21.10.2011 N.R.M. Хроника падающего бомбардировщика (Олег Шпаковский)

МРОЯЛявон Вольский покинул N.R.M. без шума и пыли. Старые поклонники группы давно подозревали, что подобное должно было рано или поздно случиться. Зато случайные прохожие на расставание культовой белорусской группы со своим идейным лидером вообще не обратили внимания, всё же за последние лет пять N.R.M. не сделал ничего стоящего. Кажется, элегантная неявка Сергея Михалка по повестке в прокуратуру собрала «лайков» в разы больше, чем эта неприятная история с Вольским. Вот и приходится разбираться, как культовая белорусская группа, на песнях которой выросло несколько поколений, докатилась до такого состояния.

История N.R.M. берёт начало во времена Перестройки. В конце 80-х годов прошлого века, в Минске, быстро набирала популярность молодая хард-роковая команда МРОЯ. Команда во главе с молодым и амбициозным Лявоном Вольским успела пошуметь на фестивалях и издать пару альбомов, один из которых вышел даже на лейбле «Мелодия». Но СССР благополучно рухнул, и вместе с ним утратила актуальность добрая половина песен группы. МРОЯ впала в творческий депресняк. Ко всему в группе появился Пит Павлов и принялся наводить свои порядки. Неудивительно, что в 1994 году Вольский принял решение распустить МРОЮ и начать всё сначала. Так на свет появилась N.R.M. - «Незалежная Рэспубліка Мроя».

В состав новой группы вошли Лявон Вольский, Юрий Левков, Олег Демидович и Пит Павлов. Группа начала репетировать и записываться в гаражах и подвалах, и на выходе получился бодрый белорусский гранж, благо в те времена можно было безнаказанно тырить идеи у NIRVAN’Ы и им подобным. Правда, новая группа от МРОI ушла не далеко, поскольку идейная составляющая осталась прежней, а изменилась только музыкальная форма. За первую пятилетку N.R.M. записала четыре альбома и выбилась в лидеры белорусской рок-тусы. К началу нового века группа благодаря позитивным хитам «Паветраны шар», «Кумба», «Песні пра каханне» и «Тры чарапахі» насобирала мешок рок-корон и на пике популярности стала... разваливаться.

МРОЯ в МогилевеЭто с высоты 2011 года очевидно, что в начале века N.R.M. стала для музыкантов обузой, но тогда всё выглядело оптимистично: у белорусских рокеров наконец появились возможности протиснуться на радио и TV, качественно записываться и снимать смотрибельные клипы. То было время, когда клипы N.R.M., записанные кустарным способом, имели ротацию на БТ в передаче «Клип-обойма». Страна медленно поднималась с колен, и вместе с ней развивалась музыкальная индустрия. У тех, кто был никем, появилась возможность легализоваться и прославиться, поэтому Лявон Вольский, не долго думая, бросил N.R.M. и ломанулся в шоу-бизнес. Так была основана группа КРАМБАМБУЛЯ, и вскоре ни один хоккейный матч не обходился без «Панаехала гасцей з іншаземных абласцей». А N.R.M. остался брошен на произвол судьбы. К примеру, в поддержку изданного в 2002 году альбома «Дома Культуры» не было ни концертного тура, ни клипов (хотя на «Фабрыку» можно было снять видеоролик), а веб-сайт группы порос мхом. Редкие концерты ни на что не влияли. Следующая пластинка вышла только через 5 лет и была записана по принципу «вот вам альбом, только отстаньте». Само собой, 14 пафосных и вымученных треков мало кого интересовали, зато появился замечательный повод холиварить на форумах, насколько жива группа.

Лявон Вольский вообще никогда не был верным семьянином. Даже в золотые для N.R.M. годы он успевал ходить на сторону, пописывая тексты для УЛІСА, играя на клавишах в НОВАМ НЕБЕ и «анонимно» выступая в ещё одной собственной группе под названием ZET. Не обходилось и без оргий – проекты НАРОДНЫ АЛЬБОМ и Я НАРАДЗІЎСЯ ТУТ могут о вездесущем Вольском рассказать многое. Бытует мнение, что в рок-среде Вольский чувствовал себя некомфортно, поскольку по своей природе был этаким кантри-исполнителем, которому «повезло» родиться не в Америке. Отсюда и стремление к политкорректному сочетанию национальной культуры и популярной музыки, в результате чего и появилась КРАМБАМБУЛЯ. Да, именно на эпоху расцвета КРАМБАМБУЛІ приходится золотой век Вольского.

Но если Лявон Вольский благодаря таланту и харизме пережил угасание N.R.M. легко и непринуждённо, то остальным музыкантам группы пришлось сложнее. Пит Павлов хоть и считался рок-звездой, но в KRIWI и N.R.M. всегда был на вторых ролях, поэтому не удивительно, что его сольные проекты GARADZKIJA и PETE PAFF оказались малоуспешными. Да и петь он никогда не умел, не научился и уже вряд ли научится. Всё же Павлову Бог дал куда меньше, чем Вольскому. Вот только смириться с ролью второго плана сил не хватило. Юрий Левков и Олег Демидович найти себя на стороне вообще не пытались.

Пит Павлов, N.R.M.Так уж сложилось, что белорусские рок-звёзды 90-х не смогли приспособиться к новому веку. Давно на пенсии Вячеслав Корень, Вероника Круглова, Олег Хоменко, Игорь Варашкевич, Кася Камоцкая (к слову, бывшая сожительница Вольского, которая ради молодого Лявона бросила мужа – барда Алеся Камоцкого). Где-то «звёздам» не хватило таланта, где-то наглости, многим помешала бытовуха, да и конкуренция возросла в разы. Даже Вольский последние годы испытывает «временные трудности», ибо КРАМБАМБУЛЯ перестала записывать хиты, а за былые заслуги в нашей стране не готовы подкармливать даже Ярмоленко и Афанасьеву.

Вот только уходить на пенсию трём «кинутым» музыкантам не захотелось, ибо у них вдруг взыграли амбиции и ностальгия по звёздной молодости. Павлов, Левков и Демидович решили тряхнуть стариной, бесповоротно изгнать из группы Вольского и на троих сообразить новый N.R.M. И вот что из этого вышло...

14 октября группа N.R.M. выступала в могилёвском клубе «Cuba». На концерт пришла в основном молодёжь, которая N.R.M. в полном составе никогда видела, а посему Павлова частенько путала с Вольским. Это само по себе уже показательно, но не критично. Своё выступление группа начала с двух новых песен, но лучше бы Павлов рассказал политический анекдот. Новые песни оказались настолько невыразительны, что публика зависла минут на десять. Вроде и ботинком следовало бы кинуть в сторону сцены, но, с другой стороны, нельзя так поступать с легендарной группой. К счастью, публике хватило выдержки, а N.R.M. исправился позитивной «Тры чарапахі - 2». Но думается, что третья подряд новая песня переросла бы в избиение заезжих олдскульных звёзд...

Вряд ли у N.R.M. без Вольского есть будушее. Нынче группа напоминает бомбардировщик, которому «повезло» за линией фронта встретиться с вражескими истребителями. Фюзеляж в дырках, один двигатель не работает, капитан машины катапультировался, а оставшийся экипаж настолько некомпетентен, что про выполнение боевой задачи лучше вообще не вспоминать. Наверное, быть потухшей рок-звездой не очень приятно, но ещё менее приятно, когда музыканты, на песнях которых ты вырос, вдруг начинают играть ерунду. Думается, экипажу N.R.M. лучше тихо-мирно вернуться домой, а не страдать упрямостью и становиться посмешищем для сопереживающих граждан и вражеской ПВО.

Фото гр.МРОЯ - архив могилевского рок-клуба
Фото N.R.M. - Олега Шпаковского

N.R.M. Хроника падающего бомбардировщика (Олег Шпаковский, Инфо-центр ЦЖР, октябрь 2011)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

"Своё выступление группа начала с двух новых песен, но лучше бы Павлов рассказал политический анекдот. Новые песни оказались настолько невыразительны, что публика зависла минут на десять."
Это фигня! Когда Павлов привез Myslovitz в Реактор, и перед их выступлением зарядил выступление GARADZKIJA на час, вот это была жопа. Я думал Павлова прям в клубе порвут. А он так ничего, все нормально. Так что этого товарища ботинком не смутить.