Впервые песню «Слепой» я услышал около полугода назад, выпадкова зайдя на НАШЕ РАДИО. В радиорубке со страдальческим лицом сидел АБ-2 и слушал эту самую песню. Ничтоже сумняшеся, Вова предложено мне разделить его глубокие переживания, и поставил ее с начала В углу в это время тихо заскулил Соколик, он же АБ-1, признавшийся позже, что слышит «Слепого» по двадцать раз на дню, и успел возненавидеть эту песню, как горькую редьку. Я выслушал песню со всем вниманием, но она привычно пошла в минус. Впрочем, я поначалу не ерничал, уважая глубокие чувства АБ-2 И ушел с радио, не потеряв самообладания.
Видит Бог, впоследствие забыл бы я о существовании этой песни, если бы не «горячая ротация» на НАШЕМ РАДИО. Но на это, впрочем, я тоже закрывал глаза, молчаливо снося эти ментальные пощечины моему вкусу. Признаюсь, это дается нелегко: чувствительность к лаже у меня развита необычайно и обилие могилевских групп в эфире НАШЕГО РАДИО заставляет бояться радиоприемника, как нерадивого практиканта-дантиста.
Последним «звоночком» стало выступление МЕТАКСЫ на концерте с Джейн-Эйр неплохое выступление в целом, но Боже мой, эти песни Относится серьезно к группе, которая «рубит» безграмотностью каждой второй строки просто невозможно!..
В итоге я сел и написал то, что написал детальный разбор песни «Слепой» группы МЕТАКСА. Не хохмы ради, но чтобы во-первых проявить причины своей ярой «нелюбви» к этой песне и группе, доказать их обоснованность и, во-вторых, чтобы прочие могилевские стихо-текстотворцы задумались в лишний раз а нужно ли выносить свои перлы на суд слушателя? И не стоит ли поработать над ними тщательнее, чтобы не дать повода для насмешек?..
Итак: группа МЕТАКСА. песня «Слепой».
Перво-наперво скажу, что к музыке у меня никаких претензий нет. Претензии только к тому, что «нельзя вырубить топором» к тексту. Я не стану придираться к поэтической форме она просто не выдерживает никакой критики. Да и не важна она особенно в подобном речитативном тексте. Слух не режет и слава Богу. Придирки исключительно к смыслу и логике, которых нет.
Текст, фактически, заключается в припеве, который повторяется бесчисленное количество раз. О качестве припева чуть ниже. Но пока хочется сказать, что если бы небыло припева, понять суть было бы совершенно невозможно, потому что куплеты песни не носят повествовательный характер. Куплеты это ассоциативный ряд нагромождение образов, которые призваны породить у слушателя «правильное чувства», «ощущения». Что может породить нижеследующий текст, я и попробую разобраться.
Разбираем «поэтические образы»:
Наверно хватит злиться
Открой глаза и посмотри
Что ты видишь сквозь ресницы
Темная улица в зрачках томится
И вскоре память переполнится
Образами с закрытыми лицами
Итак, первый куплет завязка песни. Сразу же бросается в уши непонятное мне логическое построение: «Открой глаза и посмотри что ты видишь сквозь ресницы? Темная улица в зрачках томится ». Повелительное наклонение «открой глаза и посмотри» и следствие уже совершенного действия «что ты видишь сквозь ресницы?». Возникает вопрос: если глаза уже открыты, как можно продолжать «смотреть сквозь ресницы?» А о том, что они уже открыты свидетельствует следующая строка: «Темная улица в зрачках томится», т.е. если глаза все еще закрыты, улица в зрачках «томиться» не может. Да и как улица может «томиться в зрачках» я не очень хорошо себе представляю. Улица может в зрачках «таиться» или я не расслышал???
.Но это все мелочи по сравнению с последующими перлами.
Я видел свет я был свободен
Перед выбором цвета
Перед входом я имел свободу выбора входа
Я не ценил, когда мне жизнь давала эту монету
И ровно столько же я знал про цену этой свободе
«Я видел свет я был свободен перед выбором цвета» с трудом понимаю о чем вообще идет речь. Я тоже вижу свет, но я отнюдь не свободен перед выбором цвета. Т.е. я не могу видеть только зеленое или красное по желанию. И любой нормальный человек не может. Исключение дальтоники, но они лишены свободы выбора. Вывод: текст бессмыслица.
«Перед входом я имел свободу выбора входа» опять. Если есть «свобода выбора входа», значит вход не один. И петь надо «перед входами». А если автор ввиду: «свободу выбора войти-не-войти», но тогда и петь надо было соответственно, правильно используя русский язык.
«Я не ценил, когда жизнь давала мне эту монету» Хм Сравнение свободы выбора с монетой? С монетой можно сравнивать только «случайность» судьбу: не знаешь какой стороной повернется орлом или решкой, но уж никак не свободу выбора. Образ в корне неверен.
«Ровно столько же я знал про цену этой свободе» простите, ровно сколько? О чем вообще идет речь?!?!?!? О «монете»??? Т.е. «Ровно монету я знал про цену этой свободе»?????? Объясните мне, но я не понимаю! Бессмыслица!
ПРИПЕВ:
День. Один только день, чтоб увидеть я мог
Закатов сплошные картины
И длинные паутины дорог
Свет. Хочу я увидеть глазами
Я ими хочу смотреть в этот мир
Но вижу его лишь руками
«День. Один только день, чтоб увидеть я мог. Закатов сплошные картины» Во первых слово «закат», применимо к одному дню, нельзя использовать во множественном числе. Одному дню один закат. Во вторых «сплошные картины» могут быть только в забитом доверху хранилище музея, но никак не в живой панараме. Здесь может быть лишь «сплошная картина заката». Да и то, слово «сплошная» нелепый и ненужный в данной фразе графоманский балласт, о чем вам скажет любой филолог. Образ неточен.
«Длинные паутины дорог» вы когда-нибудь видели «длинные паутины»??? Длинными могут быть только «нити паутины», и именно с «нитями паутины» можно сравнивать дороги, но не с самими «паутинами». Образ неверен.
«Свет. Хочу я увидеть глазами» простите, но кроме как глазами, свет больше ничем увидеть нельзя Орган зрения это глаза и только глаза.
«Я ими хочу посмотреть в этот мир Но вижу его лишь руками» руками «видеть» невозможно.Руками можно только «ощущать», «осязать», но уж никак не «видеть».
Я видел край. Но не знал, что этот край оборвется
Когда мне люди говорили, я не смотрел в их лица
Но разве я мог бы подумать, что теперь мне придется
На эти образы из прошлого тихо молится
«Я видел край, но не знал, что этот край оборвется» край не может оборваться, потому что «край» это и есть обрыв.
«Когда мне люди говорили, я не смотрел в их лица». Когда мне что-то говорят, я зачастую тоже под ноги смотрю, но это мне никак не мешает СЛУШАТЬ. Автор, видимо, пытался сказать, что «ему говорили, а он не прислушивался»??? Либо он хотел сказать, что ему дороги сами «лица», которые раньше ему что-то говорили, а он на них не смотрел и раскаивается в этом Получилось то, что получилось: из-за редкого авторского косноязычия, смысл теряется.
Последний куплет я разбирать не буду, потому что то-ли из-за сведения, то-ли из-за дикции певца-чтеца я не разобрал половину текста, поэтому претендовать на понимание какого-то смысла просто не могу.
????(не разобрал)???? я отвлекся от Бога
Я готов был ?????(не разобрал) заключить все контракты
По (???не разобрал???) я на пляже изучаю дорогу
Чтоб завтра смог снова насладиться рассветом хоть как-то
Вы думаете, что приведенные несоответствия текста с незамутненным разумом это все? Отнюдь. Если покопаться детально, можно нарыть еще кучу нюансов, но и этих предостаточно, для вынесения вердикта: ПЕСНЯ НИКАКАЯ. И на этом можно было бы поставить точку, но нужно вспомнить об одной еще немаловажной вещи. А именно: о морально-нравственной стороне вопроса.
Дошло до меня краем уха, что эта де песня, автору очень дорога, вложены, дескать, в нее личные его переживания и ассоциации с родным человеком. Признаюсь, подобное «знание» порядком охлаждает пыл критика и его общее возмущение некачественным продуктом. НО!
1. Слушатель НЕ обязан знать контекст произведения. Он его потребитель и если без знания контекста произведение не вызывает у него никаких жалостливых чувств значит, такое произведение. И аппелировать тут не к чему. Если хотите «правильного» понимания и уважения к продукту снабжайте его детальными пояснения «песня о том-то и о том-то, посвящена тому-то и тому-то и понимать ее надо так-то и так-то» Хотя большей глупости придумать, чтобы оправдать собственную бездарность, наверное, нельзя.
2. Посвящения и вообще глубоко личные песни вообще не должны выносится на суд постороннего слушателя. Они пишутся для одного человека и одному человеку поются. Песня «Слепой» вынесена на общий суд слушателя, не способного понять ее без контекста Мало того! Если брать в расчет то, что это реальная история чьей-то жизни, то последующая судьба этой песни является ни чем иным, как спекуляцией на чьей-то трагедии для привлечения автором к себе материальных и прочих благ: славы, денег, спонсоров и т.д. Что совершенно обесценивает ее первичный «глубокоморальный» посыл.
3. На основании первых двух пунктов вырастает третий: слушатель, потребитель, который платит за песню «Слепой» деньги покупая радиоприемник и настраивая ее на волну НАШЕГО РАДИО, или проходя на концерт, волен относится к ней как угодно плохо или хорошо. И он вправе требовать КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ за свои деньги, а не довольствоваться откровенной подставой на том лишь основании, что в историю песни положены некие реальные факты. Что я сейчас и делаю.
ЛИКБЕЗ. Группа МЕТАКСА. Песня "Слепой" (Виталий Шум, Инфо-центр morok.ru, октябрь 2006)
Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий: