в середине зала, дабы оттуда спокойно наблюдать за всем происходящим. «Округ» в это время, как раз настраивал инструменты, готовясь к концерту. Группа Плато на сцене отсутствовала, предоставляя могилевчанам время для того, чтобы привыкнуть к окружающей обстановке. Это было, пожалуй, жизненно необходимо, так как многие ребята всерьёз нервничали. И если мужская половина группы легко скрывала волнение чуть наигранной весёлостью и невозмутимостью, то Ольга Нестерова (цимбалы), просто не находила себе места. Впрочем, рядом вертелась сама госпожа Полина, (как известно, легендарная личность в музыкальных кругах Могилёва), она то и взяла на себя функции «успокоительного» для Ольги.

Минут за сорок до начала концерта, в зале появился коротко постриженный, рыжий парень со стильной бородкой и не менее стильными ушами Он ураганом пронёсся по залу, согнал «Округ» со сцены, и принялся колупаться (бр-р-р! Не литературное слово!) в проводке, налаживать освещение и громким голосом командовать. Всем сразу стало понятно, что это — Матвей. Пока Матвей командовал, двери в зал опять приоткрылись, и в проёме возникла здоровая, бородатая, волосатая мор…-э-э, лицо. Это лицо осмотрело всех, сфокусировалось на Матвее и ворвалось в зал. У лица, как выяснилось, присутствовали также и руки и ноги, и даже всё остальное, причём довольно-таки крупногабаритных размеров. С радостным похрюкиванием, лицо протопало по залу и увлекло Матвея за кулисы, откуда оба появились буквально через минуту. Матвей растерянно ощупывал пустые карманы штанов, а довольное лицо расфокусировалось и, всё так же стремительно, выбежало из зала. Когда оно появилось вновь, я уже понял, что всё идёт путём. За спиной у лица болтались три увесистых сумки, в которых что-то подозрительно звенело. Оставалось догадываться, когда музыканты начнут отмечать сегодняшний концерт: до выступления или после. Очень было интересно,.. В 19.00 в зал хлынули первые зрители. Публика была довольно таки разношерстная: шествовали как интеллигентного вида молодые люди, так и явные блэкеры (!) в майках «Cannibal Corpse», «Satyricon», были парни «а-ля панки», господа гранжеры и рокеры. Короче, как мне показалось в первые минуты, в зал щемились все кому не лень, многие просто от нечего делать, концерт ведь бесплатный! Мимо прошёл Паша, гитарист «ОСИ», перекрестил меня, сказал: — «Ну! С Богом!» и исчез за кулисами. Наконец, зал был заполнен полностью, все с нетерпением заёрзали в креслах, ожидая начала действия. А оно не заставило себя ждать.

На сцене появился Матвей Сабуров, и едва он заговорил, как шум зала в считанные секунды захлебнулся в молчании. Матвей коротко поприветствовал публику, сказал несколько вступительных слов и представил гостей сегодняшнего вечера — «Округ свободно искусства». В тот же миг на сцену, толкаясь, вывалила толпа музыкантов «Округа» с вытянутыми лицами и округлившимися глазами. Все передвижения осуществлялись в гробовой тишине, слышен был лишь стук стульев и жидкие хлопки из зала.

Признаться, скованность, опущенные глаза и удивительно точные, сто раз выверенные движения музыкантов ОСИ, подтвердили мои худшие опасения. Группа вышла на сцену, не сумев подавить волнения, и зал это почувствовал. Теперь всё зависело от того, сумеют ли ОСИ удержать внимание зала. Лично я, анализируя поведение ребят, в этом очень сильно сомневался. Инструменты тем временем легли в руки и ОСИ сразу выдали удивительно спокойную и мелодичную инструментальную композицию под названием «Пробуждение». Зал внимательно слушал, а ОСИ деловито и самозабвенно продолжали играть. Наконец, последние звуки песни закончились и тут же, у лидера могилевчан, Андрея Половчени, прорезался голос. Андрей несколькими удачными репликами сумел расположить к себе зал, и напряжение ощутимо упало. Ну а следующая песня «Светел был взор» смела последние барьеры между группой и залом. Мощная композиция, с отличным текстом, исполняемая в два голоса, чем-то напомнила мне баллады Алисы начала 90-х. ОСИ с каждой минутой всё больше осваивались и играли всё смелее, ярче и напористее. Андрей вкладывал в каждое слово кусочек души и сила, излучаемая солистом ОСИ, просто завораживала, без лишних преувеличений. Я, забыв про своё скептическое отношение к группе, сидел раскрыв рот, в левой части груди разрасталось пламя благодарности и гордости за земляков. Зал тоже не остался в стороне и постепенно стал откликаться на происходящее. А по окончанию песни настоящий гром оваций сотряс помещение Театра юношеского творчества. Такого приёма, ОСИ никак не ожидали, это было видно по их чуть растерянным, но счастливым лицам.

Дальнейшее выступление ОСИ иначе как триумфальным, назвать нельзя. Последовала очень спокойная, заунывная песня «Ра», навеянная думами о реке Волге (во как!); следом, на одном дыхании, прозвучала «Не буди», этакий утяжелённый фолк, с более чем запоминающейся партией бас-гитары, а потом одна из самых красивых, на мой взгляд, песен — «Колыбельная». Андрей авторитетно заявил, что это не просто «Колыбельная», а «Колыбельная для детей пожилого возраста» (во как! № 2), никто не посмел сомневаться. На одном дыхании были исполнены песни «на Купальской» и композиция «Тёплая слеза», на стихи А.Ахматовой. Каждая песня вызывала новый шквал «эмоций и тепла. Публика аплодировала не только в перерывах между песнями, но и в самый разгар оных. Лишь только в музыке появлялся ощутимый ритм, как две сотни пар рук начинали лупить в ладоши, поддерживая его. Даже в акустике (может, я немного ловко выразился?), группа играла почти с электрическим драйвом.

Пик выступления пришёлся на инструментальную композицию под кодовым названием «Хэй»! Андрей взял в руки то ли мандолину, то ли балалайку (к сожалению, я по причине своей музыкальной безграмотности, определить не сумел), впервые за весь концерт сел на стул и… Это было что-то с чем-то! Представьте себе агрессивное звучание двух гитар, вклинивающейся между ними мандолино-балалайки и гром ударных, разбавленных цимбалами, флейтой и баяном, всё это исполняется более чем энергично, потом, музыка на секунду прерывается, все дружно орут «Хэй!» и обрушивают новую волну звуков на прибалдевший к этому времени зал. А в конце песни к сцене выскочила девушка с розой (такое на концертах подобного уровня я вижу впервые!) в руках, которую она и подарила Андрею, под бурю всеобщего восторга и ликования. Я к этому времени уже искренне был убеждён, что группе Плато после могилевчан, на сцене делать нечего. Трудно было придумать что-либо гармоничнее, лучше и чище, чем выступление «Округа». О, как я был наивен, но об этом потом! Округ же исполнил под занавес лихую белорусскоязычную песню «Камень» (на мой взгляд, самый неказистый и примитивный текст, но Андрей исполнял её так, что никому и в голову не пришло, что «песня под занавес» выбрана не самая удачная (это сугубо моё мнение). И всё же, всё было просто великолепно! Viva, Могилёв, viva!

После небольшого перерыва, во время которого я был атакован двумя милыми минчанками, подсмотревшими, что я на протяжении концерта делал пометки в блокноте. Выяснив, что я гость столицы, девушки заявили что «Округ свободного искусства» им очень нравится. Я признался, что мне тоже, обменялся с ними адресами, пообещав выслать вот этот самый журнал, наврал что-то о могилёвских группах и… в это время группа Плато вышла на сцену.

«Плато» я видел впервые, потому говорить о группе, и выступлении, очень тяжело, знакомиться с их творчеством приходилось на месте. Так что такое группа Плато? Это скрипка, виолончель, контрабас, гитара, флейта, различные бонги, клавиши и…конечно Матвей! Признаться, я с затаённым злорадством наблюдал за тем, как Плато выходит на сцену. Очень хотелось посмотреть, как Матвей урезонит разрезвившуюся под музыку «Округа» публику. В глубине души я был даже уверен, что у Плато ничегошеньки не выйдет, но… Первая песня Плато откровенно говоря «не покатила», и я, и зал, хлопали только из уважения, но после второй песни… Попади мне в руки аудиозапись «Плато», я бы, быстрее всего, не стеснялся в критических высказываниях, но видя их выступление визуально, я был просто сражён уровнем группы. Заявляю с полной ответственностью: уж если идти на какой-нибудь концерт, так идти на Плато. И речь не идёт о стандартных критериях, по которым оценивают музыкальные достоинства группы, нет, всё гораздо глубже! Выступление Плато — это вихрь эмоций, искренности и добра, это театр, где каждый, включая зрителей, подневольно становится действующим лицом, это яркая, нестандартная, дышащая загадочной древностью музыка, это виртуальный мир с реальными переживаниями, это то, о чём тяжело говорить словами, это нужно увидеть, услышать, пережить! Матвей Сабуров шаманил на сцене, с гитарой в руках, улыбкой на устах. Нельзя сказать, что Матвей замысловато двигался, чересчур сильно кривлялся, или колошматил гитарой об пол, чтобы привлечь внимание публики, но факт — оторвать глаза от лидера Плато было просто невозможно. Один парень, присутствовавший на этом концерте, позже назвал его диктатором, человеком которому привыкли беспрекословно подчиняться в группе, который не даёт другим реализовать свой потенциал, частично с этим согласится можно. Но ведь это, как мне кажется, совсем не плохо! В группе должен быть один явный лидер, тем более, что такой лидер как Матвей Сабуров — только на благо. Судя по всему, отношения между ним и группой просто великолепные. Это не просто музыкальный коллектив, это семья, одержимые одной идеей люди, для которых не характерны скандалы и ссоры, как это было у Наутилуса, или откровенный и безоговорочный диктат, как это наблюдается в Алисе с Кинчевым. Матвей ничем не старается выделить себя, складывается такое ощущение, что группа сама выдвигает его вперёд, а он, принимает это как необходимость и действует! Я просто умилялся картине, когда Матвей, чуть раскачиваясь, буквально дирижирует звучанием группы, как легко откликаются на его зов широко раскрытые глаза виолончелистки, как смешно морща носик задиристо вступает в игру скрипачка, а следом спешат бонги и контрабас. Хоровод чувств, красок и добрых эмоций… Реакция зала была просто сумасшедшей — от рёва дрожал потолок, а я чуть не оглох, но ревел вместе со всеми!

Ну а потом был повод и аплодисменты достигли нового апогея, зал и «Плато» дружно поздравляя ударника группы, Василия Мелеха. Устроенная феерия начисто лишила Мелеха мужества, он чуть не расплакался от счастья и остаток концерта и особенно концовку стучал так, что мой желудок временами едва не выпрыгивал к горлу. — Я хочу, чтобы этот зал понимал как можно больше и как можно лучше! — заявил Матвей между песнями. Я не знаю насколько хорошо понимал зал то, что происходит, не знаю, понимал ли я сам, но такого сильного впечатления, как группа Плато, на меня не оказывал никто, я был просто зачарован, влюблён во всё и вся в этот вечер. Это было действительно здорово, во всех отношениях!

Кульминацией концерта был выход на сцену госпожи Анастасии Сабуровой. Жёнушка Матвея продемонстрировала такой зашибительный вокал, что из зала вновь прибежали дарить цветы. И были песни, был восторг и счастливые лица!

Выйдя из зала под тёмное минское небо, я обернулся на окна Театра, где группы начинали отмечать успешный концерт, не зря же тот бородатый тип в магазин бегал! Спасибо Округ свободного искусства, теперь я ваш горячий поклонник; спасибо Плато, обязательно приеду на ваши концерты ещё!

Виталий Шум, журнал MOGILEV-ROCK, сентябрь 1999. Web-версия подготовлена Катей Котичь.

Концерт "Плато" и "ОСИ" в Минске (Виталий Шум, ж-л MOGILEV-ROCK, сентябрь 1999)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям