В шапке нашего сайта гордо красуется: "Могилевский контркультурный союз". В некоторой степени это соответствует действительности, но термин "контркультура" в условиях современности изрядно обветшал. На нашем сайте понятие "контркультура" играет по большему счету роль швейцара - дань традициям могилевской рок-культуры. Потому что давным давно зреет убеждение, что никакой контркультуры в Беларуси нет и быть не может по одной просто причине - культуры тоже нет. Не к чему быть в "контрах". Глинисто-илистый слой культуры сейчас равномерным слоем покоится на плечах и головах закопанных живьем, то бишь - андерграунда. И поднять весь этот ил "господам андерграундерам" просто не под силу...
На днях на просторах интернета случайно отыскался текст, косвенно подтверждающий тезис о том, что современной белорусской культуры нет. Его автор врядли жаждал славы, когда анонимно писал его на одном из форумов, посвященных классической музыке. Но ничего не поделаешь - плохо шифровался и был раскрыт. Текст принадлежит Константину Яськову - представителю молодой генерации белорусских композиторов (в Союзе композиторов РБ с 2006 года), Дипломанту Президенского Фонда, преподавателю кафедры композиции в Белорусской Государственной Академии Музыки, Белорусском Государственном Университете Культуры и Искусств, Институте Современных Знаний, организатору Международного фестиваля современной академической музыки «Диалоги», одному из основателей и председателю Ассоциации молодых белорусских композиторов и так далее.
Отталкиваясь от тезиса "Музыка - отражение культуры", Константин постарался найти ответы на некоторые болезненные вопросы. Получилось очень лаконично, хлестко и драйвово - в нашем духе. Интересно и то, что автор, который по определению должен находится от нас в другом полушарии, в своих умозаключениях оказался нам идейно-близок. Что еще раз подтверждает парадоксальность белорусской ситуации, в которой "контркультура" и "классическая культура" оказались по одну сторону баррикад, в одних и тех же окопах.
Ну а теперь к тексту.
Культуру Беларуси начала 21 века правильнее будет называть не «белорусская культура», а «культура РБ». Внесём ясность в данные понятия:
1. Белорусская культура – недоразвитый, недоосуществлённый, недоматериализованный, недовоплощённый проект кучки белорусской интеллигенции (обедневшей литвинской шляхты) конца 19 начала 20 веков. Проект «Беларуская культура» до сих пор находится в стадии проекта, хотя в 20 веке было несколько жалких попыток его реализации. Остаточные явления этих попыток в сегодняшней повседневной действительности – «недобитая» беларуская мова как учебная дисциплина в системе образования, малоизвестная белорусская литература и практически никому не нужное искусство. В целом же «белорусская культура» в начале 21 столетия представляет собой субкультуру малочисленного круга людей, в основном интеллигентов-гуманитариев, прямых и косвенных последователей разработчиков проекта «Беларуская культура». Их можно сравнить со жречеством эзотерической секты, фанатично преданного загадочному культу «Беларусь». Носителями данной субкультуры является также «продвинутая», патриотическая «сьвядомая» (сознательная) и националистически «отмороженная» молодёжь. Представители субкультуры «беларуская культура» разговаривают на своём языке, исповедуют своё видение истории и традиций белорусского этноса, живут под своей собственной государственной символикой.
Личное мнение: «беларуская культура» - это то, какой в идеале могла бы быть всеобщая культура Беларуси. Однако, повторюсь, на сегодняшний день – это всего лишь субкультура.
2. Культура РБ – реальный всеобщий культурный субстрат населения, проживающего на территории государства Республика Беларусь. Культура РБ – это смесь маразма «совка» и идиотии глобализации: комсомол и гламурные тусовки, колхозы и супер-гипер-маркеты, субботники и Евровидение, официальные новости по «ящику» и порнуха из Инета. Культура РБ – это большая эклектическая культурная мусорная яма между Востоком и Западом, где на весь хлам, который попадается под ноги и под руки, а также «производится» местными «умельцами» при каждом удобном пропагандистском или пиаровском случае вешается ярлык «зроблена ў Беларусі» (сделано в Беларуси).
Возвращаемся к тезису «музыка – отражение культуры». Исходя из выше написанного, белорусская музыка, как более менее целостное явление, существует не как отражение белорусской культуры, а как отражение культуры РБ, т.е. это полная эклектика, всё и ничто.
3 ракурса белорусской музыкальной культуры: фольклор, эстрада-шоу-бизнес, академическая музыка.
1. Белорусский фольклор, как живая и саморазвивающаяся традиция, мёртв. Т.е. он пока ещё не совсем мёртв, но доживает вместе с «традиционной» белорусской деревней. Фольклорные коллективы – музейное искусство, различные ракурсы реставрации фольклора: от залихватской колхозной самодеятельности «со шкваркой и чаркой» в узорчатых расписных костюмах, до архаических квази-языческих завываний босых девок в льняных домотканых рубахах с венками на головах.
Личное мнение: фольклор – единственный пласт, традиция, фундамент, на котором можно было бы строить глубокую национальную культуру.
2. Белорусская эстрада-шоу-бизнес – воплощение мутированного культурного вируса, состоящего из патогенов «совка» и «глобализма». Ярчайший пример – «партия и правительство» занимаются подготовкой «звезды» для поездки на Евровидение, а на концерты белорусской попсы студентов ПТУ и вузов загоняют по разнорядке и по звонкам ректорам из горисполкома. В целом же на сцене непотопляемые «всенародно любимые» кумиры 70-х и 80-х в перемешку с новоиспечёнными и кое-как раскрученными бездарным продюсерством в антирыночных экономических условиях звёздами, звездищами, звездунами и звездульками, давящих голливудкие лыбы с рекламных щитов «за Белурусь!». Их шаблонированные внешности, поведение, личная жизнь и «творчество» справедливо наводят постмодернистских писателей аля-Пелевин на мысль о том, что, возможно, они существуют только как виртуальная телереальность, генерируемая специальной компьютерной программой.
Но в тоже время нельзя не упомянуть о куче «неформатных» групп со своими яркими стилями музыки и поэзии. Самобытен джаз. Однако это всё пласты, растусованные, в основном, по клубам и обслуживающие потребности мелких субкультурных сообществ. Их главная общая беда – они могут спровоцировать слушателя задуматься, а это уже опасно…
3. Академическая музыка. Здесь хотелось бы поговорить более детально.
Во-первых, эта традиция привнесена в культуру РБ искусственно. Также искусственно и непонятно зачем и для кого существует и поддерживается эта сфера в сегодняшних реалиях.
Чтобы осознать весь трагикомизм положения академического музыкального искусства в культуре РБ нужно понять, что академическая музыка может существовать только «во плоти» огромной и сложносоставной системы, включающей:
- нотные издательства;
- звукозаписывающие студии;
- концертные организации с их залами и проч. материально-организационной базой;
- профессиональных композиторов и музыкантов исполнителей;
- учреждения музыкального образования всех уровней, «кующих» кадры для сферы академической музыки;
- всеобщее музыкальное воспитание, подготавливающее адекватного, образованного, восприимчивого слушателя.
Отсутствие даже одного компонента делает всю сферу функционирования академической музыки ущербной. В белорусской академической музыке с уверенностью можно сказать только о существовании профессиональных композиторов и музыкантов исполнителей.
Отсутствие всех остальных компонентов вызывает следующие явления:
1. отсутствие нотных издательств = отсутствие свежего и обновлённого нотного материала и репертуара. Попросту говоря, композиторам негде публиковаться, музыкантам нечего или не из чего петь и играть.
2. отсутствие чётко налаженной системы записи и производства CD отечественных исполнителей = отсутствие возможности пропагандировать себя вне концертных залов
3. отсутствие нормальных залов для слушания живой акустической музыки (все минские концертные залы – это сараи с точки зрения акустики для академической музыки) = отсутствие нормальных условий труда и подачи своего искусства
4. отсутствие системы всеобщего музыкального воспитания = отсутствие адекватного, воспитанного слушателя, способного не только НЕ хлопать между частями произведения, но и по достоинству оценивать работу композитора и музыканта
Итак, в культуре РБ «тело» академической музыки по ряду причин представляет собой безногорукова инвалида, этакого задающего загадки сфинкса из полу-галлюцинации Венечки Ерофеева в «Москва-Петушки».
Первая загадка: что же всё-таки такое академическая музыка в пространстве культуры РБ?
Ответ: это сфера даже не имитации культурной деятельности, а имитация имитации культурной деятельности существующая сама в себе. Эгрегор.
Вторая загадка: что представляют собой профессия «белорусский композитор» и «исполнитель», коль скоро сферы современной академической музыки не существует или представляет собой имитацию имитации, и чем тогда является их творчество?
Ответ: белорусский композитор как профессия – миф. Профессия «исполнитель» - иллюзия. Композиторское «творчество» - размышление о том, какой может быть музыка в форме звуковых объектов. Сами по себе эти звуковые объекты не имеют никакой эстетической, философской, этической и даже музыкальной ценности в контексте культуры РБ. Однако, согласно эмпирическим наблюдениям, данные звуковые объекты, попадая в контекст какой-либо другой академической музыкальной культуры, более развитой и «физически» здоровой, могут приобретать там определённые эстетические очертания и иногда даже обретать эстетическую ценность. Тоже самое можно сказать и о игре исполнителей. В Беларуси они играют перед аплодирующей пустотой, поэтому не важно, как и что они играют. Достоинства их творчества отражаются только в «зеркале» слушателькой аудитории людей, понимающих академическую музыку, которых в Беларуси единицы и они не ходят на концерты.
Загадка третья: что же делать?
Ответ: наслаждаться созерцанием пустоты. Такое счастье – редкость в современном культурном пространстве.
Рисунок Сергея Корсуна
Музыка - отражение культуры?.. (Константин Яськов, Инфо-центр ЦЖР, август 2012)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
дарма ён - "праект культуры". глупа гучыць і беспадстаўна.
а пра субкультуру, дык не новая думка, а такі добра састарэлая.
Носителями данной субкультуры является также «продвинутая», патриотическая «сьвядомая» (сознательная) и националистически «отмороженная» молодёжь. Представители субкультуры «беларуская культура» разговаривают на своём языке, исповедуют своё видение истории и традиций белорусского этноса, живут под своей собственной государственной символикой. А ещё устраивают девальвации и вместе со шведами готовят боевиков для свержения законной власти. Фубля, уберите это с морока.
Меня этот текст здорово взбодрил Не могу понять причины негатива. Человек аргументированно выразил мнение по поводу бессмысленности существования в Беларуси академической музыки. Его это волновало...
С тем же успехом и на этом же базисе могут говорить о бессмысленности своей деятельности и художники, и строители, и спортсмены, и колхозники наконец... да практически все слои занятого населения, зависимые от государства. А государство стремится контролировать ВСЕ. Но система выстроена так, что она не стремится к достижению какого-то результата деятельности, а направлена на ее имитацию. И это очень болезненная для многих тема - понимать что ты не работаешь, а занимаешься х..ней, отрабатываешь бессмысленный номер...
ага, толькі вот чалавек акрамя акадэм. музыкі ні з пушчы ні з поля палез і ў іншыя дзялянкі - стан культуры наогул зацаніць і да т. п.
у выніку тэкст стракаты дыледанцтвам і банальнасцю. дзе ўжо там хваліць аргументаванае мнение по поводу бессмысленности существования в Беларуси академической музыки.
благі тэкст, імхо
Боюсь, вам наплевать на состояние академической музыки Но такой правокационный текст вы прочитали, и он вас волнует, хотя и по другой причине. А это уже само по себе говорит в пользу текста. И потом... ну такое у человека мнение. Ваше негативное мнение, причем, он заведомо учел: "Представители субкультуры «беларуская культура» разговаривают на своём языке, исповедуют своё видение истории и традиций белорусского этноса", что говорит о том, что не такой уж он и дилатант...
Ну да не буду спорить, я понимаю ваше разочарование.
мне не напляваць на стан акадэмічнай музыкі: я ні халеры пра яе не ведаю і таму схільны верыць аўтару. я скарбею разам з аўтарам над гаротным станам БАМу!
датычна ягонага прароцтва не зусім зразумеў вашую глыбокую думку
але вось ад гэтага не ўстрымаюся:
"исповедуют своё видение истории и традиций белорусского этноса" - г. зн., у аўтара свое "ну такое мнение", а ў мяне - ісповеданіе? забаўная класіфікацыя, вам не здаецца?
я понимаю ваше разочарование. - нет, не понімаете!
Очевидно, что вам не хочется принадлежать к "субкультурке, исповедующей свое видение истории..." и далее по тексту. Западло быть сектантом. Вы хотите себя ощущать носителем могучей культуры, которая волей судьбы сейчас под окупацией. Но по факту вы - это именно "субкультурка", поскольку подавляющее большинство населения РБ знать не знают ни о какой оккупации, "вашей" белорусской культуре, истории, мове и т.д. И такое положение сохраняется веками. Поэтому, опять же, афтар прав в своих определениях.
А я вообще думаю, что Беларусь не заслуживает независимости. Мы нежизнеспособны, мы все просираем исторически. В 91-ом нам дали еще один шанс, и как мы им распорядились?..
Афтар прав в том, что успешно цитирует БТ про свядомых адмарозкау, которые ничего больше, кроме как говорить на белорусском, не умеют.
За свой шанс надо цепляться до последнего - так же поётся в хороших песнях, да? Белорусская культура не плохая и не хорошая, просто она маленькая. Что ж поделать, что на время становления нации пришлась самая кровопролитная война в истории Беларуси. Я вообще уверен, что раз беларусы не подохли в таких условиях, то стоит нам дать 20-30 лет на спокойное развитие, так и на белорусском заговорим, и Смоленск с Вильней отвоюем.
ваў, сп. Шум! васхішчон, здымаю капялюш перад вашым выкшталцоным і безумоўна эфектным разборам маіх інтэнцый - цягне сама мала на псіхааналіз, дальбог - чысты Фройд . але ж во, якая аказія - ўсё міма.
"Очевидно, что вам не хочется принадлежать к "субкультурке, исповедующей свое видение истории..." - гы, хочацца мне ці не - не істотна, факт ёсць фактам. я можа і не згодны з аўтарскім вызначэннем (па мне, дык дакладней казаць пра гета (так і кажуць), чым пра субкультуру, але ж ці нам з вамі корпацца па тых катэгарыяльных драбніцах? ), ды не пра тое цяпер. важна вось што: сектантам я і не з'яўляюся, адзінства з Пазняком, Франакам Вячоркам і Настай Паоажанкай не адчуваю ўжо даўно дый бадай што ніколі не адчуваў. прынамсі, не з тае я секты. носьбітам магучай культуры я сябе адчуваць НЕ хачу - мне пляваць, магучая культура ці не, мяне цікаваць адно эстэтыка гэтай культуры. вось глядзіце: Джойса ў нам хто ў Сінявокай чуць чуў? ды ніхто амаль! а я люблю Джойса. значыцца, я - сектант? дзевіант? мне прыемна быць такім сектантам. вы, Шум, таксама сектант. ужо наяўнасць у вас свайго ўласнага густу дый нават собскай думкі робіць з вас сектанта - такія ўжо не толькі ў нас, амаль паўсюль у век дурнога спажывання перавяліся.
усё яшчэ абураюся: маё бачанне беларускай гісторыі (і культуры, і традыцыі) - ніякае не ІСПОВЕДАНІЕ, а цалкам раўнапраўная думка. як і аўтарская, і Шумава. вот!
а самае галоўнае - і важнае. мне АБСАЛЮТНА чхаць, што "подавляющее большинство населения РБ знать не знают ни о какой оккупации, "вашей" белорусской культуре, истории, мове и т.д.". што мне з таго, што людзі - бяднейшыя, чым маглі б быць? не маю да гэтага інтэрасу. як пісаў Набокаў: "До блага человечества мне дела нет: и я не только не верю в правоту какого-либо большинства, но вообще склонен пересмотреть вопрос, должны ли мы стремиться к тому, чтобы решительно все были полусыты и полуграмотны".
наастачу.
вось што забаўна (прынамсі забаўна): ніколі не думаў, што дзеяч контркультуры (носьбіт контркультуры?), можа надаваць такое велькае значэнне сацыяльнай паспяховасць тым ці іншым з'явам КУЛЬТУРЫ (застануся пры сваім і далей буду зваць аўтара бессаромным дылетантам).
а вось з апошнім сказам і спрачацца няма чаго - праўда. ды толькі пры чым тут нашы бараны?
Если я ошибся в своих предположениях относительно вас и это вас оскорбляет - я прошу прощения.
Теперь: если вас просто интересует исключительно эстетика белорусской культуры, какой бы она не была - это похвально, здоровая позиция. Но что это доказывает в контексте нашего спора? По моему ничего. Вас задевает слово "исповедовать"? В таком случае нужно просто уточнить что автор под ним подразумевал. Для меня в большинстве случае это всего лишь синоним "быть сторонником какой-либо идеи или мнения". И ваше мнение вполне равноправное с моим, даже если вы его "исповедуете". Отчего такой кипежь? Долой комплексы!
Что касается большинства, чхать нам на него или не чхать, но брать во внимание его надо. И автор взял. Может, вас это раздражает?
Я нигде не признавался что радею за культуру. Я лишь сказал что существует парадокс: носителями культуры в этой стране являются любители - бунтари, контркультурщики, которые по определению должны проверять ее на прочность - расшатывать и ломать, а вместо этого их хаотически-конвульсивные подергивания заменяют само тело культуры. За отсутствием оной. ЛЯПИСЫ вот - простой пример.
мяне ў артыкуле раздражняе не зварот да натоўпу, а той факт, што аўтар па-дылетанцку разважае пра культуру, ніяк не аргументуючы, як з дубальтоўкі страляе. а рэдакцыя Морака (я так зразумеў, гэта былі ўласна вы, сп. Шум) кажа, што гэта "в нашем духе".
нагадала Лукашэнку, які ад беларускіх пісьменнікаў нястомна патрабуе Вайны і міру.
"Меня этот текст здорово взбодрил" - толькі цяпер падумаў: калі ў тэкста была такая мэта, то тут, знаеце, раз на раз ex definitio не прыходзіцца. і ўсе заўвагі можна і закрэсліць.
і ўвогуле! морак чмарыць мае тэксты, каторыя, па-мойму, не горшыя за гэты (да! вот куды трэба было капаць з фрэйдысцкім аналізам ).
Далее по пунктам, поскольку беседа теряет смысл
- "аўтар па-дылетанцку разважае пра культуру, ніяк не аргументуючы" - и не нужны автору были никакие аргументы в данном случае. Позвольте спросить, неоднократно обвиняя автора в дилетантизме,Э привели ли вы хоть один стоящий аргумент в поддержку своего мнения? НЕТ.
- гэта "в нашем духе" - именно так - провокационные, приглашающие к полемике тексты - это в нашем духе. Потому что такие тексты возмущают и заставляют думать. А вы этого за собой не заметили?
- "нагадала Лукашэнку, які ад беларускіх пісьменнікаў нястомна патрабуе Вайны і міру" - просто бред, впрочем ваши ассоциации, сами в них и разбирайтесь.
- "і ўвогуле! морак чмарыць мае тэксты, каторыя, па-мойму, не горшыя за гэты (да! вот куды трэба было капаць з фрэйдысцкім аналізам )." - ваши тексты никто не чмырит, я вообще видел пока только один, и он опубликован. И поверьте, без всякой предвзятости, он гораздо хуже этого по исполнению.
беседа теряет смысл - да, пажалуй
"вообще видел пока только один, и он опубликован." - ну тагда я ўсё, собственна: "хлопнули двери, гости куда-то ушли - я не хотел" (як мацёры контркультуршчык, вы безумоўна зразумееце, пры чым тут Летаў )
tramvaj_varjat!
знаете, я очень рад, что есть такие, как вы. и это СНОВА не под...колка:) и у субкультуры есть шанс стать культурой:) не уходите отсюда. разбавите эту тусовку русофилов,белорусо- и юдофобов:)
«Ты шьто?! Я старий коммунист, четьверьть века в партии, как я могу якшаться с этим жюрьнальчиком? Там же собрались одни жиды и антисемиты» (с)
олег!
вы просто НЕПРАВИЛЬНО прочли - смешав в кучу коней и людей. отморозки былилишь одной из частей:) автор не путал сьвядомых и отморозков, это - разные люди:) вас ввели в заблуждение запятые. но это - перечисление, а не об одном и том же...
а националистические отморозки, они же, да, существуют. вы что, с такими не сталкивались?
Носителями данной субкультуры является также «продвинутая», патриотическая «сьвядомая» (сознательная) и националистически «отмороженная» молодёжь.
Ничего не попутал. Молодёжь - продвинутая, свядомая и отмороженная. Одно подлежащее и куча прилагательных.
ну да:)
ВСЕ - молодежь, но три эээээээ разряда
- продвинутая - раз
- патриотическая сьвядомая - двас
- националистически отмороженная - тры:)
и в общем все правильно, э?
Категорически НЕ правильно. Объясняю на пальцах:
ЮАР умный, красивый и сообразительный. Так сколько у нас ЮАРов? Уверен, что один единственный.
Ой, Олег, нефиг тебе делать...