Осень 2011 – осень могилевского рока. Ветер хлопочет обрывками мокрых афиш по сгорбившимся над улицами фонарям. Еще недавно эти афиши соревновались друг с другом красочностью и глянцем. Теперь – только желтая старость бумаги и бесхитростные буквы-морщины – AKUTE и NRM.
У КУБЫ не видно некогдашней возбужденной оживленности, народ покорно жмется парами – больше трех не собираться. Новая охрана на входе и две сотни человек внутри, тоже в большинстве своем новые. Традиционно-разноцветные девчонки и вьюноши в серых батниках – искатели доброго-вечного… Им чуточку не повезло – поздно родились, попали в осенний город, залипший в паутине депрессий и разочарований. Какая-то безнадега сопутствует едва ли не всем могилевским концертам в последний год. Даже когда ее не чувствуется в воздухе, как на концерте BEZ.NOT, она остается в глазах музыкантов, организаторов, менеджмента. Лучшие люди, в том числе из рок-среды, бегут из города и страны, а кто еще не сбежал – собираются. Когда-нибудь все изменится – верить надо, что уже очень скоро…
Главные герои нынешней осени – группа AKUTE. Стас очень возмужал за последнее время, стал настоящим лидером команды; Ромка - мегамизантроп, прячущий глаза за очками, ну и скромный добряк Пашка. А вместе они сейчас делают группу такой, каких в Могилеве еще не было – легкой, зрелой, великолепно сыгранной. С какой стороны на AKUTE не посмотри – ЭУРОПА.ТУТ – группа западного образца, коих мой товарищ по счастью Юрий Альбертович переворачивает сейчас совковой лопатой в огромных количествах. Вот только эта акутовская отстраненность, эмоциональная механичность… Играясь с образами, можно сравнить лирического героя AKUTE с… существом, запертом в темной квартире. Потерянный, он стоит у окна и смотрит на улицу, а там – его слушатель, под дождем и ветром, и между ними – занавеска, окно и стена, не позволяющие быть ближе. И как, скажите, им друг друга согреть, если ОНО не выходит наружу, и не способно никого пустить внутрь?..
Слушая AKUTE одним местом, другим я убежал далеко и основательным образом загнался. Кажется мне, что группа пришла к интересному эффекту: текст на понятном языке вдруг перестал иметь какое-либо значение, поскольку смысл до слушателя не доходит, не всасывается. В лучшем случае он воспринимается как мантра, которая при многократном повторении имеет примерно такое же воздействие, как бессвязные звуки, подчиненные определенному ритму. Ага, ритмы AKUTE все больше напоминают шаманскую пляску с бубном, только рвущуюся в самых неподходящих местах.
Эволюция уже произошла, но AKUTE цепляются за противоестественные для себя стандарты песенной формы, вместо того чтобы повернуться лицом к собственной ориентации – бесконечному музыкальному «Ничто». Новые и старые песни, по сути – одно и то же – холодное и нечеловеческое, отличаются лишь названиями, которые нужны для условного деления музыкального полотна на треки (в записи). А на концертах вообще нет смысла в этом делении и тем более акцентировании внимания на тех или иных песнях. Это мешает. С какого-то заднего двора, подчиняясь логике, AKUTE должны прийти к арт-роковому концептуализму с песнями-симфониями длиной в 30-40 минут, с массой сюжетов, развитий, переходов…
Понимаю, что все сказанное очень похоже на бред собачий, но в который раз пытаясь нащупать эмоциональные мостики между AKUTE и их слушателем, я не нахожу связующего… кроме заметного трансового воздействия этой музыки. Естественно, мне хотелось бы это качество развить и усугубить. Забавно было бы однажды посмотреть, как покидая после концерта AKUTE клуб, публика массово погибает в его окрестностях, попадая под машины и троллейбусы, замерзая в щелях подвалов и подворотен… Роме Жигареву тоже бы это понравилось, я знаю, но он в этом не признается, хотя подсознательно примерно к этому и стремится.
Группа N.R.M в формате «минус Вольский» в Могилев приехала во второй, и я думаю, в последний раз. Почему я так думаю? Потому что лично я, как и большинство нормальных людей, ушел с концерта задолго до его конца. Выдержал четыре (кто больше?) песни, на протяжении которых меня физически выворачивало. Соберет ли N.R.M в Могилеве зал в две сотни человек еще раз?.. Я очень в этом сомневаюсь.
К группе N.R.M у меня всегда была масса претензий. В первую очередь – к содержанию группы. Мелкий буржуа Лявон Вольский никогда мне не импонировал, как личность, как духовный лидер, как автор. Легенда белорусского рока на мою мерку была слишком мелка и получила регалий заметно больше, чем того заслуживала. Тем не менее, Лявон Вольский со своей идеологией и харизмой, являл содержание N.R.M; музыканты – его форму. Ныне содержание выкинули из группы, обнажилась музыкантская суть – «что-нибудь» играть, и получать за это деньгу, как их собратья в кабаках. Только в отличие от кабацких лабухов, музыканты N.R.M. пустили в расход не творчество какого-то там Шуфутинского, а содержание того, чем занимались в группе последние н-надцать лет. Мы-то думали, что группа N.R.M. творит национальную и культурную интервенцию в белорусской рок-музыке, отражает идеалы и надежды целого поколения. Оказалось, этим занимался один Лявон. Остальным просто в кайф было поиграть свой заскорузлый, сдохший еще в прошлом столетии хард-рок. И сейчас они занимаются тем же.
Но ладно бы только идейная сторона – к ней я был готов. Чего я совсем не ожидал, так это профессиональной несостоятельности группы. У звукача N.R.M., видимо, упала бы корона, если бы он попросил совета у нашего звукооператора – Дениса Маненка, прекрасно знающего «нюансы» зала Кубы и местного аппарата. К слову, Денис и не подкачал – на AKUTE был отличный звук. Что было со звуком на N.R.M.? Извините, пердящий звук из колонок, жуткие наводки и голос Пита – словно из… бэк-лайна. Но ладно, кривясь и морщась, это еще можно было терпеть. Что с песнями-то?.. Из тех новых, «нелявоновских» (видимо), новых вещей, что я сумел кусками расслушать – большая беда с размером строк и ритмом, уверен что и рифмы – швах, жаль не могу процитировать ни строчки, поскольку сам чертыхался от возмущения через одну.
Старые песни шли на ура и подпевались всем залом – это да, но давайте еще раз скажем спасибо за это Лявону Вольскому, за ту любовь, которую он успел посеять в сердцах слушателей N.R.M. Но любая поселковая кавер-группа, исполняя эти вещи, вызвала бы не меньший восторг. Причем, зачастую тамошние «Хендриксы» так надрачивают любимые песни своих кумиров, что и Питу было бы на что посмотреть, поучиться. Напрашивается логичный вопрос: стоит ли кормить столичных лабухов. Вам что, своих мало?..
Прошедший концерт не вызвал в Могилеве особого ажиотажа, хотя на сцене, фактически, было две ярчайшие группы белорусской сцены – прошлого и современности. На скорую руку можно подвести итоги увиденного.
Первый и главный: увидел своими глазами и убедился - группы N.R.M. больше не существует. Хотя… пожалуй, интересно будет послушать и «обозреть» их альбом «ДПБЧ».
Второй: группе AKUTE нужно срочно валить в туры в Польшу, Украину, Литву и вообще куда только можно, подальше от этой жопы. У группы больше шансов найти свою публику там, где слушатель не будет морщить лоб, пытаясь нащупать смысл песен, а будет напрямую соотносить его с текущей безрадостной политической ситуацией в стране. Момент – идеальный, а группа AKUTE – идеальная экспортная группа, и размениваться сейчас на концерты в каком-нибудь «Граффити» по меньшей мере глупо.
Фото Олега Шпаковского
Депрессивное кино. AKUTE и N.R.M (Виталий Шум, Инфо-центр ЦЖР, октябрь 2011)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: