Эффект неразорвавшейся бомбы

(22 мая. Хэдлайн-фест в Могилеве. Участники: АВАНГАРДШКОЛА, БЕДЛАМ, ОСИМИРА, СЕРДЦЕ ДУРАКА, ТРИТОН).

Время идёт, появляются новые песни, рождаются талантливые музыканты и певцы, и рок-н-ролл жив, и «жи-ши» по-прежнему пишется через «и». А однажды весенним утром на серой облицовке столба появляется афиша, где русским по красному начертано: «ХЭД-ЛАЙН-ФЭСТ: 6 лучших». И ты понимаешь, что на твоих глазах делается история.

После двухдневных гастролей ЦЖР-овцев в Москве, столице УмомНеПонятой России, в 6.00 мы вновь были в родном Могилёве, столице белорусского андерграунда и живого рока. Город спал, просил не беспокоить. Но уже через пару часов жаждущие музла начали будоражить воскресное утро звонками, СМС-ками и заполнять телефонный эфир просьбами достать пару билетов на концерт. В магазинах в срочном порядке скупались импортные гели и отечественные лаки для волос, т.к. постановка ирокеза на голове требует ответственного подхода. Из шкафов извлекались косухи, берцы и поношенные джинсы. И вот, когда солнце уже начинает клониться к горизонту, все эти доморощенные чады валят, брынча цепями и размахивая хаерами, к легендарному зданию ДК Железнодорожников. К тому самому, который некогда 15 лет назад стал оплотом первого могилёвского рок-клуба, и по сей день отваживается ютить под своей крышей «шумное меньшинство больших городов».

Пред вратами ДК публика встречает своих подваливающих корешей. Одни, люди цивильные, курят гродненские сигареты и потягивают отечественное пиво; потом это добро передаётся младшим братьям и сёстрам, которые, насладившись остатками сигарет и пива, с лихой революционной бравостью бросают это на истоптано-заплёванный асфальт… И вот оно: сладострастное понимание того, что после прохождение фэйс-контроля на входе, тебя уже больше ничего не отделяет от сильных мира сего. Лишь несколько советских ступенек и всё те же довольные жизнью охранники. Зал заполнен почти до отказа — человек 700. Через пару минут начнется!..

Слышится гудение микрофона и немного уставший после «московского выезда» Шум вещает мирянам о сути бытия сегодняшнего. Слушаю его не очень внимательно, т.к. уже знаю, что из-за угрозы срыва концерта ГЛЮКИ перемещены в обоз выступления, что, на мой взгляд, к лучшему. В этот момент, слушая Виталия, я вспоминал ту речь, которую Шум толкнул сутки назад за 600 километров отсюда, глядя в зажравшиеся лица москвичей, о том, что рок-н-рольная Москва в подметки не годится рок-н-рольному Могилёву. Это тогда произвело эффект бомбы, и мне даже показалось, что да — нам под силу изменить историю!..

…Но вот мир заполняет тепло доброта. На этот раз в лице Фана и АВАНГАРШКОЛЫ. На этот раз АШ не запихали, как водится, в аналы концерта, а дали возможность первыми взболомутить кишащую под сценой орду. Не знаю как остальные, а я уже давненько дожидаюсь выхода их нового альбома.

В тот вечер, в отличие от дико дергающихся неформалов, я большей частью вглядывался в группу. Ибо запись можно выслушивать месяцами, а здесь и сейчас перед вами живые «школьники», живой Киря. И они интересны ТАКИМИ! Люди, они тоже люди, а не кумиры. И эти люди искренне проводили «Призывной» в сапёрные войска Дениса Манёнка. Немного неожиданной была смена в середине выступления барабанщика Васи на ударника Колю (из Минска). Как говорится, у любого объекта или явления есть свои плюсы и минусы. Вот и тогда чувствовалась разница: новому товарищу не хватало душевности Василия, зато ритм изменился, не побоюсь этого слова, в лучше-качественную сторону.

Много было уже сказано об АШ, в том числе и не совсем позитивного. Однако с каждым их выходом и после каждой из их песни шквал эмоций не уменьшается. И поэтому несмотря ни на что, поздравляю АШ «..С новым годом (музыкальным)! С новым слогом! С новым (заранее) альбомом!» Ты слышишь!?

По ходу хочется отметить про мощность и качество звука. Ближе других стоящие к колонкам охранники нервно потирали уши и смещались к середине сцены. Звук, действительно — что надо! Поэтому когда со сцены вновь что-то дико зарычало, то не сразу можно было разобрать тексты юношей в кепках, кедах и красных трусах в цветочек. Но хочется сказать, что ребята из группы не подкачали и вполне оправдали возложенную на них ответственность. Молодцы! Хотя правы и те, кто утверждает: такие группы есть в каждом городе. Но на глобальном уровне они были и остаются незамеченными, и все их старания едва ли кто-то вспомнит через десяток лет!

И как бы не радовала изначально с первых аккордов и мотивов эта солянка, но я остаюсь при своём мнении: главной изюминкой вечера были небезызвестные любители игры на улице Ленинской — OSIMIRA. Кто не согласен, пусть первым бросит в меня камень. Явление — уникальное, ибо вот вам и две девахи-огонь со скрипками, первобытный Половченя, дудец-игрец Концевой, два ударника. И на фоне всей этой какофонии Илья Сочник выплясывает со своим басом.

Конечно, скептики скажут: «ОСЯМ на этом фесте — не место. Пусть со своими цымбалами колесят просторы Европы, т.к. здешним панкам не интересны их славянские фолк-мотивы». В такие моменты хотелось бы взять за ручку этих горе-философов, отвести к краю танцпола и заставить смотреть. Смотреть на потиху начинающиеся пляски; смотреть на таинственно замерших и затаивших дыхание парней и девчат, взирающих и вслушивающихся в родное матчино слово; смотреть на толпящихся при выходе из буфета опьянённые, но не отмороженные буржуазией лица студентов и пролетариата; смотреть, как даже вездесущий прибывший кинооператор на несколько минут закрыл объектив, дабы насладиться исконно славянским духом предков. Вы бы видели этот блеск в глазках детей! Это сродни тому, как малолетние карапузы капризничают из принципа, не желая есть манную кашу, хотя и знают, что вкуснее её только сладости для радости. «Ведь это же не панк! И даже не металл! Разве я это буду слушать?! Разве я на это пришёл смотреть?! И под ЭТО отрываться!!??» Однако сидят, дорогие, и слушают, и смотрят. А по мере наращения темпа волынки Концевого и притопов Сочника, меня, пляшущего, всё больше окружают девчата с откуда-то взявшимися венками и парни с ирокезами. И вот они таксама танчать так, что кажется, вот костёр бы ещё развести — и вот оно — вяликое свято Купале! От нахлынувшего славянского патриотизма как-то не сразу все вникли в слова, невесть откуда взявшегося (это у него от природы дар) на сцене Шума: «…По не зависящим от нас причинам концерт собираются закрыть… В любой момент может быть выключено электричество. Даже следующая песня вполне может стать последней… Поддержите ребят!..» Ощущение — как после воткнутых в жопу вил… И в этот момент слова стоящих рядом панков: «Во бля, пиздец!!!» утонули в дружном недовольном гуле. И тут же на сцене ожил Половченя: «Вдарим, ребята!!!» И ребята вдарили, як мае быть. Отдаю дань уважения и публике и «осям»: каждую песня игралась и воспринималась так, что казалось — сейчас наступит конец света.

«Но конец не наступил, подкрепленье не прислали» — менты почему-то медлили и на сцене появились СЕРДЦЕ ДУРАКА. Конечно, хочется сказать нечто хорошее о выступлении ребят, однако… То, что происходило, на мой вполне трезвый взгляд, было откровенной лажей. Тима, как полуживой, забывает слова, и уже не излучает того позитива, какое наблюдалось за ним на просторах Руси-Матушки накануне. Непонятно, почему старательный Яровиков-младший, отскакавший 8 песен, не взял инциативу в свои руки? Почему Родион, откровенно говоря, насрачески отнёсся к исполнению, сбивал аккорды, не доигрывал партию до конца, а в песенке «Добрый ветер» вообще (!) перестал играть, опустив руки. Радовал лишь неунывающий клавишник Женя, бодро размахивающий сандалями над головой и дивчина, резво танцующая рядом с тем же Женей всё выступление.

Можно, попробывать объяснить неудачи тем, что группа после очень удачного концерта 28-го так не разу и не репетировала, лишившись концертной точки, что музыканты в этот день съезжались со всех сторон СНГ: из Минска, Москвы и Киева, что уставшему после Московских гастролей Тимофею тяжело было дать копоти у себя, что Ромка Жигарёв потерял энтузиазм из-за угрозы срыва выступления ГЛЮКОВ. Можно оправдываться… Но оправдания лишь доказывают вину оных.

После выступления СЕРДЦА ДУРАКА публику вновь «порадовал» Шум, который с обречённо-уверенной улыбкой напомнил детям, что концерт пока продолжается, но совсем не факт, что вот-вот всем пора будет на горшок и в люлю. И чем ближе к сердцу молодёжь принимала услышанное, тем ярастнее был их отрыв от реальности под (да простят меня музыканты) металл-рэп-песни ТРИТОНа. Мне доводилось выживать на хард и рэп-коровых столичных концертах, и потому я могу сравнивать: ТРИТОН — ярчайшая звезда белорусского хард-кора. Органичное сочетание тяжеляка с оригинальным стилем исполнения текстов в форме песенного чтения выделяет команду среди себе подобных. А как приятно и интересно слышать качественную переделку-перепевку зарубежной эстрады!..

И толи от чувства неожиданного закрытия, то ли от прилива энергии из космоса, ребята лабали дай боже! А под конец Сашка и вообще незапланированный сюрприз выдал: «Извините, — говорит, — за то, что не выступили из-за дождя 9 мая. И по сему отдадим дань погибшим в Великой Отечественной». И сразу же «Красные Маки» начали трясти стены ДК. Было просто здорово! Так что удачи парни, в вашем нелёгком «кроссовере» по болотам Беларуси.

И вот, уходит, прощаясь состав ТРИТОНа. А на сцену опять выскакивает Шум. И голосом кающегося средневекового инквизитора сообщает: «ГЛЮКОВ не будет!». Кто был в тот момент среди народа, тот вспомнит и ругань, и обиду, и едва не плачущие лица девчат, и разочарование приехавших чуть-ли не специально ради ГЛЮЧАТ из Менска, Осипович, Быхова, Орши и т.д. Да, это они запомнят надолго. А в свою очередь не забудут недоумение гитариста оршанского КЛИФ АНД КЛОТА, злобу Паши Яровикова, понуренный взор Лёпы, долго-стоящего в углу зала с нерасчехленной гитарой, и слова Ромки Жигарёва, яростно кидающего гитару: «Ну на хуй такую музыку!!!».

Послеконцертные дела, конечно же, разбирались в узком кругу ограниченных людей. Делались выводы, разрабатывалась стратегия выживания в условиях нестабильной политической ситуации, была слепая беспомощная ярость… Но этим нюансам здесь не место. Самое время закончить эту статью цитатой самих же ГЛЮКОВ: «Das ist ГАНЬБА!».

Жизнь продолжается! Могилев — UBER ALLES!

Эффект неразорвавшейся бомбы (Егор «VoLk», май 2005)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям