12 июля 2002. Театр кукол. Концерт-презентация сборки «Могилев-рок 2002».
Участники: «OSIMIRA», «Калачиком рядом», «Сердце дурака», «Обаяние невовлеченности», «Мест нет», «Глюки».
В могилевском театре имени кукол прошел второй из запланированной серии концертов-презентаций, организованных вестником рока «Под Шум?ОК». На самом деле никакие это были не презентации, строго говоря: презентов-подарков практически не было. Но добыть — в первом случае новый альбом группы «АвангардШкола» «Между прочим», во втором — могилевский, урезанный в два раза вариант сборки «Могилрок-2002» — было можно. Впрочем, презентация уже давным-давно стала формой (содержанием?) халявного банкета. А на банкетах принято не только, «чтоб вином наполнялся бокал», но и «чтобы песни звучали». На песнях и остановимся.
Какая грусть
Группа «Калачиком Рядом», не так давно очаровавшая меня запахом-привкусом Настоящего во время фестиваля в «машинке», доказала: от очарования до разочарования — один «раз». Две песни, которые их лидер Никита назвал «самодостаточными и даже самоизбыточными», оставили привкус... Или это нынче называется «послевкусие»? Короче, не распробовал я. Как, впрочем, и все остальные. Тем более, многие вообще вышли покурить. А когда вернулись, на сцене... уже настраивалась другая группа. Так что в подавляющем большинстве округлившихся и расширившихся глаз читался вопрос: «Что это было?!»
Подходя абсолютно цинично: самоизбыточные песни надо не выносить на суд, но (оцените игру слов!) таить в себе. И даже от себя. К тому же, — репетировать, наверное, надо. Иначе образуется малосъедобная плохоперевариваемая каша. Это — с пожеланиями лучшей доли талантливой группе (я слышал песни Никиты!), ее поклонникам и себе, любимому.
В общем, вышло так, что «КалРяд» заполнил собой паузу между «сольным концертом» «ОСЕЙ МИРА» и «всем остальным».
Какая даль
«ОСИ МИРА» — для тех, кто их не видел-слышал, — это усиленная ритм-секция (бас-барабаны-перкуссия), на которую накладывается «группа быстрого реагирования» — Половченя-старший + Костя Концевой со всем, что дудит, трещит, визжит, шипит и шевелится, но НЕ гитара. (Дудки, кстати, продирают до самых внутренностей!) Называется как бы «этно». Произрастающее всеми ветвями и листьями, вновь как бы, из могучего древа (?) «белорусского фольклора». Если правильно смотреть на вещи, белорусским фольклором может оказаться что угодно. «ОСИ МИРА» смотрят на вещи правильно. Добавьте сюда фантазию (в том числе модельеров-костюмеров из «Моготекса») и «скромное обаяние» дуэта франтмэнов, что получается? Правильно, слава получается. С «маленькой» буквы. Для того, чтобы буква стала «большой», мало (?) шаманских плясок под сценой. Если говорить про «много», рецептура получится слишком длинной. Это все равно что отвечать на вопрос крошки сына «Что такое хорошо и что такое плохо?» Одним из состав-ляющих могу предложить в том же духе сделать песни Концевого. Или, как и планировал Андрей, вовсе отказаться от текстов, заменяя их воплями укушенного за задницу орангутанга (вообще добавить аг-рессии-экспрессии-надрыва в вокал). Уж, по крайней мере не орать дурацкое «Гуцулы!», заменив его на «Халява!» или «Гуляем!», (или «Колбасит!» — Прим.ред.) или «Хиляет!» и т.д. А еще — упростить и утяжелить партию бас-гитары... Впрочем, в калинарных техникумах я не кончал. Да и в пажеском корпусе тоже. В любом случае «ОСИ МИРА» — настоящий тяжеловес, кит в «лягушатнике».
Какая боль
Электрическое выступление группы «Обаяние НевовлечЁнности» случилось целых два раза — первый и последний. Собственно, «ОН» — это Алена Кавкова и гитара-бас-барабаны проекта «Мест Нет». Алена через три дня после этого безвременно нас покинула, уехав к семье в Подмосковье. Оставим в покое покойную Янку, на которую Алена бывает похожа, но ужасно не хочет походить. А оставив в покое, вспомним — «Хорошо иметь престарелую любовницу: она Ленина помнит!» — слова человека, который видел «БИ-2» еще в Могилеве 13 лет назад: «Во-о-т такая девочка!» (с демонстрацией большого, а не среднего пальца). Правда, после того, как он это «объяснил на пальцах», добавил: «Но гитаристы совсем не тянут!» Не тянут. Но песен гитаристами не испортишь. Да и не все было так трагично. Жаль, что только БЫЛО. На вопрос «Что будет? Чем сердце успокоится, чем дело кончится?» — ответа нет. Есть слезы, сопли, записанные кое-как песни. Можно, конечно, затянуть с надеждой на мотив «Поручика Голицына» — «Алена Кавкова, а, может, вернемся?!..» Но поскольку никакого Подмосковья, как и Парижа, на самом деле нет, то и возвращения оттуда ожидать трудно. Надеяться не возбраняется...
Какая жуть
Собственно «Мест Нет», по словам Шума, прыгнула на две головы выше собственной головы. И вот тут-то гитаристы, а также вокалисты (в том числе изгнанный давеча из «Катакомб») тянули вовсю. Мне было скучновато, зато народ веселился и от души отплясывал под признания о том, что «бабочка мохнатая летала над цветком», а мериканцы — это дурно. Кстати, наш народ давно можно поделить на две части — тех, кто согласен с этим, и тех, кто считает, что не дурно. В смысле, недурно съехать в ЮЭсЭй и там им всем показать кузькину Беларусь. Что касается меня, то: во-первых, «слава Богу, не в Америке!»; во-вторых, где та Америка?!; в-третих, есть масса других вещей, на которые можно напрягаться (например, на себя). Есть и другие «болевые точки». Их просто нужно поискать. Отвлекаясь от Америки, я уверен: «Мест Нет» — глубоко трагическая группа.
Какая вещь
С Тимофеем Яровиковым за последние 3 года произошла метаморфоза: ранее он был на «Перекрестке Теней», теперь — в самом «Сердце Дурака». Пожалуй, излишне самокритично, хотя и броско. Слава Богу, не «Игры Патриотов»! Знаем мы, во что нынче играют патриоты: рыбу бедную — за ушко и на солнышко... «Сердце Дурака» — это уже не ритмендблюз и рокенролл. К лучшему? Лично я уверен, что блюз и регги, — и того, и другого у Тимы есть и в достатке — новому проекту не помеха. Главное их толково аранжировать. Обидно оставлять «за рамками» «Ангела», «Музыканта» и прочее подобное.
Тимофей заматерел, стал похож на: Иисуса Христа «на излете», наевшегося до отвала Егора Летова, спивающегося Джима Моррисона — нужное подчеркнуть. Но вопреки всему -излишнему волнению; случившемуся по причине нехватки времени «обрезанию» — до шести песен; ритм-секции группы «ГлюкИ», которая гораздо внушительнее выглядит, когда играет свои песни — Тима все равно был хорош. Волнение придало голосу недостававшую иногда истеричность (можете назвать это «заинтересованностью»). Электричество добавило необходимой мощи и выразительности (пятерочка — за клавиши и Грифу за барабаны). Отдельно Тимофею за «Татарина» и «Мигрень» — по пятерочке. А за «Рокенрола не будет»... еще пятерку. Жаль, денег совсем нет.
Какая, ить...
Группа «ГлюкИ» перманентно будит в сознании рецензента вопрос: кто нонче популярнее у народа — они или «АвангардШкола»? Разум шепчет — второе (наверное, от нехватки мяса). Эмоции противоречат. Это уже раздвоение личности, или еще нет? «Счастливому» квартету из Казематов тоже, натурально, пришлось устроить обрезание. Что их, натурально, огорчило (мужчины не плачут, мужчины огорчаются), поскольку задумывалось «Ух!», а получилось... то, что получилось. Но это только усилило всенародную любовь по принципу «лучше меньше да лучше». К (не)счастью для их барабанщика Грифа, ездящего в Тулу со своим самоваром (клавишницей), любовь эту в неравных долях делят лыдыр Лёпа и басист Рома. В неравных, потому что интерес дамского полу к Ромке начинает попахивать иванушками интернатиональ. Обойдя этот щекотливый вопрос стороной, замечу: если бы не было группы «ГлюкИ», ее стоило бы придумать. Или, если проще: вскоре в школах будут проходить бессмертное — «я Мову бы выучил только за то, что ею поет группа «ГлюкИ»! Пока же группа поёт и играет всё лучше. И уже может начинать покорять просторы Белой. На данный момент это актуальнее, чем «НРМ» или «Сонца Мао». Но до экспорта «контрреволюции» в сопредельные страны пока далеко. Надеюсь, «ГлюкИ» повзрослеют и поймут, что я имею в виду.
Жаль, не все понимают.
Надеюсь, это НЕ ВСЁ, что есть в Могилеве. По крайней мере, в «загашнике» остались Анджей Полянский, «СВИНТИЛ», «ЭЙН-СОФ»... Надеюсь, другие группы, которые не прочь донести до народа свою программу, свяжутся с газетой «Под ШумОК» (или уже «Без Шума»?). Наконец, надеюсь, что осенью мы еще услышим полновесные программы «Сердца Дурака» и «Калачиком Рядом». Все. Точка. Уборка территории. Или, если хотите, искейп.
Где ты, Бритни Спирс? (Юрий Романов, журнал Под Шумок №456, июль 2002)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: