26.11.2007 Хождение по мукам

1. Апофеоз

Апофеоз признанияБудет ли завтрашний день? Я не знаю…
Хлопья снежинок губами хватаю,
Чувствуя, как с высоты наблюдает
Тот, кто простит и спасет…

(гр.СЕРДЦЕ ДУРАКА)

Вот уже несколько дней белорусское медийное пространство бурлит и булькает, как школьный унитаз, проглотивший пачку дрожжей. Красота неописуемая льется из всех «независимых» щелей, начиная от радио «Свобода» и заканчивая Интернетом, пестрящим заголовками: «Белорусские рокеры — продались!», «Рок-н-ролл мертв», «Действия музыкантов аморальные»… Под стать и комментарии к этим статьям, читать их — одно удовольствие:
— Это ужасно. Разочарована страшно. Я больше не хочу слушать их музыку. Потому что все их песни после этого кажутся ложью. Отвратительно.
— С сегодняшнего дня такие группы, как КРАМА, N.R.M., ПАЛАЦ и НЕЙРО-ДЮБЕЛЬ для меня не существуют! Чищу музыку в компе….
— Это просто предательство со стороны музыкантов самих себя и своего творчества, предательство идеи свободы. Это невозможно. Я не верю. В душе каждого есть черное и белое. И они не устояли перед дьяволом!
— Белорусские «рок музыканты», вы животные, я стыжусь того что я с вами одной национальности, тряпки и подстилки, безхребетные дрожащие твари… Это сверх наглости, проклинаю вас всех до единого ныне живущих и не родившихся…

Красота. Как перед конца света. Нет смысла пересказывать этот скандал в деталях, кому интересно — в Интернете куча материалов, можно сложить собственное мнение. Ну а мне, когда эмоциональная горячка улеглась, вдруг захотелось проанализировать все случившееся со своей колокольни…

2. Развитие

Апофеоз признанияВремя избрать между правым и ложным:
Разум — как серый асфальт припорошен,
Мост в саблезубое прошлое сожжен -
Строится мост к небесам!

(гр.СЕРДЦЕ ДУРАКА)

Напомню: около трех лет назад выпендрежный белорусский рок неловко попался на глаза нашему Батьке, который, будучи в плохом расположении духа, прошелся рокерам супроть шерсти, дескать что это вообще за х..йня — «дюбеля» какие-то — надо разобраться… Батька, наверняка, через день вообще забыл о существовании белорусского рока, но слова эти стали руководством к действию для соответствующих служб и чиновничьего аппарата. И на головы особо зловредных белорусских рокеров — НРМ, КРАМА, ПАЛАЦ, НЕЙРО-ДЮБЕЛЬ хлынули несчастья. Вчерашних звезд начали выталкивать из теле и радиоэфиров, через раз срывались концерты. Тогда-то и родилась «легенда о черных списках», куда попали настоящие рокеры и пацаны, которым не дают в Беларуси выступать.

Здесь необходимо притормозить для приданию легенде облика, соответствующего реальности. Действительно, срывались концерты политической и околополитической направленности, а также большие «сольники» указанных выше групп, да и те не всегда. В клубе-закусочной «Граффити», насколько я знаю, концерты не срывались. Проходили «Рок-коронации», а также концерты на оппозиционных митингах… Т.е. строгого запрета не было. Подозреваю, было что-то вроде усного ЦУ на каком-то совещании с участием администраций районов, и далее все болталось исключительно на страхе, уровне осведомленности и на идеологическом рвении чиновников. И то, что успешно проходили «типа подпольные» концерты, убеждает, что ревностной работой КГБ здесь и не пахло, потому что в околомузыкальной и оппозиционной среде, стукачей — превеликое множество.

Странно и то, что действие «черных списков» Минском и ограничивалось… В других городах особых проблем не возникало, а если таковые и были, то тут пенять музыканты могут на самих себя и своих «доброжелателей». Шум, который поднялся в околомузыкальных кругах в связи с этими «черными списками» приобрел в рупоре оппозиционной прессы масштабы нехилого ужастика. Услышали «звон» даже власти районных городков, куда зловредные рок-н-рольщики никогда и не заезжали, но на всякий случай стали давить «любой рок», без всяких списков. От «охоты на ведьм» страдали местечковые кружки самодеятельности, которым навесили бюрократический геморрой. Администрация местных ДК до сих пор отправляет музыкантов от греха подальше в райсполкомы за «разрешением» и на «литовку текстов»: терять работу из-за каких-нибудь ассенизаторов с гитарами никто не хочет.

В областных городах, где власть увереннее держит осанку, проблем всегда было меньше. Нет бумаги «запретить» — нет и забот, а никаких «черных списков» небыло… Несмотря на это, особой «частотой» концертов в областных городах наши гонимые рокенрольщики не баловали, поскольку организаторы на местах поверили «ужастикам», и боялись рисковать. А у тех, кто рискнул, зачастую все получилось. Так, например, было несколько концертов НРМ в Гомеле, Полоцке, Могилеве. Я тоже хотел пригласить одну из групп упомянутой четверки, но смутило меня вовсе не то, что концерт «запретят», а сумма заломленного гонорара: 700 баков (+ дорога от 100 у.е)… А не ох..ели ли вы, дорогие наши запрещенные группы?!..

Поначалу изгои хорохорились, изгоем стало модно быть. Из всяких еб..ней тут же повылазили молоденькие группы, сообразившие, что теперь достаточно вильнуть задком — и ты уже борец с режимом, известный на всю Беларусь. Хлопцы, как взрослые, стали заваливать оппозиционные CD-сборники и Интернет песнями с названиями, соответствующими пред- и послевыборной коньнктуре: «Беларусь будзе вольнай!», «Колер маёй рэвалюцыі», «Час прыйшоу», «Уздымайце запальніцы!», «Усё ро?на мы пераможам!», «Крывавы сакавик». Все это декларативное говно на волне послевыборных арестов на Октябрьской площади и полученных от ОМОНа люлей по дороге к Окрестина, проглотили. Но если часть «нормальных» слушателей очень быстро от всего этого устало, то «ненормальные», пришедшие к белорусскому року на волне своих политических убеждений и воспринимающие музыку на формальном уровне, решили, что вот это вот и есть настоящий рок — протест против власти на стороне их политических оппонентов.

Итак, поначалу музыканты не унывали — гордились даже «честью быть гонимыми», тем более, что оказались восстребованы оппозиционными политическими силами, которые увидели в рокерах средство привлечения в свои ряды молодежи. На дворе стоял 2005, с юга дул сладковато-теплый ветер Оранжевой революции, и к белорусскому подворью приближались выборы — оптимизм приходил сам собой. Тем более, что «глубокоэшелонированно» приходила помощь с Запада. На бабло, конечно, демфонды сильно не разогнались, ибо давно убедились: «белорусы ворують», но гастроли по странам Восточной Европы стали для белорусских групп нормальным явлением. Особо хлебосольной оказалась Польша и Литва — туда по социальным программам ездили многие. Причем, я не верю, что эти концерты были реально востребованны западной публикой. Скорее, собирали романтиков «продвижения демократических ценностей», приходивших поглазеть на экзотику — настоящих борцов сопротивления, а вместо этого видели Лявона Вольского или Янку Маузера, которым отслюмачивали в закулисье гонорары. Могу ошибаться, но думается, что подобные концерты были ничем иным, как банальной отмывкой «бабла на демократию». Собственно, это и не упрек: мне б дали бабла — и я бы взял, с уверенностью, что смогу потратить его с гораздо большей пользой, чем эти политические балоболы… Я о другом: морального удовлетворения такие концерты не приносили — то-ли дело играть перед «своей» публикой, которая — любит…

Так что не баблом единым!.. Кончается 2007 год и сегодня стало абсолютно ясно: джинсовая революция в Беларуси вступила в фазу стагнации. Нет смысла в тупом размахивании флагами. По упадническим интервью и даже отсутствию настроения на редких живых выступлениях стало заметно, что «гонимые» белорусские рокеры устали от этой бессмысленной борьбы. Устали от неопределенности, от постоянного стресса — «сорвется концерт или не сорвется», от того, что нельзя нормально общаться со своей публикой… А однажды я подслушал, как один музыкант говорил владельцу клуба-бара: «Сколько у вас вместимость? 50 мест?.. Понимаешь, я хочу видеть, что люди приходят на мои концерты, чувствовать, что они любят мои песни. Мне нужно напитаться этой любовью, чтобы понимать, что я не зря живу и всем этим занимаюсь… 50-т мест мне мало, мне нужно 200-ти!» Я хорошо понимаю вот такой эгоизм и такую эмоциональную жажду, и поэтому спокойно оценивать ситуацию начавшегося «переговорного процесса» с властями. Итак, я подхожу к главному…

3. Развязка

Апофеоз признанияМожет ли все изменится? Да, может!
Души ведь — сложно снежинки похожи,
Пульс барабанит под бледною кожей
Пусть и неровный, но ритм!
Значит, возможно, и музыка тоже -
Где-то мотив подсознание гложет
Кто из нас душу по нотам разложит?
Кто до аккорда сгорит?!..

(гр.СЕРДЦЕ ДУРАКА)

Несколько дней назад лидеры четырех белорусских групп — НРМ, КРАМА, ПАЛАЦ и НЕЙРО-ДЮБЕЛЬ оказались в Администрации Президента на приеме у руководителя управления идеологии О. Пролесковского… Заинтересованность в этом была не только со стороны музыкантов.

В стране явно запахло политической оттепелью. Беларусь, как та жаба, слишком глубоко засунувшая голову в горло России, вдруг опомнилась и заработала лапками, пытаясь выкарабкаться. «Мы готовы к диалогу с Европой и можем ответить на любые, даже самые наболевшие вопросы…» — сыпят теперь белорусские дипломаты без устали. А зануда-Европа в ответ, как заведенная: «У вас не соблюдаются права человека… У вас не соблюдаются права человека…». «Как это так не соблюдается?! — удивляемся мы, — Не может быть! Приезжайте-посмотрите, Беларусь открыта для своих западных партнеров!». На волне этих ролевых игр в стране действительно начали происходить внешние послабления — даже милиция на улицах стала вежливее.

В том же Могилеве власти еще недавно пытались взять на карандаш все рок-группы, теперь же махнули на них рукой. И только перед приездами Президента, когда весь город вычищают и вылизывают, бывает, позванивают из горисполкома с руганью: «Что ж вы, сучьи-дети, свои афиши лепите на свежевыкрашенные столбы?! Подождите пока Президент уедет, а потом лепите!!!» В Минске тоже пошла послабуха: успешно прошли аншлаговые концерты НРМ и КРАМЫ, и когда все уже задышали надеждой, вдруг с треском отменили концерт НЕЙРО-ДЮБЕЛЯ. Случилось это буквально за пару дней до аудиенции в Администрации Президента. И я хорошо понимаю музыкантов, которые отправились туда, чтобы «объяснить свою гражданскую позицию, и попросить избавить их от дальнейшего произвола».

Если концерты отменяются, то хочется выяснить из первых уст — кому и зачем это нужно. Тем более, если существует мнение, что все эти «отмены» — следствие инерции и чиновничьего рвения на местах, что О. Пролесовский и подтвердил. Здесь как раз произошло совпадение интересов: «отмены», с сопутствующими им статьями и эфирами на «Свободе» про диктатуру, государству сейчас нафиг не нужны. И думаю, что попытка построить диалог со стороны Идеологии была совершенно искренней — абы только стало тихо. Отчасти поэтому разговор с обеих сторон получился безультимативным, со взаимными уступками, и вселил в переговорщиков толику оптимизма, о чем они не без торжества и успели заявить за секунду того, как на их головы обрушились потоки грязи…

Независимые оппозиционные СМИ прорвало, как мерзкий гнойник, который зрел долгие годы. Упреки «продались», «за жратвой пошли», «предатели» хлынули, как будто до этого не существовало десятилетия совместной борьбы, как будто музыканты всей своей жизнью не доказывали верность своим взглядам и своей культуре и стране. Просто бред какой-то!.. А бедные музыканты, растерявшись от абсурдности обвинений, еще и начали оправдываться — «вы не так все поняли» — как школьники, которых поймали за курением в туалете…

Сначала я даже обрадовался скандалу, понимая, что этот музыкально-политический торт стал расслаиваться и значит скоро мы будем судить по музыке о политике, а не наоборот. Потом мне стало жалко музыкантов. У меня нет причин любить Вольского или Ворошкевича. С большего, мне даже их песни не нравятся. Но трудно было не заметить тотальную несправедливость, ведь любому адекватному человеку понятно, что никакого преступления со стороны музыкантов не было. Стороны всего лишь «объяснились». Тем, кто когда-нибудь сталкивался с убежденными «комсомольцами» или шишками из власти, знают: эти люди живут в ином измерении, мало напоминающем нашу реальность, и заставить их себя выслушать (я не говорю уже про «понять») — огромное достижение. Точно в таком, но ИНОМ мире живет и наша дерьмократическая оппозиция. И между этими мирами БЕЗДНА НЕПОНИМАНИЯ, в которую сейчас попадают все СВОБОДНОМЫСЛЯЩИЕ люди. Музыканты думали и поступали, как свободные люди, сбившиеся в «отряд самообороны», а из оппозиционного мирка их тут же обвинили в предательстве и готовности к капитуляции.

«Предательство», с точки зрения оппозиции заключалось в одном единственном факте: музыканты и О.Пролесковский пришли к соглашению, что рокеры не должны играть ни под бело-красными оппозиционными, ни под красно-зелеными государственными флагами. Это значит, что концертам на оппозиционных митингах — конец. Вот и замечательно! Ведь одна из самых ярых «нападчиц» на музыкантов — престарелая дама с признаками базедовой болезни И. Халип признается в своей статье: «Концерты во время митингов организовывали для того, чтобы предоставить вам, лишенным концертных площадок, эту самую площадку…» Спасибо вам большое, святая невинность, но если площадки для выступлений откроют — зачем тогда выступления на митингах?.. Абсурд. Тем не менее, больная гражданка Халип делает вывод: «Рок-н-ролл — мертв».

Во-первых, мне очень хочется пояснить всем недалеким: рок-музыка — это не музыка «борьбы и социального протеста». Это дикое заблуждение. Корень рок-музыки — в личностном конфликте — вот ядро настоящей рок-музыки, отличающее ее от всех гитарных подделок и прочего говна. Поясню: посредством своего творчества рок-музыкант решает этот личностный конфликт, находит ответы на свои вопросы — в песне. А что вызвало «конфликт» — власть ли, религия, социальное неравенство, рассовая дискриминация, неразделенная любовь — не важно. Рок-музыка — это песня мятущегося духа, и в этом ее сакральное значение и сила воздействия на души и умы. С моей точки зрения — огромная мерзость использовать это свойство в своих целях. Музыкант может иметь свои политические и любые другие симпатии, может их высказывать, как свободный человек, но не заниматься призывами и агитацией! Не делать из публики, которая ЛЮБИТ — пушечное мясо на площадях и баррикадах. Ты — властитель душ, твое дело — выдернуть своего слушателя из толпы быдла-обывателей, освободить его разум от рабского мышления, возмутить его духовный мир… Но выступление на митингах, как и тупая агитация в песнях — величайшая мерзость, из которой, как мне казалось, белорусским музыкантам уже никогда не выбраться. А теперь вдруг так захотелось надеяться… на возникновение настоящей контркультуры… Ну или шоу-бизнеса на худой конец — будьте вы не ладны, лишь бы только вырваться из этого глобального тупика!

Осознанное участие в политической борьбе — это оковы для разума и смерть для творчества. Но дело не только в этом… Вот сейчас оппозиционные крикуны говорят «пра сумленне» рокеров и про то, что «мы вам помогали, а вы такие-сякие…». Давайте называть вещи своими именами: вы их ИСПОЛЬЗОВАЛИ. Использовали общность ваших личных взглядов и интересов, и получали от этого выгоду куда большую, чем музыканты. Потому как рок-аудитория почти не расширилась за счет политически-ангажированных адептов. Рок-музыку нельзя воспринимать на формальном уровне, на уровне идеи. Если идея становится первопричиной, а не тот самый «личностный конфликт» — значит, это говно, которое в любой момент может отвалиться и кричать «я стираю ваши альбомы с компьюетра», «вы не устояли перед дьяволом», «будьте прокляты» и т.д. Подобные люди никоторые не любили песен, они любили красоту несгибаемых профилей на фоне развивающихся флагов. Ф топку!!!Апофеоз признания

Увы, но политика, склеившись с музыкой, низвела рок-культуру до уровня односложного мычания и убила молодую поросль рок-музыкантов в зародыше. Выбора нет: либо ты поешь под флагами ЗА БЕЛАРУСЬ или ЗА СВОБОДУ, либо ты никому не нужен, вот и сиди в каком-нибудь райцентре как в жопе у кого?..
Если же независимые рок-музыканты начнут появляться на ТВ, если прекратится сплошное помойное гониво на них в государственных СМИ, есть надежда, что хотя бы потеплеет отношение к подобным явлениям и во всей Беларуси. Перестанет относиться к музыкантам как к нелюдям и отморозкам милиция, перестанут бояться «слелеть с поста» за какой-нибудь плевый концерт чиновники в малых городах и откроют шлюзы, давая возможность группам выступать и развиваться. Я понимаю, что надежда утопична, но это хотя бы — НАДЕЖДА, что в Беларуси что-то сдвинется в с мертвой точки, и появятся не жалкие группы-однодневки, а те, кто реально сможет породить достойную Беларуси культуру, за которую без всяких лозунгов и призывов люди будут жаждать жить, бороться и умирать.

4. P.S.

В принципе, я понимаю, что всем сказанным я мало до кого сумею достучаться. И вновь начнутся крики, дескать «а сколько тебе платят в ГБ?», «Материал для Совбелки!» и т.д… Вот именно эта предсказуемая реакция и слепота как данность, меня в нашей стране и не устраивает. Может быть, потому и пытался все это написать?..

В статье использованы рисунки панк-каррикатуриста Сергея КОРСУНА

Хождение по мукам (Виталий Шум, Инфо-центр

, ноябрь 2007)

Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям